Рабочая программа по предмету Технология для 2 класса УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа
по технологии для 2 Г класса на 2013 – 2014 учебный год
УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.
Примерная программа основного общего образования по технологии.
Авторская программа по технологии (Е.А. Лутцева – М.: Вентана - Граф, 2012).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2013-2014 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов; протокол №171 от 25.05.2012г.
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013г.
Рабочая программа по технологии определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета во 2 классе.
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету «Технология».
Общая характеристика предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы по технологии Е. А. Лутцевой, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения технологии в начальной школе.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать ихв интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусстводает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение учебного предмета «Технология» направлено на решение задач:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основтворческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Основные содержательные линии
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель— думающий, творящий,стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
В 1 и 2 классах основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробныхпоисковых, тренировочныхупражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса, дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск: от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, художественных материалов, инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Планируемые результаты
Результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.
Личностныерезультаты:
Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).Создание условий дляформирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметныерезультаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Регулятивные УУД:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности;
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллектив но анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
Доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы по технологии
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание».
Знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края,
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические,графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Знать:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство иназначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
оформлятьизделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Раздел «Конструирование и моделирование».
Знать:
неподвижной и подвижный способы соединении деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Раздел «Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Знать:
назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Место предмета в учебном плане
Программа начального общего образования по технологии составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год. Предмет «Технология» изучается во 2 классе в объёме 35 часов в год; в авторской программе - 34 часа в год.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Технология» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю:
9 учебных недель первой четверти (9 часов);
7 учебных недель второй четверти (7 часов);
10 учебных недель третьей четверти (10 часов);
9 учебных недель четвёртой четверти (9 часов);
Всего – 35 часов в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Содержание тем учебного курса.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежныхинструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование.
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Учебно-тематический план.
Раздел программы Программное содержание Универсальные учебные действия
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч) Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников
Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов.
Соблюдение в работе безопасных приёмов труда
Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.
Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве
Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).
Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.
С помощью учителя:
— искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);
— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
— организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
— исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
— оцениватьрезультат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
— обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (17 ч) Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование).
Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов
Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)
Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)
Подбор материалов и инструментов.
Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).
Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)
Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.
Линии чертежа.
Чтение чертежа (эскиза).
Разметка с опорой на чертёж (эскиз). С помощью учителя:
— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
— анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
— осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
— воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
— планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
— осуществлятьсамоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
— обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
Конструирование и моделирование (10 ч) Изделие с различными конструктивными особенностями
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)
Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) С помощью учителя:
— сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
— моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);
— конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу;
— участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
— осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
Период №
п/п Количество часов Тема урока Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1 четверть
(9 часов) Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч) 2-06.09 1 1 Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Материалы и их свойства.
Экскурсия. Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности.
9-13.09 2 1 Изделия из природного материала.
Аппликация «Давай дружить». Получение знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира. Наблюдать и конструировать образцы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к своим сверстникам.
16-20.09 3 1 Разные материалы – разные свойства.
Чайная посуда. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для работы. Знание названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и высказывать своё мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Умение участвовать в диалоге.
23-27.09 4 1 Инструменты-помощники.
Пирожные к чаю. Знание особенностей применения инструментов и правил ТБ. Знание названий, устройства и назначения чертёжных инструментов. Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие. Понимать необходимость использования учебно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Понимать исторические традиции ремёсел. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
30.09-4.10
5 1 Каждому делу – свои инструменты.
Образы природы. Получение знаний (на уровне представлений) о профессиях мастеров родного края. Способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец. Находить необходимую информацию в учебнике, словарях и энциклопедиях. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам.
7-11.10
6 1 Симметрично – несимметрично. Получение знаний об обобщённых названиях технологических операций. Умение выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз). Учиться предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий. Определять с помощью учителя и самостоятельно ставить цель деятельности на уроке. Уважительно относиться к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Воспитание и развитие внимательности и доброжелательности.
14-18.10 7 1 Определение симметрии в предметах.
Композиция из симметричных деталей. Получение знаний (на уровне представлений) о существовании гармонии предметов и окружающей среды. Умение оформлять изделия, соединять детали. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов). Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
21-25.10 8 1 Размечаем быстро и экономно.
Панно из круглых деталей «Слон». Умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок. Знание обобщённых названий технологических операций. Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно ставить цель деятельности на уроке. Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (17 ч) 28.10-1.11 9 1 Способы соединения деталей.
Открытка с сюрпризом. Умение убирать рабочее место. Умение выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Воспитание и развитие заботливости. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
2 четверть
(7 часов) 11-15.11 10 1
Собираем изделие.
Игрушки-подвески. Умение самостоятельно выполнять в пределах предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту. Соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – своё или высказанное другими. Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие выводы и обобщения. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Умения участвовать в диалоге, высказывать соё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
18-22.11 11 1 Украшаем изделие.
Подносы. Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Умение применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Учиться предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций. Воспитание и развитие уважительного отношения к культуре всех народов. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
25-29.11
12 1 Линейка-труженица. Практическая работа.
Линия, виды линий. Знание названий, устройства и назначения чертёжных инструментов. Знание линий чертежа и приёмов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Умения участвовать в диалоге, высказывать соё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
2-6.12
13 1 Работа с линейкой. Складывание бумаги по чертежу. Знание обобщённых названий технологических операций. Знание линии чертежа и приёмов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя, высказывать своё мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. Умения участвовать в диалоге, высказывать соё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
9-13.12 14 1 Работа с линейкой.
Домино. Знание линии чертежа и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
16-20.12 15 1 Чертежи и эскизы.
Поздравительная открытка. Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия. Знание линий чертежа и приёмов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). Находить необходимую информацию в учебнике, словарях и энциклопедиях. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Умения участвовать в диалоге, высказывать соё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
23-27.12 16 1 Выставка изделий. Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание назначения персонального компьютера, некоторых его возможностей в учебном процессе. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Воспитание и развитие уважительного отношения к культуре всех народов. Умения участвовать в диалоге, высказывать соё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
3 четверть
(10 часов) 13-17.01 17 1
) Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лён).
Помпон. Знание происхождения натуральных тканей и их видов. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций. Умения участвовать в диалоге, высказывать соё мнение. Воспитание и развитие уверенности в себе, чуткости, доброжелательности, общительности.
20-24.01 18 1 Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шёлк).
Игрушка из помпонов. Знание (на уровне представлений) нескольких профессий мастеров родного края. Знание происхождения некоторых натуральных тканей и их видов. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
27-31.01
19 1 Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка деталей.
Футляр. Знание названий, устройства и назначения чертёжных инструментов. С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
3-7.02 20 1 Изготовление футляра. Получение знаний (на уровне представлений) некоторых характерных особенностей изученных видов декоративно-прикладного искусства. Знание обобщённых названий технологических операций. Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие выводы и обобщения. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
10-14.02 21 1 Что любят и что не любят растения. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Учиться предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание и развитие заботливости. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
17-21.02
22 1 Практическая работа. Наблюдение за влиянием освещённости, температуры, влаги. Умение самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Воспитание и развитие толерантности. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
24-28.02 23 1 Как вырастить растение. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. Воспитание и развитие трудолюбия. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
3-7.03 24 1 Как размножаются растения. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
10-14.03 25 1 Уход за комнатными растениями. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. Находить необходимую информацию в учебнике, словарях и энциклопедиях. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Воспитание и развитие самостоятельности, ответственности. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
Конструирование и моделирование (10 ч) 17-21.03 26 1 Делаем макеты.
Автомобиль. Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание отличий макета от модели. Знание обобщённых названий технологических операций. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
4 четверть
(9 часов) 31.03-4.04
27 1
Делаем макеты.
Самолёт. Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей и выполнять соединения известными способами. Знание отличий макета от модели. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
7-11.04
28 1 Делаем макеты.
Лодочка. Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Умение определять способ соединения деталей и выполнять соединения известными способами. Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
14-18.04
29 1 Мини-проект.
Улицы моего посёлка. Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
21-25.04
30 1 Мини-проект.
Праздник авиации. Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей и выполнять соединения известными способами. Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие выводы и обобщения. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Воспитание и развитие трудолюбия, умения уважительно относиться к чужому мнению.
28.04-02.05 31 1 Мини проект.
Наш флот. Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей и выполнять соединения известными способами. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её.
05-9.05 32 1 История приспособления первобытного человека к окружающей среде.
Макет «Как жили древние люди» Знание отличий макета от модели. Знание названий и свойств материалов, которые используются в работе. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Воспитание и развитие трудолюбия, умения уважительно относиться к чужому мнению.
12-16.05 33 1 Жилище первобытного человека. Изготовление одежды первобытного человека. Знание (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира. Знание отличий макета от модели. Находить необходимую информацию в учебнике, словарях и энциклопедиях. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Понимать исторические традиции ремёсел. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
19-23.05
26-30.05
34-35 2 Выставка изделий. Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание назначения персонального компьютера, некоторых его возможностей в учебном процессе. Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и высказывать соё мнение. Уважительно относиться к результатам труда.
Материально-техническое обеспечение программы
1. индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
2. инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветные карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками, инструменты для работы с проволокой.
3. материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага(писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, солёное тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор»
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Для учителя:
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. – М.: Вентана-Граф, 2013
Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI»/Авт-сост. Е. С. Галанжина. – М.: Планета, 2012
Технология: программа: 1-4 классы/ Е. А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012
Для учащихся:
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Лутцева Е. А. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013