Задания формата PISA по теме Природопользование для 8 класса

Прочтите текст и ответьте на вопросы

Природопользование.
Природопользование представляет собой систему взаимоотношений человека с природой. Составными частями природопользования являются: изучение, освоение, преобразование и охрана природной среды.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование является разумным и не допускает снижения продуктивности природной среды. Нерациональное - это потребительское отношение к природе, то есть стремление получить от нее как можно больше любыми способами, что приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды. При нерациональном природопользовании возникают две проблемы: ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов и экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. Экологические проблемы связаны как с ростом численности населения и беспрецедентным увеличением масштабов производства, так и несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью.
Поэтому необходимо не только изучать пути вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека, но и находить пути и разрабатывать мероприятия по восстановлению, преобразованию и охране естественных ресурсов и природной среды.
Вопрос 1: Природопользование
Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию? Обведите «да» или «нет» для каждого утверждения
Примеры
Рациональное природопользование

Создание заповедников
Да/Нет

Строительство очистных сооружений
Да/Нет

Использование старых технологий и оборудования
Да/Нет

Вторичное использование сырья
Да/Нет


Компетентность: анализ
Контекст: глобальный
Содержание: качество окружающей среды
Уровень: 3
Ожидаемый ответ: да, да, нет, да

Вопрос 2: Природопользование
Как комплексное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды?
Напишите ответ.
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
·____
Компетентность: толкование данных на научной основе
Контекст: глобальный
Содержание: качество окружающей среды
Уровень: 5
Ожидаемый ответ: экономить ресурсы, так как можно уменьшить добычу и сокращает количество отходов, за счет превращения их в нужную продукцию

Вопрос 3: Природопользование
Увеличение масштабов производства, приводящее к усилению экологических проблем связано
А с несовершенством технологических процессов
В с экологической безграмотностью
С с истощением ресурсов
D с резким ростом численности населения

Компетентность: анализ
Контекст: глобальный
Содержание: качество окружающей среды
Уровень: 3
Ожидаемый ответ: D

Вопрос 4: Природопользование
Может ли отдельный человек внести вклад в сбережение ресурсов воды, как это сделать?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Компетентность: толкование научных данных
Контекст: личностный
Содержание: природные ресурсы
Уровень: 5
Ожидаемый ответ: да, экономно использовать воду: следить, чтобы кран не капал, экономить воду при использовании душа, а не ванны, закрывать кран. Не засорять водоемы, не мыть в них автомобили, не сливать в водоемы бытовые отходы.

Вопрос 5: Природопользование
Международный символ переработки обозначает, что упаковка может быть переработана или уже изготовлена из перерабатываемого сырья. Переработка или утилизация отходов позволяет повторно использовать такие материалы, как стекло, бумага, железо, аккумуляторы, батареи, ткани и пластик.

Если вы будите отдавать предпочтение таким товарам, то вы участвуете в рациональном природопользовании путем:
А Комплексной переработки сырья
В Создании водооборотных циклов
С Вторичного использования ресурсов
D Создании новых технологий

Компетентность: объяснять явления с научной точки зрения
Контекст: личностный
Содержание: природные ресурсы
Уровень: 3
Ожидаемый ответ: С