Конспект логопедического занятия на тему:Дифференциация предлогов и приставок для детей 5 класса с интеллектуальными нарушениями


Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» для детей с интеллектуальными нарушениями в 5 классе.
Выполнила:
Парникова Наталья Николаевна
Учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 5»
г. Усолье-СибирскоеКонспект логопедического занятия.
Задачи:
Образовательные.
Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.
Развивающие.
Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)
Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.
Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?
Учащиеся: приставка
Учитель: Назовите приставку.
Учащиеся: по.
2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)
Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?
Учащиеся: приставки и предлоги.
Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.
Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?
Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.
3. Повторение ранее полученных знаний.
Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со словами?
Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)
 Перед корнем есть приставка.Слитно пишется она.И при помощи приставкиОбразуются слова. -
 
 Нет ниточки связать слова?Предлог поможет нам всегда!С глаголом рядом не стоит,Писать с пробелом нам велит!
 
При написании необходимо различать предлог от приставки.
Отличия:
   Предлог - это часть речи. Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.
  Приставка - это часть слова. Пишется слитно.Приставка служит для образования новых слов.
Общее:
   В речи многие предлоги и приставки слышатся и призносятся одинаково.
Как отличить предлог от приставки?
1. Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. У глаголов есть приставки.
 
разбежались, отмерила, скинул.
 
2.Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует - это приставка, нет - предлог.
 
(у)стола - ЧТО? устол, такого слова нет, значит у - предлог, пишем раздельно: у   стола 
доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО - приставка, пишем слитно: полёт.
 
3.Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у - предлог, пишется раздельно. 
Алгоритм рассуждений:
-Это глагол?
                     -ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это
                               приставка,   пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)
                     -НЕТ - ставим слово в начальную форму :есть такое слово -                      приставка, нет - предлог.
4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
1. Работа со словом.
Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)
Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?
(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город.
Учитель: Как это можно сделать?
Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.
Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).
Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?
Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.
Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.
Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.
(далее аналогично со всеми словами).
Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.
Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.
Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.
Молодцы, вы все справились с заданием.
Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
2. Упражнение на логическое мышление.
Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)

«»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
3. Работа со словосочетанием.
Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)
Назовите слова с приставками.
Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.
3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.
Физкультминутка. (слайд 8)
4. Работа с предложением (текстом).
Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)
(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Сколько рассказов можно составить из этих предложений?
Учащиеся: 2.
Учитель: О чем будет первый рассказ?
Учащиеся: о горке.
Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу.Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Учитель: Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся: Горка.
Учитель: О чем второй рассказ?
Учащиеся: о елке.
Учитель: Прочитайте его.
Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..
Учитель: Как назовем этот рассказ?
Учащиеся: Ёлка.
Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.
(взаимная проверка).
5. Подбор предлогов и приставок.
Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.
…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.
Все ребята …бежали …льду …коньках.
Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.
Устно. Определи где приставка, а где предлог.
(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.
5. Подведение итогов.
Учитель: Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями.
Кому было трудно?
Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)
Приложение.
Через лес, с братом , у школы, перед окном, из коробки, в машине, за братом, поливает.
(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город.
(С)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.
Все ребята …бежали …льду …коньках.
Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.
(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.
1. Над кустом жужжал шмель. Под кустом спрятались зайчата. 2. Над головой светило солнце, а под ногами шелестел песок. 3. Щенок залез под стол. 4. Над рекой склонились ивы.
Мой рабочий стол.
Это мой стол. За столом я учу уроки. На столе учебники, тетрадки, лампа. В столе лежат мои книги, альбом, настольные игры. У стола стул. Наш Мурзик любит спать под столом.
Поход.
Наш отряд ходил в поход к горному озеру. К походу мы готовились целую неделю. Готовили рюкзаки, палатки. Из похода возвращались усталые, но радостные. В стенной газете была заметка о походе. Мы долго помнили наш поход.
Август.
Август — последний жаркий месяц. На лугах уже скошено сено. В полях идет уборка хлебов. Листва на деревьях начала сохнуть. В сосновом бору появились осенние грибы. Едут из лагерей пионеры. За лето они отдохнули, окрепли.
Суслики.
Долго мы ехали по степи. Но вот в зелени садов показались дома. В колхозе мы подружились с пионерами. Они делали ловушки для сусликов. Капканы ставили в поле перед норками. Ребята уничтожали сусликов — опасных врагов хлебных растений. Много тонн зерна спасли пионеры для колхоза.
Жадная собака.
Бежит Жучка по шаткой доске через ручей. В зубах у нее кусок мяса. Видит Жучка в воде другую собаку. У нее тоже кусок мяса. Кинулась Жучка к собаке мясо отнять. Собаку в воде не нашла и свой кусок потеряла. Вернулась Жучка в будку голодная.