Конспект занятия по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа )
Конспект занятия по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа )Задачи: продолжать знакомить детей с весенними изменениями в природе, учить описывать картинку, называть характерные признаки весны. Расширять знания детей о природе, сезонных изменениях. Формировать грамматически правильную речь, развивать умение подбирать прилагательные к основному слову. Закреплять умение читать стихи . Продолжать учить детей рисовать пейзаж.
Ход занятия I. Организационный момент
– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.
Снег растаял! Снег растаял!Эта новость непростая!Это значит наступаетНастоящая весна.
– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость). А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.
Дел у меня не мало –Я раскрываю почки, В зеленые листочкиДеревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня … (Весна)
Выставляется иллюстрация весны.
– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.
Дел у меня не мало –Я белым одеяломВсю землю укрываю,В лед реки убираю,Белю поля, домаЗовут меня … (Зима)
Я соткано из зноя,Несу тепло с собою.Я реки согреваю,Купайтесь – приглашаюИ любите за этоВы все меня. Я … (Лето)
Несу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,Деревья раздеваю,Но не касаясь сосенИ елочек. Я … (Осень)
– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)
Игра «Наоборот».- Ребята, посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?- Весна.- Правильно, а как вы догадались? - Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы.- Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Кому дам в руки волшебную палочку, тот будет отвечать. Зима ушла, а весна… пришла.Зима холодная, а весна… теплая.Зимой солнце морозит, а весной… греет.Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
«Весна» (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
- А как вы думаете, почему к нам весна идет быстрыми шагами?
- Что происходит с сугробами?
- Подумайте, а почему черные проталины видны? (Пригрело солнышко, стало теплее).- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?Март-капельник.Апрель-водолей.Май-травень, цветень.- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
-Послушайте, ребята, как композитор П.И. Чайковский нам рассказал о весне.
Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.
Воспитатель: попробуем войти в картину:
- Какие звуки вы слышите?
- Какие запахи ощущаете?
- Как можно назвать картину
«Я принесла на занятие,— показывает воспитатель,— весенние картины. Догадайтесь, почему я назвала их весенними»?
(показ слайдов изображающие весенние явления в разные периоды, животных, птиц и растений весной.)- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? ( капельки воды часто-часто капают с крыш).- А что происходит с почками ? (почки лопаются, и распускаются маленькие листочки).-- А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче-Почему в народе так говорят : «Грач открывает весну?»- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
В жизни животных тоже происходят изменения (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней)- А что происходит с теми животными, которые всю зиму спали? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
-Весной появляются первые цветы, а какие?(первоцвет, мать-и-мачеха)
-Что подарила нашему участку весна? («Цветы: одуванчики, тюльпаны. Бабочек, жуков, густую траву».)- Ребята какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.( несколько детей составляют рассказ по картине)
ФизминуткаПриди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким,С корнем глубоким,
«Весенние приметы»
Воспитатель: ребятки весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.) а теперь приготовьте лист бумаги и цветные карандаши. (поговорить с детьми о весне и предложить игру – найти и нарисовать) Ребятки а сейчас мы с вами будем рисовать приметы весны.( Можно подсказать, какую они одежду одевают зимой. А какую одежду они одевают весной? Курточку, а зимой носили теплую шубку, толстый свитер, шерстяные варежки и носки.
Солнышко пригревает, и на улице стало теплее – вот и первая примета весны. Рисуем солнышко. Солнышко припекает, поэтому тает снег и бегут ручейки. Вот мы нашли и вторую примету весны. Рисуем ручейки или лужи.
В народе говорят, если распустилась верба, зацвела Мать-и-мачеха и появилась молодая трава – пришла весна. Это мы определили третью примету весны - рисуем травку.
На деревьях набухают нежные почки, на березе и тополе появляются сережки, следом распускаются молодые листочки. Почки, сережки, листочки – это еще одна весенняя примета. Нарисуйте вместе березку с листочками.
Обратите внимание ребятки на воробьев: они весело щебечут, суетятся, тащат сухие веточки и травинки. Радуются весне. Стали появляться птицы, которые улетали на зиму – скворцы, грачи, ласточки. (Самих птиц увидеть не так просто, поэтому покажем фотографии или рисунки птиц). Вместе нарисуем птичку (а может и не одну) птичку.
Окончание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, о нем они вели беседу, перечислить понравившиеся игры и упражнении.