Урок русского языка по теме «Наречие» в 7 классе

Урок русского языка 7 класс
Тема: Практикум по теме «Наречие» ( грамматическое значение, степени сравнения, смысловые значения, правописание).
Подтема: У дружбы нет границ, у знаний нет дна.
(пословица).
Цели:
1. Образовательные:
систематизировать знания учащихся о наречии как части речи;
проверить умения применять в практике письма изученные орфограммы и пунктограммы;
расширить лексический запас словаря учеников.
2. Развивающие:
совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями;
развивать познавательные способности, лингвистическое мышление, УУД;
формировать умения исследовательской работы.
3. Воспитательные:
создать условия для повышения интереса к изучаемому;
содействовать воспитанию у учащихся дружелюбия, отзывчивости, верности и честности в отношениях друг с другом;
погружать в атмосферу рождения мысли.
Методические приемы: дифференцированные индивидуальные задания;
словарная работа; лингвистический разбор;
беседа; работа в парах; познавательные и лингвистические задачи;
анализ текста; частично - поисковая работа.
Оборудование: словари, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, плакаты с пословицами, учебник "Русский язык" 7 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
Форма урока: практикум с элементами лабораторной работы исследовательского характера.
Предмет языкового анализа: слова, предложения, тексты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(обсуждение эпиграфа «У дружбы нет границ, а знаний - дна»)
-Как вы понимаете эту народную мудрость?
-Мы с вами дружим не один год, я надеюсь, что наша дружба будет крепче с годами. И как большие друзья мы поможем друг другу на этом уроке и решим все задачи, поставленные перед нами.
2. Активизация опорных знаний. Стадия «Вызов»
2.1. Проверка домашнего задания.
Базовый уровень: (упражнение 223)
A) синтаксический разбор предложения: Зимнее солнце неласково.
Б) морфологический разбор глагола оправдывался.
B) комментирование орфограмм (по «цепочке»). Повышенный уровень
Г) заполнение таблицы, составление сложного предложения, (упражнение
225).
2.2. Постановка УЗ. Создание проблемной ситуации.
- Повторяя знакомое о наречии, вы станете исследователями. Так как будете искать ответ на важный вопрос.
ПВ: Как работают наречия?
- Ведь это неутомимые труженики. Возможности наречий неисчерпаемы. Хотя это и очень сложная по правописанию часть речи, но её роль в речи устной и письменной, поэтической и прозаической многообразна. По словам А.С.Пушкина она «живописует» глагол.
3. Операционно - исполнительский этап. Стадия «Осмысление».
3.1. Дифференцированная индивидуальная работа.
3.1.1. Работа со словарями у доски, ученики фиксируют работу в своих словариках. (Приложение 1)
3.1.2. Творческая работа
ЛЗ: напишите сочинение - миниатюру «Зарисовка зимнего утра», используя в своей работе наречия.
3.2. Поисковая работа в парах. Анализ текстов. (Приложение 2)
ПЗ: 1. Выразительно прочитайте отрывки из произведений.
2. Выпишите наречия. Определите их смысловую группу.
3. Определите тропы, обороты речи, использованные автором.
3.3. Отчет о выполненной поисковой работе.
3.4. Обобщение. Вывод.
- Какую роль выполняют наречия в русском языке?
4. Экспресс - отдых.
- Что необычного вы заметили в кабинете? (по классу развешаны пословицы: Друзья познаются в беде
С другом веселее при удаче, легче в беде
Друга ищи, а найдешь – береги и другие)
-Какой темой объединены эти пословицы?
- Запишите ту, которая вам более понравилась, которую вы взяли бы в качестве своего девиза в дружбе.
5. ЛЗ: найдите и запишите пословицу, в которой употребляется наречие в форме степени сравнения. Определите степень сравнения,
6. Анализ текста
ЛЗ:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тему, идею.
3. Определите стиль текста и тип речи.
4. Выполните морфологический разбор наречий чаще и упрямо.
5. Раскройте лексическое значение слов: эталон, благорасположение. 7.Рефлексия.
-Как должны относиться друзья друг к другу?
-«Настоящая дружба правдива и отважна»,- писал Ф.Шиллер.
- Как вы думаете, почему у вас все получилось на уроке?
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
В битвах и перед казнью
Или на Млечном пути
Люди сильны боязнью
В чем - то друзей подвести.
(Е.Евтушенко)
- Никогда не подводите своих друзей, товарищей.
Рефлексия.
- Какая задача стояла перед нами в начале урока?
- Мы ответили на проблемный вопрос урока?
Оцените свое участие в уроке, используя оценочные наречия, (хорошо, отлично, великолепно). Выставление оценок.
Домашнее задание: напишите сочинение - миниатюру по теме «Мой друг», используя прилагательные и наречия в форме сравнительной или превосходной степени.






























Приложение 1
Карточка 1
Замени синонимом фразеологизмы с наречиями. Обращайся к фразеологическому словарю.
Вдоль и поперёк; туда и сюда. Составь с ними предложения.

КАРТОЧКА 2
Определи этимологию (историю происхождения) данных слов, пользуясь этимологическим словарем.
ВООЧИЮ. ДОВОЛЬНО
Образец записи: опять - в древнерусском языке наречие опять означало «назад», образовано из сочетания о пять, где пять -существительное, однокоренное со словами пята, пятиться. Пойти о пять - значит пойти туда, куда направлены пятки, то есть обратно.
Составь и запиши с одним из этих слов предложение.

КАРТОЧКА 3
Выпиши из орфоэпического словаря 10 наречий, произношение которых необходимо запомнить. Образец: бегом, сегодня /во/
Составь и запиши с этими словами 3 словосочетания.

КАРТОЧКА4
Подбери к данным наречиям с НЕ синонимы. В случаях затруднения обращайся к словарю синонимов.
НЕВЕЖЛИВО, НЕВОЛЕЙ, НЕВОЗМУТИМО, НЕВООБРАЗИМО,
НЕВПРОВОРОТ, НЕГЛУБОКО. НЕГОЖЕ, НЕГРОМКО,
НЕГУСТО.
Укажи наречие, используемое чаще в разговорной речи.
Составь предложение, в котором наречие с НЕ будет писаться
раздельно.















Приложение 2
Задания для работы в парах.
1.
Выразительно прочитайте отрывок из произведения Л.Н.Толстого.
Выпишите из него наречия, определите их значение.
ПЗ: Что можно передать наречиями? Что
станет, если изъять наречия?
Ближе блестели золотые поля и перелески.... Везде - спереди, справа и слева - виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения.
ЛЗ: Определите троп словосочетания «золотые поля».
А)эпитет Б) метафора

Задание для работы в парах.
2.
Выразительно прочитайте отрывок. Выпишите из текста наречия, определите их значение.
ПЗ: Что передает с помощью этой части речи автор? Можно ли их опустить?
Песня воды.
Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это: вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас божьим баранчиком, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.
(М.М.Пришвин.)
Найди в тексте эпитет.

Задания для работы в парах
3.
Выразительно прочитайте отрывок из произведения И.С.Тургенева. Выпишите наречия, определите их значение.
ПЗ: Что передают наречия в этом тексте?
Помнится я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому багровому солнцу : я вспомнил о ней, слушая Якова.
ЛЗ: Какие обороты речи встретились вам в этом отрывке?






Приложение 3
Анализ текста.
Всякая дружба требует немалых душевных усилий - и всегда терпения. Дружные классы чаще всего формируются вокруг кого-то одного, кто упрямо, настойчиво собирает бывших одноклассников. Чаще всего это -учитель. Но есть классы, объединённые кем-то из учеников. Для Лицея таким «кем-то» был Пущин. Все пути, вся жизнь бывших лицеистов были разные. Общее одно - юность. Этой юности Пущин не изменил сам и не позволил изменить никому, он никогда ни о ком не забывал.
(Н.Долинина)

Дружба лицеистов, оставшаяся примером, эталоном человеческих отношений, возникла потому, что мальчики сумели взглянуть друг на друга « с полным благорасположением». Это чувство братства сохранилось у них на всю жизнь. Пятидесятилетний Пущин неустанно спрашивал в письмах из Сибири о каждом из братьев по Лицею.
(Н.Долинина)
15