ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ – ОТ ЛЮБВИ ЗАСЕДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

ВСЕ ПРЕКРАСНОЕ НА ЗЕМЛЕ – ОТ ЛЮБВИ


ЗАСЕДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ


«И жизнь, и слезы, и любовь».


Цели: на примере творчества лучших мастеров слова дать возможность старшеклассникам увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений; пригласить к раздумью над поэтической строкой; пробудить стремление познавать прекрасное; развивать потребность в реализации собственного творческого начала.
Оформление: на доске разным шрифтом и в разных направлениях написаны имена, фамилии возлюбленных поэтов (Лилия Брик, Лаура, Н.Гончарова, А Ахматова и др. и лирические героини (Прекрасная Дама), а также фамилии самих поэтов.
В оформление доски включены красные розы (символ любви) и лепестки роз (символ слез).

Звучит 1-я мелодия лондонского оркестра. Учитель читает стихотворение Р. Рождественского «Все начинается с любви».

Все начинается с любви.
Твердят: «Вначале было слово »,
А я провозглашаю снова:
«Все начинается с любви».

Все начинается с любви.
С любви - я это точно знаю.
Все, даже ненависть – родная
И верная сестра любви.
Все начинается с любви.

Все начинается с любви.
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.


Все начинается с любви –
Мечта и страх, вино и порох,
Трагедия, тоска и подвиг –
Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи!»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься, и начнешься-
Все начинается с любви!

Слово учителя. Человек ждет любви К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под шум безумствующего маскарада в маске «Печали», как к Золушке – с двенадцатым ударом дворцовых часовЛюбовь О ней мечтают. Ее ждут.
Любовь – это поэзия. Это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.
Человек ждет любви
Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов.
Любовь ждет особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец.

Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать»

Ученик: Наяву во сне ль увидел, встретил
Девушку большой своей мечты.
Вился локон золотисто - светел,
Были нежны милые черты.

Вот иду, иду я напевая.
И слова у песенки просты:
-Где же ты, где ж ты, милая, родная,
Девушка моей, моей мечты?

В сопровождении гитары звучит песня из телефильма «Ирония судьбы».

Муз. М.Таривердиева, сл. В.Киршона
Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая? »
Тополь забросал меня осеннею листвой.

Я спросил у осени: «Где моя любимая?»
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивая: «Где моя любимая?»
Долго дождик слезы лил за моим окном.

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»
Месяц скрылся в облаке, не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?»
Облако растаяло в небесной синеве

Ученица: Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она и связанные с ней Радость, Восторг, Нежность, Упоение положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии, высокую работоспособность. Она - источник жизни и вдохновения.
«Любовь отточила карандаш первого художника»,- утверждал Гельвеций. Любовь возвеличивает человека. Помните у Горького: «Все влюбленные талантливы». Именно в состоянии влюбленности многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи.
Иногда любовь переживает человека и остается ярким примером для потомков на века: любовь Эхнатона и Нефертити, Данте и Беатриче Петрарки и Лауры
О любви написано много, о ней слагают трактаты и поэмы, прозаики пишут романы, а поэты – стихи. Возьмите в руки томик Шекспира, прочтите его сонеты. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Константин Симонов – перечислить всех невозможно, но все они помогают нам осознать, что любовь – это великое чувство, и ради него люди совершают подвиги и чудеса.
Музыка любви. Она может все. А.К.Толстой, находясь в Дрездене, в 1870 году писал своей жене: «Я только что приехал в три с половиной часа утра и не могу лечь, не сказав то, что говорю тебе уже 20 лет,- что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад. Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять, и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной, все лишь свет и счастье»

Учитель: Айседора Дункан, Анна Керн, Татьяна Яковлева, Юлия Брик, Наталья ГончароваИм посвящали стихи великие поэты. Как красиво, нежно и востоженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Еще бы! Натали Первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна
Ученик:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель: Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней А.Керн в доме президента Академии художеств А.Н.Оленина. Шли годыНеожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности
заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей.
Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, которого она коснулась своей ножкой.
Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки
Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне тихо голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты,

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Ученица: Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча В ней всегда какая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное и вечное... Свеча - от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч Свеча Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака
Ученик читает стихотворение «Зимняя ночь».

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе, свеча горела.

Ученица:
Падает, падает, падает, падает снег
Ночь замедляет свой последний разбег.
В доме моем горит одиноко свеча.
Сейчас ты уйдешь навсегда, и погаснет она.

Ученик: Мы погасили свечу. И дымка таинственности рассеялась. Резкие до боли картины пусть встанут теперь перед взором. И сердца пусть наполнятся другими эмоциями. Человек умеет и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать

На фоне музыки ученик и ученица читают стихотворение А.Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»:
-Как больно, милая, как странно,
Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду-
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду-
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду-
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

- Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Учитель: Каждый поэт по-своему пишет о любви.
Еще царскосельским гимназистом Николай Гумилев познакомился с четырнадцатилетней Анной Горенко – будущей Анной Ахматовой. С этого момента в течение долгих лет многие мучительные мотивы его лирики и основной женский образ в ней будут определяться его «страшной сжигающей любовью», как скажет об этом чувстве Гумилева к ней сама Ахматова. Во многих стихотворениях разных лет «проступает» образ Ахматовой:
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя:
Снилось мне – ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути.
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Перед твоим закрытым окном.
«Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благославляют Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»,- писал Гумилев.

Ученица: Любовь торжествует над миром. Она вне возраста и времени.
И прийти она может очень рано Сейчас мы вам расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но, надеемся, что, слушая это стихотворение, вы улыбнетесь.
Ученица пятого класса читает стихотворение А.Барто «Первая любовь»:

Каждый может догадаться –
Антонина влюблена!
Ну и что ж? Ей скоро двадцать,
А на улице весна.

Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: «Это он».
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица.
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет.
Говорит: «Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет».

И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят.
Юрка? Слишком толстощекий,
Петя – ростом маловат!
Вот Алеша – славный малый,
Я влюблюсь в него, пожалуй,
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная за партой
Нежно шепчет: «Алексей»

Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится, как огня.
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.

Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко –
Отлупил после урока.
Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.

Ученик: А когда «взрослеет» любовь, она становится серьезней, романтичней. Любить хотят все. Это также естественно, как расти траве весной. Любовь Сколько сердечных переживаний! Но это чувство прекрасно. И безусловно прав был А.Блок, когда писал: «Только влюбленный имеет право на звание человека».
Ученик и ученица (читают стихотворение Я.Смелякова «Хорошая девочка Лида»):

Вдоль маленьких домиков белых
Акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
На улице Южной живет.

Ее золотые косицы
Затянуты, будто жгуты,
По платью, по синему ситцу,
Как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснущек
засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем веселым
соседи глядят из окна ,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,
По миру идет не спеша
Хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,
Что в доме напротив живет.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встает.

Недаром на каменных плитах,
Где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида»,-
В отчаянье он написал.

Не может людей не растрогать
Мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
Так Гейне, наверно любил.

Он вырастет, станет известным,
Покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
Для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету:
Смущенье и робость – вранье!
На всех перекрестках планеты
Напишет он имя ее.

На полюсе Южном – огнями,
Пшеницей – в кубанских степях,
На русских полянах – цветами,
И пеной морской – на морях.

Он в небо залезет ночное,
Все пальцы себе обожжет,
Но вскоре над тихой Землею
Созвездие Лиды взойдет

Учитель: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. В этих, казалось бы беспорядочных, записях (обращает внимание на доску, где имена поэтов и их возлюбленных записаны хаотично) потерялись время и пространство. Как звезды на небе, рассыпались эти имена. Но здесь есть особая гармония – гармония чувства, которое «движет Солнце и светила». Оно, это чувство, - источник жизни на земле. Ведь любовь есть все.
Ученик: О любви написано великое множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, а кому-то – Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией любви Пушкина, а кому-то по нраву Шекспир или Маяковский, Гумилев или БлокПоэты всех времен и народов писали о любви.
Ученики читают любимые стихи: А.С.Пушкина («Я вас любил»),Ф.И.Тютчева («Я встретил вас»), А.В.Кольцова («Разлука»), А.К.Толстого («Средь шумного бала»). А.А.Фета («Только встречу улыбку твою»), К.Д.Бальмонта («Беатриче»), сонеты Шекспира и Петрарки, А.А.Блока («О доблестях, о подвигах, о славе»), Стихи Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой, С.Есенина, В. Высоцкого и др.
Ученица: Слово «любовь» происходит от слова «любо» Любовь – понятие многогранное. Оно включает самоотверженную привязанность человека к Родине. К отцу и матери. К детям, своим и чужим. К профессии. К искусству. К жизни. К женщине. К мужчине. Любовь двоих – Его и Ее. Древние говорили: «Тайна сия велика» И музыка любви звучит в каждом из нас. Сейчас прозвучит стихотворение выпускника нашей школы Юркевича Тараса. (Ученик читает стихотворение «Без тебя»):

Без тебя не греет солнце,
Без тебя не дышит небо.
Без тебя на смысл жизни
Я не нахожу ответа.

Ты, как музыка ночная,
В сон ко мне мечтой приходишь.
Кареглазая колдунья,
По ночам с ума ты сводишь.

Манишь ты своей красою,
Как фиалка полевая.
И бурлящею рекою
Кружишь, я и утопаю.

Я несусь твоим теченьем
К островам любви и страсти.
И от этого безумства
Я схожу с ума от счастья!

Мы взлетаем над водою
И парим над облаками.
Мы одни, и я в порыве
Губы трогаю губами.

В бесконечном звездопаде
Разрываются планеты,
Ну, а я, как сумасшедший,
Все шепчу: «Родная, где ты?»

Приходи ко мне сквозь ночи,
Говори со мной ветрами,
Обнимай меня росою
И весенними дождями.

Я все слышу голос сердца:
Ты – судьба моя, я знаю.
И с тобою быть навечно
Мне с небес предначертали.


Учитель: Читайте стихи о любви, сами слагайте Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновениях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.
Ученик читает стихотворение И.-В.Гете:

Душа в огне, нет силы боле,
Скорей в седло и на простор!
Уж вечер плыл, лаская поле,
Висела ночь у края гор.
Уже стоял, одетый мраком,
Огромный дуб, встречая нас;
И тьма, гнездясь по буеракам,
Смотрела сотней черных глаз.

Исполнен сладостной печали,
Светился в тучах лик луны,
Крылами ветры помавали,
Зловещих шорохов полны.
Толпою чудищ ночь глядела,
Но сердце пело, несся конь,
Какая жизнь во мне кипела,
Какой во мне пылал огонь!

В моих мечтах лишь ты носилась,
Твой взор так сладостно горел,
Что вся душа к тебе стремилась
И каждый вздох к тебе летел.
И вот конец моей дороги,
И ты, овеяна весной,
Опять со мной! Со мной! О боги!
Чем заслужил я рай земной?
Но – ах! – лишь утро засияло,
Угасли милые черты.
О, как меня ты целовала,
С какой тоской смотрела ты!
Я встал, душа рвалась на части,
И ты одна осталась вновь
И все ж любить – какое счастье!
Какой восторг – твоя любовь!



Звучит романс «Гори, гори, моя звезда» -
слова Чуевского, музыка Булахова.


Елкина Валентина Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Богдановского УВК
Приазовского района
Запорожской области.
Тел. моб. 099-65-95-696
дом. 061-33-98-137








13PAGE 15


13PAGE 14215