Изучение особенностей отклоняющегося поведения подростков»
«Изучение особенностей отклоняющегося поведения подростков»
Изучение особенностей отклоняющегося поведения подростков
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я.И.Гилинский: Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое [Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. «Социология девиантного поведения» СПб: СПбФ ИС РАН, 1993].Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой производятся все без исключения проявления его активности («постулат сообразности» по В.А.Петровскому) [В.А.Петровский. «Психология неадаптивной активности». М., 1992]. Речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Если эти процессы не осуществляется, то здесь уже следует говорить о социальном отклонении, т.е девиациях под которыми понимают - систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением [Менделевич В.Д «Клиническая психология» М.: МЕДпресс, 2000г ].
Е.В. Змановская определяет социальные отклонения как нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью (т.е. пьянство, преступность, тоталитаризм и др.). Социальные отклонения выражаются в девиантном поведении. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во- первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[Кон И. С. «Психология ранней юности» - М., 1989]
В исследовании отклоняющего поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющего поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности особенности характера, эмоционально – волевой сферы. Первые проявления отклоняющего поведения проявляются в детском и особенно в подростковом возрасте.
Подростковый период это сложный этап в жизни ребенка в первую очередь сказываются на внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во- вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли [Личко А. Е. «Эти трудные подростки: записки психиатра». - Л., 1983].Можно выделить большое количество причин отклоняющего поведения подростков, которое негативно влияет на процессы социализации и взаимодействия самих подростков среди окружающих его сверстников.
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. [. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988]Нами было проведено исследование на базе вечерней СОШ №2 г. Белгорода и школы – гимназии №4 г. Белгорода, в котором приняли 40 человек (25 девушек и 15юнешей) возраст 15-17 лет.
Для осуществления данного исследования были использованы следующие методы :1.метод опроса (тестирование)
Испытуемым было предложено пройти 2 методики, методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н Орел), которая состоит из мужского и женского варианта и выделяет 7 шкал отклоняющегося поведения у юношей, и 8 шкал у девушек,
В денной работе нас интересуют 3 шкалы отклоняющегося поведения, как в мужском, так и в женском:
1. Шкала склонности к агрессии и насилию,
2. Шкала склонности к делинквентному поведению,
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.
Методика Шуберта «тест на определение склонности к риску».
При анализе данных результатов нами использовался метод описательной статистики (нахождение среднего арифметического значения) и параметрический метод t–критерий Стьюдента для двух независимых выборок.
Гипотеза нашего исследования: учащиеся вечерней школы имеют более высокую склонность к девиантному поведению, чем школьники, обучающиеся в дневной школе - гимназии.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том что показатели средних значений в шкале склонности к агрессии и насилию не отличаются друг от друга : Средние значения у учащихся вечерней школы = 45,8, у учащихся школы – гимназии 48,8 т.к (р > 0,05) что говорит о том что существенных различий между двумя выборками нет.
В шкале склонности к деликвентному поведению показатели средних значений по вечерней школе = 52 школа – гимназия = 44 что говорит о статистической разности т.к (р<0,01).
При рассмотрении шкалы склонности к аддиктивному поведению показатели средних значений, значительно отличаются друг от друга:
вечерняя школа = 48, школа – гимназия =37 при (р<0,01) что указывает на то что существуют существенные различия между двумя выборками.
По результатам диагностики склонности к риску можно сделать вывод о том что стандартное отклонение не значительно отличается друг от друга 0, 412 и 0, 413 (р > 0,05) что указывает на то существенных различий между двумя выборками нет.
Полученные результаты мы можем объяснить тем, что существует большое количество факторов, которые влияют на подростков, которые в дальнейшем сказываются на их поведении. В нашем исследовании принимали участие учащиеся различных школ, вечерней и школы –гимназии, и это значительно учитывается при обработке полученных результатов.
Хотелось бы сказать, что образовательная программа вечерней школы мало отличается от программы обычного, дневного общеобразовательного заведения, но она «растянута» на более длительный срок. Так, например, программа 10-11 класса проходится не за два года, а за три (получается 12 классов). Поступить в такую школу очень просто. Никаких вступительных испытаний нет, необходимо предоставить документы о том, какое образование получено к данному моменту (большинство вечерних школ принимают в 8-12 классы) и справку о состоянии здоровья. Верхнего ограничения по возрасту тоже нет.
Среди учащихся таких школ и «труднообучаемые» дети, стоящие на учетах в детской комнате милиции, детско-подростковом наркологическом диспансере, которые поступают в коррекционно-развивающие классы, и дети из неблагополучных семей, вынужденные зарабатывать деньги параллельно с учебой, и учащиеся профтехучилищ и колледжей, нуждающиеся в среднем образовании дополнительно к своему профессиональному. Некоторые ушли из своих школ в результате конфликта с учителями, некоторые, недоучившись, успели побывать в армии, и теперь хотят завершить образование.
Таким образом, на основании полученных данных, анализа литературы по данной теме мы можем сделать вывод о том, что подростки, обучающиеся в вечерней школе, имеют более высокую склонность к отклоняющемуся поведению чем учащиеся школы – гимназии, в результате данного вывода мы говорим о том что наша гипотеза подтверждается.