Воспитательный час Роль книги в жизни человека

Классный час.
Тема классного часа:
«Роль книги в жизни человека» (беседа)
Цель беседы: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память.
  убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.
Задачи:
- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека книгой;
- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;
- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.
Оформление: на доске - высказывание Д. Свифта: «Книги - дети разума»; выставка книг, которые знакомят с приёмами и навыками рационального чтения и помогают разобраться читателю в том, что значит действительно читать, а не выполнять скучное задание, бездумно листая страницу за страницей.






Ход мероприятия
Организация и настрой на тему. Учитель:  Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не человек, а говорит. ( Книга)
Итак, ребята, мы сегодня поговорим о нашем верном друге и помощнике в добывании знаний - книге.
Роль книги в нашей жизни очень велика. Кто мало читает - тот и мало знает.«Кто много читает, тот много знает» - гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Книга – наш помощник в учёбе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни. И книгу нам не заменит даже компьютер.
Объясните смысл пословиц: ( пословицы написаны на плакате) Чтение – вот лучшее учение. Книга – источник знаний. Какие ещё пословицы о книге знаете? Споём песню о книге. Друг наш неразлучный 
Беседа учителя .
1. Вопросы для беседы :
1) Для чего предназначена книга?
Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире.
2) Чем является книга для человека?
Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают пас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества...
3) Чтение - что это такое?
Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества.
4) Для чего пишет писатель?
Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.
5) Каково же назначение чтения?
Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.
6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?
Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нем, принимать правильные решения.
Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее - Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение - вот лучшее учение...»
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.


Кроссворд «Герои моих любимых книг»
По горизонтали:
1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.)
3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)
5. Сказочный персонале, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце. (Кощей.)
6. Верный друг Вини-Пуха. (Пятачок.)
7. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.)
8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. (Карабас.)
10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)
11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Мальвина.)
12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)
По вертикали:
2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)
9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. (Тортила.)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 


Вопросы к викторине «Мои любимые книжки».
1) Из чего папа Карло выстругал Буратино? (Из полена.)
2) Как называется известное произведение Жюля Верна, в котором подросток в силу сложившихся обстоятельств стал капитаном? («Пятнадцатилетний капитан».)
3) Назовите автора сказочных историй о маленькой девочке Элли и её верных друзьях. (А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей» и др.)
4) Как звали мальчика-робота из фантастической повести Евгения Велтистого? (Электроник.)
5) А его друга-двойника? (Сергей Сыроежкин.)
6) Как расшифровывается имя удивительной собаки Рэсси, которую, как и Электроника, изобрёл знаменитый профессор Громов? (РЭС - Редчайшая Электронная Собака, сокращённо - Рэсси.)
7) Как звали шестилетнего мальчика, решившего оставить свою семью и переехать со своими друзьями - собакой и котом - на местожительство в деревню? (Дядя Фёдор.)
8) Почему мальчик оставил свою семью? (Родители не разрешали держать дома домашних животных.)
9) Вспомните автора повести-сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Эдуард Успенский.)
10) Какие ещё произведения написаны этим автором? («Крокодил Гена и его друзья», «Тётя дяди Фёдора», «Про Веру и Анфису» и др.)
11) Назовите автора «Вредных советов». (Григорий Остёр.)
12) «Ребята, давайте жить дружно!» - какому сказочному персонажу принадлежать эти слова? (Коту Леопольду из книги Анатолия Резника «Приключения кота Леопольда»)
13) Как звали обладателя удивительной волшебной лампы? (Алладин.)
14) Как звали мальчика, побывавшего в Стране невыученных уроков? (Мальчика звали Витей, автор книги «В Стране невыученных уроков» Лия Борисовна Гераскина.)
15) Вспомните имя кота, который вместе со своим хозяином совершил удивительное путешествие в эту страну. (Кот Кузя.)
16) Доктор из Цветочного города в сказочной повести Николая Носова? (Доктор Пилюлькин.)

Конкурс. " Собери картинку". Каждому ученику раздаются конверты с разрезанной на 10 частей картинкой ( рисунком) к определённому произведению. Ученик должен собрать картинку назвать автора и произведение. 

Инсценировка басни “Две книжки”
(Выступают заранее подготовленные ученики. Выходят ведущий и два ученика).
Ведущий:
Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой.
1-й ученик: Ну, как твои делишки?
Ведущий: Одна спросила у другой.
2-й ученик:
Ох, милая, мне стыдно перед классом, Хозяин мои обложки вырвал с мясом! Да что обложки Оборвал листы! Из них он делает кораблики, плоты и голубей. Боюсь, листы пойдут на змей, Тогда лететь мне в облака! А у тебя целы бока?
1-й ученик:
Твои мне не знакомы муки, Не помню я того дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня! А посмотри-ка на мои листочки: На них чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу, - О них и говорить-то неприлично Зато и я его учу Не как-нибудь, а на отлично.
2-й ученик:
Ну, мой на тройках едет еле-еле И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий:
Найдешь ты храбрости пример В хорошей умной книжке, Увидишь всю Россию, Всю землю с этой вышки. В дорогу взять не позабудь Ключей надежных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку.
Учитель: Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?
(Учащиеся дают ответы)


Учитель: И в заключении нашего классного часа хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Н. Пикулевой
Читайте, девчонки!  Читайте, мальчишки!  Плохому не учат  Любимые книжки!  Не всё в этом мире  Легко нам даётся,  И всё же упорный  И мудрый – добьётся  Того, к чему доброе  Сердце стремится:  Он клетку откроет,  Где птица томится!  И каждый из нас  Облегчённо вздохнёт,  Поверив, что мудрое  Время – придёт!  И мудрое, новое  Время – придёт!


III. Итоги мероприятия.
Определяют победителей среди участников, правильно решивших кроссворд, ответивших верно на вопросы викторины. Награждают победителей и вручают памятные сувениры (по возможности).


Рисунок 2 Заголовок 3 Заголовок 415