Конспект урока по теме «Испарение и конденсация»
«ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ»
(урок по физике для учащихся 8 класса)
Юсубкалиева Халамсия Науешовна
Учитель физики
МБОУ»Большемогойская СОШ»
Класс: 8 класс
Раздел программы: Изменение агрегатного состояния вещества.
Тема урока: Испарение и конденсация
Учитель: Юсубкалиева Халамсия Науешовна
Цель урока: Образовательная:. учить учащихся навыкам коммуникативной компетенции на основе изученных учебных действий по теме; формировать у учащихся целенаправленную и мотивированную активность, направленную на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: осознают важность выполнения творческого задания, ответственность за общее дело, активно включатся в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор
- Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.
- Коммуникативные УУД: научаться работать в группе и приобретут опыта такой работы; решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли
- Познавательные УУД: обучающиеся освоят основы проектно-исследовательской деятельности; научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ
учащиеся получать возможность научиться применять полученные знания на практике.
Личностные: У обучающегося будут сформированы: познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Ученик получит возможность для формирования способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда.
Метапредметные: учащиеся научаться формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований
учащиеся получать возможность научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: групповая и фронтальная.
Ресурсное обеспечение урока: 1) Интерактивный курс «Физика ,7-11 классы» для учащихся и учителей школ, лицеев , гимназий, колледжей и для самостоятельного изучения физики. «Физикон» 2005.
2) Files. Chool-collection.edu.ru.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://college.ru/physics/courses/op25part1/content/ chapter1/ section/paragraph13/theory.html
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент.
Приветствие
Мотивирует класс к активной деятельности на уроке
Эмоционально настраиваются на работу
Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата
2. Мотивационное начало урока.
Формулирование темы и целей урока.
На основе поставленной проблемы формулируются тема , цели и задачи урока.
Создает проблемную ситуацию постановкой проблемных экспериментов
.
Определяют цели урока и конечные результаты
Личностные, коммуникативные,регулятивные
3.Подготовка к восприятию новой темы.
Актуализация знаний .
Формулирует вопросы с целью актуализации знаний, необходимых для освоения новой темы.
Отвечают на вопросы и дают определение явления испарения.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
4.Освоение новой темы.
Направляет детей на создание модели явления испарение.
Разбивает детей на группы. Контролирует самостоятельную практическую работу детей по исследованию явления испарение .
Задает наводящие вопросы для того, чтобы учащиеся самостоятельно дали определение явления конденсации.
Создают модель явления испарение. Работая в группах, определяют причины от которых зависит скорость испарения.. Изучают свойства явления. Отвечая на наводящие вопросы, дают определение явления конденсация. Самооценивают и оценивают друг друга по результатам работы.
Личностные,коммуникативные, познавтельные.
5. Применение полученных знаний
6. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.
7. Информация о домашнем задании.
Научится применять полученные знания при решении практических задач.
Выявление полученных результатов, оценивание деятельности учащихся.
Создает благоприятную обстановку для решения поставленных задач.
Направляет детей на подведение итогов , оценивание, выявление полученных результатов.
Дают ответы на вопросы, применяя освоенные знания.
Подводят итоги ,определяют каких результатов они достигли, ставят себе оценки за урок и обсуждают правильность выставленной оценки.
Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные, регулятивные.
Конспект урока.
Этапы урока:
Организационный момент
Мотивационное начало урока. Формулирование темы и целей урока.
Подготовка к восприятию новой темы.
Освоение нового материала
Применение полученных знаний.
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Содержание урока:
1. Организационный этап.
Учитель: сегодня мы отправимся путешествие в мир неизвестных явлений. Начать урок мне хочется словами А.С.Пушкина:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух,
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадоксов друг».
Этими прекрасными строками поэт выразил процесс познания природы. И сегодня мы познаем и откроем для себя так часто встречаемые вами явления природы. (слайд 1)
2.Мотивационное начало урока.
Проблемный эксперимент:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.
Учитель: Останутся ли в равновесии весы через некоторое время?
Ученик: равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.
Учитель: А почему это происходит?
Ученик: Происходит испарение.
Фронтальный эксперимент
Подышите на стеклышко (зеркальце).(слайд 2)
Учитель: Что вы наблюдаете?
Как и почему меняется картина на стеклышке?
Как называется происходящие явления?
Учитель: А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Испарение и конденсация
Учитель: Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту.
А как вы думаете, к каким результатам мы должны прийти к концу нашего урока?
Предполагаемый ответ: В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации.
3. Подготовка к восприятию новой темы.
Учитель: Ребята, давайте ответим на следующие вопросы: (слайд 5)
1.Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?
2.В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
3.Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?
4.Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?
5.Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Взаимодействия?
6.Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?
7. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное?
4. Освоение нового материала.
Учитель: Итак, из ваших ответов можно сделать вывод: парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое подразделяется на испарение и кипение.
Определение записывается в тетрадь.
А теперь давайте на основе знаний теории о молекулярном строении вещества попробуем построить модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним явления, наблюдаемые нами в природе и быту.
Пусть мы имеем сосуд, в которой находится жидкость, изобразите молекулярную модель этой жидкости.
Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно близко.
Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Рассмотрим молекулу, находящуюся у поверхности жидкости и
внутри неё. Каким молекулам легче покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. Какой из них вероятность покинуть жидкость больше?
Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия у которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. (в бланке опорного конспекта записать модель: наиболее быстрые молекулы покидают поверхность жидкости )(
А что образуется над жидкостью в результате её испарения?(пар)
Какое определение можно дать явлению испарения? Дайте определение явлению испарения.
Испарение-это парообразование, происходящее с поверхности жидкости. (слайд 6)( Определение записывается в тетрадь.)
При испарении энергия поглощается.
Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)
Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)
Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)
Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.
Как можно судить об уменьшении внутренней энергии? (температура понизится)
Какой можно сделать вывод?
Ответ: При испарении происходит \понижение температуры.
Вывод записывается в тетрадь
Подтвердим наш вывод экспериментом: Шарик термометра обмотать ваткой, смоченной одеколоном. Для получения быстрого результата помахать веером. Что наблюдаем?
Посмотрите на экран. (слайды7-11)
Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели.
А теперь, применив полученные знания, попробуйте объяснить следующую рекламу: «Охлаждающие кувшины». Пейте воду в жаркий летний день из кувшинов их слабообожженной глиной! Вода в таких кувшинах на 1-2 град. С ниже температуры окружающего воздуха.
Ответ: Вода в кувшинах из слабообожженной глины просачивается на поверхность кувшина и быстро испаряется, а испарение сопровождается понижением температуры, поэтому температура воды в таком кувшине будет ниже температуры в обычном кувшине.
Обсуждение проблемных вопросов:
В каком стакане – с холодной или с горячей водой происходит быстрее.
2.Где быстрее высохнет вода: в стакане или в блюдце, в ведре или в луже?
3.Что испаряется быстрее: вода или спирт?
4.Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду?
Т.е. мы видим, что скорость процесса испарения зависит от разных причин.
А от чего зависит скорость испарения вы, ребята , определите экспериментальным путём.
Работа в группах:
Группа 1: Проверка зависимости скорости испарения от наличия ветра.
Приборы и материалы: баночка со спиртом, кисточка, 2 чистых листа бумаги, на которые наносятся мазки, веер
Задание: Опустите кисточку в спирт и нанесите мазок на один лист бумаги, а второй, приблизительно такой же, - на другой лист бумаги. Первый отложите в сторону, а второй интенсивно обмахивайте веером, стараясь, чтобы веер не попадал на первый лист. Пронаблюдайте, какой из двух материалов испариться быстрее, и сделайте вывод .
Группа 2: Проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.
Приборы и материалы: лист черной бумаги (с надписью, где какой мазок делать); подписанные кисточки; баночка со спиртом; баночка с водой; баночка с подсолнечным маслом.
Задание: нанесите на белый лист бумаги в указанные места с помощью кисточек мази жидкости в следующем порядке: подсолнечное масло, вода, спирт. Каждый мазок нанесите отдельно кисточкой, чтобы не допустить смешивание жидкостей. Пронаблюдайте, какой мазок испариться быстрее всего, а какой – медленнее, и сделайте вывод.
Группа 3: Проверка зависимости скорости испарения от температуры.
Приборы и материалы: предметные стёкла, вода, свечи.
Задание:. Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте пламенем спиртовки (свечи) снизу одного из стекол. Какое пятно быстрее высохнет? Сделайте вывод.
Группа 4:Проверка зависимости скорости испарения от площади поверхности.
Задание. Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол и, наклоняя его. Заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произойдет быстрее?
Заслушивание представителей групп с докладом о результатах исследований.
На доске и в тетради записывается общий вывод:
Скорость испарения зависит от: наличия ветра;
температуры;
рода вещества
площади поверхности испарения.
(слайды13-14)
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Пусть на столе находится сосуд с водой.
Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости?
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется? (слайд 15)
Ученики дают ответы. При необходимости учитель делает общий вывод о том, что одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.
А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. (слайд16 ). Пар превращается в жидкость.
Учитель просит учеников дать определение явления конденсации и что происходит с энергией при этом..
Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. (слайд17) .Конденсация сопровождается выделением энергии.
5. Применение полученных знаний.
Учитель: Ребята, мы с вами путешествуем в мире неизвестных явлений. Давайте сделаем остановку на двух станциях:
1станция «Лирическая»:
Учитель: Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Ранее утро Стоит густой туман, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении?
(Туман в воздухе и роса на траве – это конденсация водяных паров)
Учитель: Отгадайте загадку: «Заря – заряница, красная девица по миру ходила, слезы оборонила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»?
Ученик: Роса выпадает к утру, когда воздух становится прохладнее, поэтому месяц ее еще не видел, а как только солнышко взошло, роса испарилась.
Учитель: Послушаем сказку «Хитроумный князь».
Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала, каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо стало видимым».
«Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце, я сделаю так а ты посмотри в него».
Учитель: Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна?
Ученик: Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела невидимые капельки воды, находящиеся в окружающем воздухе, - они сконденсировались на стекле.
Удивилась царевна и молвит: «»Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась». «Нет ничего проще, - ответил Иван. – Это часто делают слуги в вашем дворце».
Учитель: Что имел в виду Иван?
Ученик: Иван предложил разбрызгать воду по полу.
«Умен ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж, - молвила напоследок царевна».
2 станция «Практическая» (слайд19)
Учитель:
Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают в вверх?
(Со стороны, где дует ветер, происходит более быстрое испарение влаги, и палец ощущает прохладу.)
Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу? (Происходит испарение с понижением температуры).
3.Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота на холодном воздухе может вызвать переохлаждение и простуду).
4.Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой?
5.Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? (Конденсируются водяные пары, выходящие изо рта находящегося в воздухе).
6.Подведение итогов и рефлексия.
Учитель: Итак, закончив путешествие в мир неизвестных явлений, мы познакомились с явлениями испарения и конденсации. Давайте, сравним ваши ожидания с результатом. Какие трудности были? Что было интересно и нужно? Но высказать нужно на одном дыхании, т.е. одним предложением, или словосочетанием, или словом.
Заслушиваются высказывания учеников.
А теперь, ответьте мне, какие отметки вы поставили бы себе за сегодняшний урок по пятибалльной системе. И оцените, пожалуйста, работу вашей группы во время исследовательской работы.
Учащиеся озвучивают свои оценки, обосновывая их. Остальные выражают свои мнения. От каждой группы выступает по одному представителю, который оценивает работу каждого члена команды.
Учитель по необходимости корректирует и выставляет отметки за урок ученикам.
7. Домашнее задание: базовый уровень: §9-11, вопросы после параграфа письменно, упр. 3 (зад. 1-3 )
повышенный уровень: 1)ответить на вопросы:а) испаряются ли твёрдые тела; б)при любой ли температуре происходит испарение.
2) придумать «научно-художественный» рассказ о каком- либо событии из своей жизни, в котором нужно использовать такие термины: парообразование, облака, роса, испарение, конденсация
(слайд20)
13PAGE 15
13PAGE 141615
15