Технологическая карта урока Бактерии: строение, жизнедеятельность (5 класс)


Технологическая карта урока
Ф.И.О. Можаева Валентина Михайловна Предмет: Биология Класс: 5 Тип урока: открытия нового знания
Тема
Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Цель
 формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни;

Задачи
Образовательные:
изучить особенности строения, жизнедеятельности бактерий;
сформировать знания о полезных и вредных бактериях;
уметь отличать бактерии от других царств живого мира;
Развивающие:
развивать умение перерабатывать полученную информацию: работать с текстом, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы;
развивать познавательный интерес учащихся;
Воспитательные:
формировать культуру умственного труда;
формировать творческие, коммуникативные способности обучающихся;
формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм обучающихся

УУД
Личностные УУД: саморегуляция, контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным образцом;
Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формирование социальной роли ученика и положительного отношения к учению;
Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных умений; потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог, работать с источниками информации, сравнивать и анализировать факты;
Познавательные УУД: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития, осознанное изучение учебного материала; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.

Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
особенности строения и жизнедеятельности бактерий;
отличие бактерий от других живых организмов;
Уметь
выделять приспособления бактерий к среде обитания;
различать понятия «прокариоты» и «эукариоты», «автотрофы» и «гетеротрофы»;
Личностные:
формировать ответственное отношение к учебе;
формировать интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы;
осознать ценность изучаемых живых объектов.
Метапредметные:
уметь самостоятельно определять цели обучения, планировать пути достижения целей;
выделять главные признаки понятий;
осуществлять сравнение, высказывать суждения;
работать с источниками биологической информации и извлекать необходимую информацию из текста,
строить логические рассуждения и делать выводы;
уметь организовывать учебное сотрудничество - совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Основные понятия
«бактерии», «бактериология», «прокариоты», «эукариоты», «автотрофы», «гетеротрофы»; «бактериальная спора»,

Межпредметные связи
экология, литература, математика, информатика

Ресурсы:
 основные
 дополнительные
 
мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, учебник, планшет
фломастеры, бумага

Формы урока
фронтальная, групповая (Г), индивидуальная (И)

Технология
 элементы технологии развивающего, проблемного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.


Дидактическая структура  урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

Организационный момент Время:3 мин
Основные этапы:
-мотивационный настрой на совместную работу
-самопроверка к готовности уроку
- создание мини-групп

 -приветствуют учителя
-проверяют готовность к уроку;
объединяются в мини-группы и занимают рабочие места
 - приветствует учащихся
-мотивирует, включает учащихся в деятельность, создает положительный настрой к учебной деятельности:
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным
Иначе вдруг увидишь ты.
Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Все наше волнение, все плохие эмоции сбросим в наш «волшебный мешочек». Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа повторяйте за мной: -Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
 использует метод «Выбери партнёра» - на столе лежат карточки 4 цветов. Каждый участник берёт карточку. Учащиеся с карточками одинаковых цветов объединяются в мини-группы.
 уметь организовывать свое рабочее место
на совместную предстоящую работу
Познавательные УУД
для достижения поставленных целей и разрешения задач необходима организованность, система
Регулятивные УУД
активно включаются в учебную деятельность
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
умеют высказывать свои мысли в устной форме, вступать
в диалог, обмениваться мнениями.
Личностные УУД:
проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают
его важность.

Проверка домашнего задания Время: 5 мин. Этапы:
- фронтальный опрос
-актуализация знаний
 отвечают на вопросы, при необходимости дополняют, корректируют ответы одноклассников
 организует проверку знаний, стимулирует к активной работе учеников
 
 
 Рассмотрите слайд 1.
-какие из указанных царств живой природы вам уже знакомы?
- приведите примеры представителей этих царств
-по каким признакам выделяют группы живых организмов
 уметь участвовать в обсуждении изученных тем;
знать их необходимость для достижения поставленных задач и усвоения новой темы



 Познавательные УУД:
умение ориентироваться в вопросах изученного учебного материала
Коммуникативные УУД:
обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, ставить вопросы для обсуждения, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: ставят цель, принимают учебную задачу,
Личностные УУД:
понимают важность повторения пройденного материала для нахождения ответов на вопросы по новой теме

Физминутка
Время 2 мин
Физминутку проводит подготовленный ученик
Предлагает провести физминутку.
Упражнение на расслабление мышц глаз и туловища.
сохранение и укрепление здоровья


Изучение нового материала Время: 25 мин Этапы:
-осмысление
-целеполагание
-проблемная ситуация
 высказывают свое мнение
формулируют тему урока
формулируют цель
С помощью различных информационных ресурсов











распределяют роли для выполнения и защиты своего задания
знакомятся с информацией в учебнике

используют рисунки, ПК


проводят сравнение, делают выводы.
отчет в форме презентации



распределяют роли для выполнения и защиты своего задания
знакомятся с информацией в учебнике
отображают графически

объясняют новые понятия
отчет в форме презентации