Разработка урока по биологии Бактерии: строение, жизнедеятельность и значение (5 класс)

Урок 9-10. «Бактерии: строение, жизнедеятельность и значение».
Цели.
Предметные результаты:
сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, капсула, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка, цианобактерия
сформировать умение выделять положительное и отрицательное значение бактерий для человека и природы
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Этап
Содержание
Оборудо-вание
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблем-ная ситуация и актуали-зация знаний.
1. При увеличении в 1000 раз эти организмы выглядят как точки, запятые, чёрточки.
Увеличенные в 10 000 раз они становятся похожими на шары, шланги бочки.
Иногда у них есть жгутики, с помощью которых они передвигаются.
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Как устроена бактерия? Как она живёт? 1
2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о бактериях из своего жизненного опыта и начальной школы.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, в случае необходимости комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1
– Какую роль играют бактерии?
– Что такое инфекционные болезни?
Таблица «Бакте-рия»
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).




Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совмест-ное открытие знаний.
1. – На какие вопросы учебник предлагает найти ответы (см. с. 39)?
1) Из каких частей состоит тело бактерии?
2) Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?
2. – Можно ли увидеть бактерии?
2.1. Изучить устройство микроскопа и записать детали в таблицу. 1
2.2. Что можно сказать о бактериях (рисунок 32 на с. 39)?
3. Работа с текстом на с. 40 «Как устроена клетка бактерии» и рисунком 33
– Что узнали о строении бактерий?
4.Работа в парах с текстом учебника (с. 41 «Бактерии изменяют среду своего обитания»).
– Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как? Приведите примеры. Объясните, почему такое происходит? 2 3 4
5.– Как бактерии передвигаются? Могут ли сами? Есть ли помощники?
6. – Если условия неблагоприятны – все бактерии погибнут?
Рисунок 33 3
7. – А если условия для жизни благоприятны, то как бактерии будут себя вести? См. рис. 36. 3
8. – Клетка бактерии – живой организм. Какое важное свойство ей присуще? Что включает в себя понятие обмен веществ? Где происходит обмен веществ (в какой части клетки)? От чего будет зависеть осуществление обмена веществ (от какой части)?
Работа с рис. 33

Вопросы на доске.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД
2. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.



III. Самосто-ятельное примене-ние знаний.

Из каких частей состоит тело бактерии?
Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?
Вопросы 1–5 на с. 42

ТОУУ
Регулятивные УУД
3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


IV. Итог урока

Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Предскажите цепочку событий: что случится, если на Земле исчезнут все бактерии?
Домашнее задание:
§ 9–10, с.45 вопросы 1-4















·15