Конспект АМО-урока по ОБЖ Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни и его составляющие
Конспект АМО-урока
Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)
Лебедева Е.Г.
Предмет
Основы безопасности жизнедеятельности
Класс, профиль класса/группа, количество человек
9 класс, общеобразовательный, 22 человека
Продолжительность урока (занятия)
45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия
Здоровый образ жизни и его составляющие
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс, для общеобразовательных учреждений, М.,Просвещение,2012 г.
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)
Урок ознакомления с новым материалом. Изучается после темы «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность»
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
Общеобразовательный класс, в котором обучается 22 ученика. Высокий уровень работоспособности отмечается у 10 учеников, средний – 7 учеников, слабый уровень – 5 учеников.
По каналу восприятия информации преобладают визуалы, поэтому на уроках необходимо применение наглядностей в виде презентаций, видеофильмов, для закрепления пройденного материала, необходимо проводить практические занятия. Для этого класса характерна высокая познавательная деятельность, за исключением 5 человек.
В 9 классе у учащихся наблюдается физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность является ведущей.
Цели урока/ занятия
Активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни человека, сделать правильный выбор – здоровый образ жизни
Задачи урока/ занятия
1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать
и отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет
свой здоровый (или нездоровый) образ жизни;
4. Способствовать формированию здорового образа жизни.
5. Сформировать положительную мотивацию на открытие нового материала, познавательной активности на уроке, культуре общения в группе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
ЗУН актуализируют, закрепят: понятие «здоровый образ жизни и его составляющие»
ЗУН приобретут: способность вести здоровый образ жизни
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Закрепить понятие «Здоровье – самая большая ценность, которая дана человеку». факторы здоровья. Актуализировать понятие ЗОЖ и его составляющих, влияние вредных привычек на организм человека
Подробный конспект урока/занятия
Фаза урока (занятия)
Этап
Цели и фазы этапа
Время, продолжительность этапа
Название метода
Происхождение метода
(выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный
Подробное описание АМО по установленной схеме
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
УУД, которые формируются при использовании данного АМО
выберите ирасшифруйтенеобходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
(выберите ирасшифруйтенеобходимое)
- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Как, за счет чего, решают задачи урока (занятия)
позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие/знакомство
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
3 мин
ДОБРО В ЛАДОШКАХ
Заимствованный
Цель:
создать позитивный настрой на урок.
Задачи:
создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
создать благоприятную атмосферу.
Необходимые материалы: нет
Предварительная подготовка (если требуется): нет
(Ребята стоят или сидят за партами по парам).
Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение.Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Соедините ваши ладошки (как в игре « Колечко- колечко»).
А теперь разотрите ладоши так, чтобы они горели и «собрав» в них своё добро « передайте» его соседу. Чья рука оказалась горячее?
Вот так вы передали часть своей энергии доброго настроения друг другу.
Коммуникативные УУД:
умение взаимодействовать в паре
Регулятивные УУД:
Умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс
Социальная компетентность: умение сотрудничать, способность уважать других
Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс.
Вхождение в тему урока (определение целей урока)
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения
4 мин
ВЫСКАЖИ СВОЁ МНЕНИЕ
Заимствованный, но измененный или адаптированный
Цель:
сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности, теме урока, установить взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни
Задачи:
нацелить учащихся на осознание предстоящей темы урока;
мотивировать учащихся на изучение данной темы;
Необходимые материалы:
Картинки с изображением здорового легкого человека и больного, людей занимающихся спортом и сидящих за компьютером, полного человека и не полного, картинки с полезными продуктами питания и с вредной пищей.
Предварительная подготовка (если требуется): распечатать и развесить на доске вышеуказанные картинки, вывести на слайд цитату: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
Технология проведения:
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть представленные на доске картинки и ознакомиться с цитатой, выведенной на экран и просит ребят высказать свое мне о том, что они видят. Просит ответить на следующие вопросы:
Что вы в первую очередь желаете себе?
Что вы в первую очередь желаете своим близким?
Что же такое здоровье?
Скажите, а вы считаете себя здоровыми людьми? А что вы для этого делаете?
После того, как ребята ответят на поставленные вопросы, учитель подводит учащихся к теме урока и цели урока. Учитель просит ответить на вопрос: « Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?» Далее он предлагает записать тему урока: "ЗОЖ и его составляющие". После записи темы урока, учитель предлагает подумать и сказать какая будет цель нашего урока?
Личностные УУД: Смыслообразование
Регулятивные УУД: умение целепологать
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Информационная компетентность: умение вести наблюдение, упорядочивать и интерпретировать данные
Учебно-позновательная компетентность:
иметь опыт восприятия картины мира
Обучающиеся ставят цели обучения самостоятельно.
Определение ожиданий и опасений учащихся
Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся
7 мин
ХОЧУ ЗНАТЬ
Заимствованный
Цель: Лучше понять класс и каждого ученика, опасения и ожидания детей, поможет определиться с образовательными целями. Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически комфортной обстановки.
Необходимые материалы:
Карточки «Мои ожидания» и «Мои опасения» (распечатанные на желтой и красной бумаге) на каждого ученика в классе, магнитная доска и магниты, шариковые ручки.
Предварительная подготовка (если требуется):
Карточки (22 шт.), магниты, две магнитные доски.
Учитель предлагает ребятам высказать свое мнение и попробовать более чётко определить, что они ожидают от урока и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания и опасения запишите карточках. Ожидания – на желтых, опасения красных. После того как запишите свои опасения и ожидания прикрепите их при помощи магнитов на магнитные доски (на одну вывешивают свои ожидания, на другую – опасения).
Учитель озвучивания опасений и ожиданий, организовывает обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений, при этом происходит уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении учитель подводит итоги, выясняя ожидания и опасений.
Регулятивные УУД: прогнозирование
Личностные УУД: мотивация к учению
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативная компетентность: прогнозирование деятельности
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут (интерактивная лекция)
Сообщение нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
10 мин
ИНФО-УГАДАЙКА
Заимствованный, но измененный или адаптированный
Цель: Оживление внимания при введении новых понятий, обеспечить развитие навыков сотрудничества и работы в группах.
Задачи:
1. Обеспечить передачу информации по теме урока обучающимся.
2. Обеспечить первичное усвоение основных понятий обучающимися.
Необходимые материалы: Лист ватмана, разбитый на четыре сектора (ответы закрыты) в центре надпись «Факторы здоровья», аналогичный лист бумаги, разбитый на четыре сектора ( в центре «Факторы здоровья») раздаточный материал с картинками-подсказками.
Картинки - подсказки:
Мама, папа и ребенок (внешнее сходство, разрез глаз, цвет глаз, мама и ребенок в очках)
Природа, город, расположенный рядом с АЭС, либо с химически-опасным объектом, деревня, рядом лес, река
Врач и пациент, аптека, мед.пункт.
Занятие спортом, ходьба, овощи и фрукты, радость на лице)
Предварительная подготовка (если требуется): Лист ватмана прикрепляется на доске
Ребята, перед вами на доске прикреплен лист ватмана, разбитый на четыре сектора, в его центре надпись «Факторы здоровья». Секторы пока не заполненные. Далее учитель говорит, что ученые провели исследования и сделали вывод, что наше с вами здоровье зависит от четырех факторов. Как вы думаете, каких? У вас у всех на столах лежит раздаточный материал с картинками - подсказками, из них вам необходимо выбрать только те, которые действительно, по вашему мнению, относятся к факторам здоровья и заполнить пустые сектора на вашем листе бумаги.
После выполнения задания, проверяем ответы учащихся, сверяем с исследованиями ученых. После этого учитель предлагает ответить на вопрос: «Как вы думаете, какой из этих факторов зависит от самого человека?», и предлагает объяснить свой выбор. Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Идёт обсуждение.
Название секторов к АМО « Инфо-угадайка»:
Наследственность
Окружающая среда.
Медицинское обслуживание.
Здоровый образ жизни
Личностные
обеспечивают учащемуся возможность
использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Регулятивные
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать
его.
Познавательные, включая общеучебные и логические
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия);
Коммуникативные
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
понимать другие позиции (взгляды, интересы).
Учебно-познавательная компетентность: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;
Погружение в новую среду посредством групповой беседы, направленной на умение осознать новую информацию, выбирать необходимую.
Проработка содержания темы
Усвоение нового материала и ЗУН и К
10 мин
ФЕЙРВЕРК УДАЧ
заимствованный
Цель: сформировать первичное представление о ЗОЖ и его составляющих, обеспечить развитие навыков сотрудничества.
Задачи:
Закрепление понятие ЗОЖ, определить его составляющие.
Познавательные, включая общеучебные и логические УУД:
Узнать составляющие ЗОЖ
Регулятивные УУД: способность к самоконтролю
Коммуникативные УУД: взаимодействие в группах.
Необходимые материалы:
Каждой группе раздается ватман, клей, вырезанная сердцевина ромашки и 10 лепестков (белые, пустые)
Предварительная подготовка (если требуется): Лепестки готовит учитель заранее
Ребята, сейчас вы продолжите работу в группе. Учитель предлагает на лепестках написать составляющие ЗОЖ (что, по их мнению, относится к здоровому образу жизни) и собрать ромашку (приклеить на ватман). Закончив работу, поднимите руки. Каждая команда показывает свою ромашку и обосновывает каждый лепесток. Работа каждой группы вывешивается на доску, сравниваются между собой, а затем все работы сравниваются (считаем сколько лепестков совпало) с эталоном (из учебника) - выводится информация на слайд!
Учитель подводит итог.
Личностные
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Регулятивные
соотносить результат своей деятельности с эталоном.
Познавательные
перерабатывать информацию
Коммуникативные
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Учебно-познавательная компетентность: самостоятельно заниматься обучением
Коммуникативная компетентность:
владение способами совместной деятельности в группе
Во время выполнения этого задания обучающиеся могут проявлять творческую инициативу.
Комментируя полученное они учатся выражать свои мысли, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Эмоциональная разрядка
Снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии
6 мин
Земля, воздух, огонь и вода
Заимствованный, но измененный или адаптированный
Цель:
Создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки.
Задачи
создать у обучающихся позитивный настрой и свободное неформальное общение,
обеспечить двигательную активность обучающихся для профилактики гиподинамики.
закрепить изученный материал
Необходимые материалы:
нет
Предварительная подготовка (если требуется):
Не требуется
Сейчас необходимо всем встать и свободнее разойтись по классу. По моей команде вы должны изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду. По команде «Воздух» - нужно сделать глубокий вдох, а затем выдох. А теперь давайте зевнём несколько раз. По команде « Земля»- надо дотронуться рукой до пола. По команде «Огонь»- необходимо активно двигать руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Давайте ощутим энергию и тепло в своём теле. По команде « Вода» - представим, что комната превращается в бассейн, и делаем мягкие движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бёдра, колени. Я выполняю все упражнения вместе с учениками.
Личностные:
осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива,
установление обучающимся связи Я – коллектив, Я – учитель, Я – ученик
осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему.
Коммуникативная компетентность:
владение способами совместной деятельности
Участники расслабляются, Снимают возникшие перенапряжение и усталость.
Рефлексия
Получение эмоциональной содержательной оценки процесса и результатов обучения
5 мин
КОМПЛИМЕНТЫ
Заимствованный, но измененный или адаптированный
Цель: Подведение итогов урока
Необходимые материалы: нет
Предварительная подготовка (если требуется): нет
Учитель предлагает учащимся высказать комплименты с обоснованием себе, одноклассникам, учителю.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: понимание ценности знания.
Регулятивные УУД: умение оценивать результат своей деятельности (в группе или на уроке в целом).
Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности.
Социальная компетентность: способность к анализу.
Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 315