Разработка урока на тему: Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных
Урок – семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»
Цели: а) обобщить и систематизировать знания об имени существительном, полученных в
среднем звене;
б) - развивать умение определять род, число и тип склонения существительных;
- обогатить словарный запас,
- развивать монологическую речь,
- умение выступать перед классом,
- развивать самостоятельность.
в) воспитывать интерес к научным открытиям
Тип урока – комбинированный
Вид урока – обобщение пройденного материала
Метод урока – словесный, частично-поисковый
Форма проведения урока – семинар
Оборудование – интерактивная доска, рабочая тетрадь.
1-этап. Актуализация
Следующие задания на повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы, выполните дома к началу сегодняшнего урока:
1. Что вы знаете об имени существительном ?
2. Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
3. Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении?
.
ІІ-этап. Самостоятельное усвоение новой темы
Теория
Для формирования знаний:
1.«Узнавание»
1. Прочитайте «Слово тридцать второе» Абая. (упр.67 стр.45)
1) По мнению автора, кто овладевает наукой?
2)Чему должен быть подчинен процесс приобретения знаний?
3)С какой целью, по мнению автора, человек должен стремиться к наукам?
1. Чтение текста.
1) По мнению автора, наукой овладевает тот, кто испытывает ______________.
2) Процесс приобретения знаний должен быть подчинен __________________________________.
3) По мнению автора, человек должен стремиться к наукам_________________
_____________________________. Если ты страстно увлечен ею, то богатством для тебя явится ______________________________________________________
_________________________________.
2.«Понимание»
2. Подчеркните имена существительные как члены предложения. Обозначьте окончания слова наука . Укажите падеж.
Если твоя душа лежит к другим вещам и ты изучаешь науку
( ) ради их достижения, то твое отношение к науке ( ) подобно отношению мачехи к пасынку. Науку ( ) надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука( ) ответит тебе взаимностью, будет доступнее.
3. «Анализ»
3. Определите основную мысль каждой части.
4. В последнем абзаце найдите сравнения.
3. 1) _________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·. «Синтез»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5. По мнению автора, для чего люди стремятся к наукам?
Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой)
5.«Применение»
6. Разберите имена существительные из первого абзаца и запишите их в опорную таблицу.
Имя сущ
Начальная форма
Морф. признаки
Синт. роль
пост.
непост.
6. «Оценка»
7. Какими качествами должен обладать человек, стремящийся к науке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Обладаете ли вы данными качествами?
____________________________________________
·________________________________________________________________________________________________
ІІІ-этап обратной связи (оценивание)
1 - уровень (5 баллов)
Теория:
1. «Узнавание»
1. Прочитайте письмо академика И.П.Павлова к молодежи. Определите стиль текста. ( Упр.107 стр.71)
1. Чтение текста.
___________________________________________________________________
Практика
5«Применение»
2. Выпишите из текста по 7 существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения, заполните таблицу.
I
II
III
3. Назовите существительные, которые имеют форму только единственного числа.
______________________________________________________________________
Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)
2 - уровень (+ 4 балла)
Теория:
2. «Понимание»
3. «Анализ»
4. Произведите синтаксический разбор следующих предложений.
1) Приучите себя к сдержанности и терпению.
2) Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.
5. Выделите главное предложение в каждом абзаце.
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________
4) _____________________________________________________
5) _____________________________________________________
6) _____________________________________________________
7) _____________________________________________________
Практика:
5. «Применение»
6. Просклоняйте слова совет, помощь в составе словосочетания полезный совет, дружеская помощь
И.п. ____________________________________________
Р.п. ____________________________________________
Д.п. ____________________________________________
В.п. ____________________________________________
Т.п. ____________________________________________
П.п. ____________________________________________
Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)
3 - уровень (+ 3 балла)
Теория:
4. «Синтез»
Практика:
6. Оценка
7. Пожелания академика Павлова к молодежи, посвятившей себя науке:
- С самого начала своей работы приучите себя ________________________
________________________________________.
- Изучите ______________, прежде чем пытаться взойти на ее вершины.
- Никогда не беритесь ___________________________________________.
- Никогда не пытайтесь _____________________________ хотя бы смелыми догадками и гипотезами.
- Приучите себя ____________________________________.
- _______________________, накапливайте _____________.
- Не давайте _______________ овладеть вами.
- Будьте _____________ в вашей работе и в ваших исканиях.
8. Напишите эссе на тему: «Школьные знания - их место в моей жизни»
НАУКА
15