обмен опытом по подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам …
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МАМАДЫШСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Работа на тему:
«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам, итоговой аттестации по предметам»
Работу выполнила:
Учитель
татарского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Исмагилова Аниса Равиловна 2014 год
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей надо занимать разными творческими занятиями: олимпиадами, конкурсами, проектами.
Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.
Я работаю над этой проблемой не один год. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе. Из этой цели вытекают следующие задачи:
изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме; создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей; развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества . Я задавала себе вопросы — как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт методистов и проанализировать формы и методы, используемые мною для работы с одаренными детьми.
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога
-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.
В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяю: а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из начальных классов; б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в средней школе; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Этапы работы
Русский язык и литература, татарский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Русский язык и литература, татарский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что часов для индивидуальной работы с такими детьми нет. Поэтому приходится самому изыскивать время, методы и формы этой работы.
Работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов: творческих, исследовательских, игровых, информационных, интеллектуальных игр.
3. Творческие диктанты.
4 Комплексный анализ текста.
5. Конкурсные работы.
В учебном процессе мною используются самые разнообразные проблемные задания.
Мной применяются следующие педагогические технологии:
1. Технология дифференцированного обучения.
2. Технология групповой деятельности.
3. Технология опережающего обучения.
4. Игровые технологии исследовательского характера.
Стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. С 5-го класса дети участвуют в конкурсах чтецов. Они пробуют сочинять стихи, сказки, загадки, придумывают сценки.
Мои дети принимают активное участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок», «Мудрая белка». Принимают участие в школьном туре предметных олимпиад.
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. На помощь в работе с творческими детьми в связи с переходом на ФГОС помогает и технологическая карта урока.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Программы и УМК по многим предметам в нашей школе соответствуют требованиям для занятий с одаренными детьми.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
-дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь своего ОУ;
-создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
-привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами»интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
-некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Мудрая белка») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
-по итогам проведения олимпиад учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, узнать свой результат на сайте ОУ;
-каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Система подготовки участников олимпиад:
-базовая подготовка по предмету;
-подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение тестовых заданий, поиск информации в Интернете и т.д.);
-целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие.
-подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
-курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
-индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
-использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
-уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
-использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в учебном кабинете и т.д.
Расширяем кругозор: читаем книги, журналы, работаем в Интернете.
Я не ограничиваюсь только подготовкой к олимпиадам. Одарённых детей готовлю к ГИА, ЕГЭ и ЕРТ. В свете модернизации системы образования и введения ГИА, ЕРТ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов в рамках изучения предмета на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей единой системы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по предмету для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством сочетания традиционных и новых информационных технологий. Для этого я поставила перед собой цели и задачи.
Цель данной работы – рассказать о технологии подготовки к олимпиадам, конкурсам по предмету.
Задачи работы: рассмотреть основные критерии успешной подготовки,рассмотреть технологические приемы подготовки обучающихся.
Основные критерии успешного результата:
1. Отбор обучающихся, воспитанников.Отбираю обычно после самостоятельных работ, тестов, контрольных, после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на ступень выше.
2. Полное прохождение программного материала. Необходим курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал усваивается, контролируется.
3. Последующее углубление материала.Происходит в любых формах и по любым источникам. Главное - объём знаний, которыми будет владеть обучающийся, воспитанник.
4.Организации самостоятельной работы учащихся. Работа с успешными обучающимися носит индивидуальный характер или занятия в малых группах. Но может возникнуть проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы обучающихся во взаимодействии с родителями, воспитателями. Организации само и взаимоконтроля.
5.Решение тренинговых задач. Решение материалов олимпиад разного уровня сложности. Строить работу таким образом: сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, потом переходить к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя (родителей, воспитателей) в такие моменты необходимо для объяснения последовательности решения, обосновать, ссылаясь на литературные источники, интернет.
При подготовке обучающихся к олимпиаде придерживаюсь нескольких принципов.
1.Самостоятельность.
Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности обучающегося, предполагает контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку с успешными обучающимися по заданиям, которые будут выше по своей сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность обучающемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и обучающегося. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для обучающихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Напутственное слово учителя.
На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. «Главное не победа, главное - участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
6. Принцип «ненасилия над психикой».
Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Нужно придерживаться «золотой» середины, чтобы не отбить желание у обучающихся заниматься. Неприемлем принцип «давления» с целью удержать обучающегося, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Имея тридцатилетний стаж работы в школе, мне посчастливилось работать со многими одаренными детьми. На самом деле эти дети одаренны во всем. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
В моем 11 классе есть ученица, которая два года подряд занимает первое место в муниципальном туре олимпиады по предмету. Она лауреат, призер и победитель различных конкурсов и олимпиад районного, регионального и республиканского уровня. Она сочиняет стихи.
Вот некоторые результаты моих учеников:
-Диплом III степени призёра Всероссийского конкурса сочинений «Мои земляки в истории России», посвящённый Году Российской истории;
- Диплом IIIстепени призёра республиканской научно-практической конференции, посвящённой 106 годовщине поэта М.Джалиля;
- Победитель межрегионального исследовательского конкурса «Эхо веков» в номинации «Топонимика деревень»;
- Диплом победителя муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по татарскому языку среди учащихся 9 класса;
-Диплом победителя муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по татарскому языку среди учащихся 10 класса;
-Победитель республиканского творческого конкурса «Г.Тукай - публицист» в номинации «Тукай-переводчик» и др.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.