Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по ОБЖ


ВАСИЛЬЕВ ВАЛЕРИЙ ДАВЫДОВИЧ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЖ
(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ – ОРАГАНИЗАТОРОВ ОБЖ)
КЕБЯЧЕВО - 2014
Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, а также уметь защищаться от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи культуры безопасной жизнедеятельности. Одним из способов достижения данной цели можно считать Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Для педагога-наставника подготовка к олимпиадам является благодатным полем экспериментальной деятельности. Все творческие находки, методические наработки могут быть внедрены в педагогическую практику и принести весомые результаты.
В основе любой педагогической технологии, применяемой педагогом-наставником для подготовки школьников к олимпиадам, следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.
Обобщая свой опыт работы с учениками, которые стали призерами и победителями в олимпиадах всех уровней, можно выделить следующие два подхода:
1.Поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала.
2.Индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, найти ученого-консультанта и т.д., наставник не может и не должен знать все), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.
Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.
Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам.
Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому я рекомендую привлекать психологов (если в школах они есть) к работе с участниками олимпиады, но большое значение имеет и юмор наставника, его эмоциональная поддержка. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Ведь на выполнение определенного числа задач отводится строго определенное время. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.
Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах
«Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах…» кого? К настоящему времени сложился стереотип, что в олимпиадах участвуют школьники. А как же педагоги-наставники? Неужели они не участвуют в олимпиадном движении? Почему разрывается логичный тандем «учитель–ученик»?
Хотя основной формой подготовки к олимпиадам является самостоятельная работа подростка, то же самое можно сказать и о наставнике: подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя. В чем она заключается? Для начала необходимо четко понять, что такое олимпиада: из каких этапов и туров (теоретический и практический) состоит, какие типы заданий бывают, какие мероприятия кроме непосредственно самих туров входят в программу проведения олимпиады, каково содержание олимпиадных заданий. Четкую систему олимпиадного движения необходимо довести до учеников, показав, к чему они могут стремиться, что их ожидает.
Согласно Закону об образовании победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право быть зачисленными в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз. Но олимпиада по ОБЖ примечательна тем, что очень мало учебных заведений, куда можно поступить без экзаменов, в случае победы на олимпиаде ( я не припомню ни одного). То есть ОБЖ не является профильным ни в один ВУЗ. Но всегда есть моменты для стимулирования учеников к участию на олимпиадах.
Победители и призеры заключительного этапа, достигшие 14 лет, номинируются на премию для поддержки талантливой молодежи. Каждый субъект РФ грантами и именными стипендиями поддерживает победителей и призеров регионального и муниципального этапов (победа в региональном этапе – 30 тысяч рублей, во всероссийском – 60 тысяч). Нужно отметить, что один из моих учеников – Фируз Мулюков трижды получил грант по поддержке талантливой молодежи по 30 тысяч как призер заключительного этапа ВОШ по ОБЖ.
Необходимо разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Любой образовательный процесс обязательно включает в себя воспитательный аспект. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением и низкой степенью социализации. Это надо помнить и стараться максимально корректировать негативные стороны характера своего ученика. Подростка, который хочет добиться положительных результатов, можно привлечь, например, к помощи отстающим в классе. Это только один из возможных путей помощи одаренному подростку – дать почувствовать, что его знания необходимы не только для того, чтобы получать дипломы олимпиад. Педагогический такт подскажет еще много путей. Главное – ни в коем случае нельзя давать одаренному школьнику замыкаться со своими проблемами (а их у него предостаточно).
Итак, стратегические цели понятны, необходимо разработать тактические шаги. Что делают на олимпиадах школьники? Решают теоретические задачи, выполняют практические задания. Вот от этого и надо отталкиваться. На начальной стадии работы необходимо способствовать развитию у школьников интереса к ОБЖ – предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, необходимо начинать с ними активную внеурочную работу. Планировать занятия стоит следующим образом: примерно 75% времени отводится на решение и разбор задач теоретических туров, 25% времени – на выполнение задач практического тура.
Планируя самостоятельную деятельность школьника, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами:
• материалы олимпиад различного уровня;
• вузовские учебники;
• специализированная литература.
Очень важно, чтобы у участника олимпиады по ОБЖ была отличная физическая подготовка. Как показывает практика, школьники, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, сталкиваются с существенными физическими трудностями в полевом туре.
Олимпиада по ОБЖ, без всяких преувеличений является одним из самых трудных предметных олимпиад. Нет ни одного другого предмета, где олимпиада проходила бы в четырех турах:
а) первый тур – теоретический, определяющий уровень теоретической подготовки участников Олимпиады;
б) второй тур – практический, определяющий:
уровень подготовленности участников Олимпиады в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи;
уровень подготовленности участников Олимпиады по выживанию в условиях природной среды по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.
В заданиях теоретического тура представлены следующие тематические направления:
«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновениирегиональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках); пожарная безопасностьи правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
«Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
«Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации; военно-историческая подготовка; военно-правовая подготовка; государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тестовые задания предусматривают:
выбор правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;
без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник Олимпиады вписывает ответ самостоятельно;
на установление соответствия;
на установление правильной последовательности;
тесты выбора, когда маскируется правильный ответ;
При составлении тестов используются задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-про­странственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.)
Олимпиадные задания практического тура по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи представлены следующими тематическими линиями:
первая медицинская помощь при отморожениях;
первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах;
первая медицинская помощь при химических и термических ожогах;
первая медицинская помощь при отравлениях;
первая медицинская помощь при поражениях электрическим током;
первая медицинская помощь при кровотечениях;
первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях;
первая медицинская помощь при переломах;
проведение реанимационных мероприятий;
Олимпиадные задания практического тура по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы предусматривают:
задания по ориентированию на местности (определение сторон горизонта или азимута на объект; движение по азимуту; движение в заданном направлении; движение по легенде; движение по обозначенному маршруту);
задания по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования: укладка рюкзака; добывание огня без спичек; разжигание костра, пережигание нити; распознавание съедобных и ядовитых растений и грибов; подача сигналов бедствия;
задания по преодолению препятствий без специального снаряжения (переправа по горизонтальной веревке; переправа по горизонтальному бревну; переправа по наклонному бревну; переправа по качающимся перекладинам; движение по подвесному бревну; преодоление этапов «Бабочка», «Паутина», «Ромб»; преодоление заболоченного участка по кочкам с помощью жердей; движение по узкому лазу;
решение пожарно-тактической задачи; преодоление зоны радиоактивного заражения; действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ; по применению средств индивидуальной и коллективной защиты; действия по спасению утопающего с помощью спасательного круга или «конца Александрова»; передвижение по местности с соблюдением правил дорожного движения и др.;
элементы начальной военной подготовки: неполная разборка и сборка модели автомата (АКМ, АК-74); снаряжение магазина автомата патронами; метание гранаты с места; стрельба из пневматического оружия, определение званий рядового, сержантского и офицерского состава, символики видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
Итак, подведем итоги. За 5 лет систематической работы с одаренными детьми имеются результаты олимпиад по ОБЖ различных уровней:
2009-2010 учебный год.
Васильев Дмитрий,11 класс, победитель муниципального этапа, призер регионального этапа, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, г. Сургут;
2010-2011 учебный год.
Ларионов Олег, 11 класс, победитель муниципального этапа, победи-тель регионального этапа, участник заключительного этапа Всероссийской олим-пиады школьников по ОБЖ, г. Иркутск;
2011-2012 учебный год.
Мулюков Фируз, 9 класс, победитель муниципального этапа, победи-тель регионального этапа, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, г. Иркутск;
Кириллов Михаил, 10 класс, победитель муниципального этапа, победитель регионального этапа, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, г. Иркутск;
2012-2013 учебный год.
Мулюков Фируз, 10 класс, победитель муниципального этапа, участник регионального этапа, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, г. Пятигорск;
Кириллов Михаил, 11 класс, победитель муниципального этапа, победитель регионального этапа, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, г. Пятигорск;
2013-2014 учебный год
Мулюков Фируз, 11 класс, Победитель муниципального этапа, призер регионального этапа, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, г. Кисловодск.
Реально ли подготовить призера Всероссийской олимпиады? Мы знаем, что реально. Главное – любовь к своей работе и ученикам, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд. И тогда ученики не только поверят в свои силы, но и будут понимать, что олимпийская высота – всего лишь ступень на их жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим Учителем.