Викторина для дошкольников по сказкам К.И.Чуковского
Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского в старшей разновозрастной группе
Составила:
воспитатель
МБДОУ детский сад «Березка»
Гуськова Ирина Анатольевна
Цель:
- закрепить знания детей о прочитанных сказках К. И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание;
- развивать у детей умение эмоционально и активно воспринимать сказку;
- развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Оборудование:
- Портрет К. И. Чуковского.
- Выставка книг К.И. Чуковского.
- Выставка рисунков по сказкам К.И. Чуковского.
- Атрибуты к сказкам.
Фишки за правильные ответы, музыкальный центр.
Предварительная работа:
Чтение произведений К.И.Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского.
Ход занятия.
Ведущий:
- Дорогие дети, мы рады приветствовать вас на литературной викторине по сказкам Корнея Ивановича Чуковского! Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И. Чуковского.
У нас две команды. Первая команда - «Непоседы». Вторая команда - «Апельсин».
Аплодисменты командам.
Ведущий:
- Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.
А оценивать наши конкурсы будет жюри.
Разминка.
Ведущий:
- А теперь первый вопрос. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Он родился 31 марта 1882 года. Если бы он был жив, то ему бы исполнилось 134 года. Он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Крокодила.Как звали этого замечательного детского писателя?
Ответы детей.
- Совершенно верно! Этого детского писателя звали Корней Иванович Чуковский.
- А теперь я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
- Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха»)
- В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще называем мы его? (бегемот)
- Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)
- Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
- Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)
- В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
- Что просили животные в сказке «Телефон» (Слон - шоколад, крокодил -калоши, зайчатки - перчатки, мартышки - книжки)
- Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.
«Загадки».
Ведущий:
- Вы знаете, К. И. Чуковский писал не только сказки для детей, но еще и загадки.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
- Наши команды действительно умеют отгадывать загадки! Молодцы!
«Продолжить отрывок».
Ведущий:
- Я прочту отрывок из сказки, а вы продолжите.
«Добрый доктор ... (Айболит)
Он под деревом ... (сидит)
Приходи к нему ... (лечиться)
И корова, и ... (волчица),
И жучок, и ... (червячок),
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый ... (доктор Айболит)!»
- Замечательные и быстрые ответы продемонстрировали наши команды.
А сейчас командам пора размяться.
Физкультминутка «Сказки Чуковского».
А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба по кругу).
Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег по кругу).
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы).
А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут (под весёлую музыку дети танцуют).
Дети усаживаются на стульчики.
4. «Угадай сказку и доскажи строчку».
Ведущий:
- Вспомните, ребята, кто в сказках К. И. Чуковского это сказал:
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит). «Айболит».
Вдруг из подворотни - Страшный великан, Рыжий и усатый … (таракан). «Тараканище».
Я – Великий Умывальник Знаменитый… (Мойдодыр), Умывальников начальник И мочалок командир. «Мойдодыр».
Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали - хрю- хрю). «Путаница».
В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный… (Бармалей). «Бармалей».
Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара). «Муха – Цокотуха».
Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней, Позовите-ка лучше… (ворону). «Телефон».
А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу: - Я больше идти… (не могу). «Федорино горе».
Только вдруг из – за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей). «Тараканище».
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою … (ключевой).
«Федорино горе».
И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада, А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей). «Бармалей».
5. «Чудесный мешочек».
Ведущий:
- Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем, сейчас угадаете.
Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы:
Мочалка («Мойдодыр»)
Фонарик («Муха- цокотуха»)
Телефон («Телефон»)
Градусник («Айболит»)
Спички («Путаница»)
Блюдце («Федорино горе»)
7. Подведение итогов.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. И.Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки знаменитого детского писателя. Обе команды сегодня молодцы!
Награждение команд памятными подарками.
Праздник продолжается чаепитием у Мухи-Цокотухи.