Урок литературного чтения на тему К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница»


Подготовила урок учитель высшей категории Ганаева С.А.
Тема урока: К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница».Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского
Задачи:
расширить знания ребят о К.И.Чуковском;
вызвать интерес ребят к предложенным книгам, привлечь к их активному чтению;
способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативному мышлению путем создания различных игровых ситуаций;
формировать умение анализировать произведения, выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни; прививать интерес к чтению.
Оборудование: портрет писателя; презентация; выставка детских книг.
Тип урока: урок «открытие» новых знаний
Технологии:  игровая,  технология проблемного обучения,  диалоговая, информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты (УУД):
Коммуникативные универсальные действия:
- научатся слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
- научатся осознанно строить речевое высказывание;
- использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные УД:
научатся отвечать на вопросы учителя и учащихся; осуществлять поиск существенной информации в тексте учебника и примеров из личного опыта.
Личностные:
- научатся производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
- научатся видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - - научатся проговаривать последовательность действий на уроке. - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;- соотносить изучаемый материал с собственным опытомПредметные задачи:- способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с текстом.


Ход урока
1.Орг. момент
Сегодня за окном необычно ярко (щелчок) светит солнышко. Пожелаем друг другу, чтобы к каждому добрались солнечные лучики, согрели наше сердечко и придали нам больше сил и уверенности.
Сегодня мы с вами будем работать под девизом: (щелчок)Чтение лучшее учение.
Как вы понимаете эти слова?
-Конечно, ребята, читая, человек познает мир, узнаёт новое для себя, становится умнее.
2.Актуализация
речевая разминка
- Начинаем наш урок, как всегда, с разминки. Приготовились… четко проговариваем слоги. (дети досказывают последнее словечко фразы, на экране вылетают соответствующие картинки: телефон, мойдодыр, крокодил, муха-цокотуха, Айболит)
Он-он-он, он-он-он ( читают дети)
у меня зазвонил ….телефон. (щелчок)ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр –
любит воду …….Мойдодыр. (щелчок)ил-ил-ил, ил-ил-ил –
Крокодил солнце в небе ….проглотил. (щелчок)ца-ца-ца, ца-ца-ца, –
нынче Муха-Цокотуха …именинница. (щелчок)ит-ит-ит, ит-ит-ит –
добрый доктор …..Айболит. (щелчок)
- Молодцы!
3. Постановка цели урока
-Посмотрите на нашу выставку книг, вы хорошо её рассмотрели на перемене, вспомните раз-мин-ку (рукой указываешь на слайд). Что объединяет эти книги (пауза), разминку? (на случай молчания: посмотрите на рисунки, вспомните, кто автор этих книг)
- Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Сегодня на уроке …( ответы детей)
-Да, ребята, сегодня мы работаем над произведениями К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг.
(открываю доску, выключаю экран)
4. Работа над новым материалом
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский, а ребята называли - Дедушка Корней. Родился он более 130 лет назад, в городе Санкт-Петербург. Чуковский был очень трудолюбив, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. (игриво) Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, попробуем?!
Загадки
1) Два коня у меня, два коня,По воде они возят меня.А вода тверда,Словно каменная. (Коньки)
2) Хожу, брожу не по лесам,А по усам и волосам.И зубы у меня длинней,Чем у волков и медведей. (Расчёска).3) Ах, не трогайте меня:Обожгу и без огня! – Что это? (Крапива)
- Очень хорошо, молодцы! (смена голоса - сказительница)
В гости дедушка Корней (показываешь на портрет)Приглашает всех детей.Но особенно он рад Пригласить таких ребят…,
Кто умеет слушать сказкиИли любит их читать
Работа по учебнику
-А вы любите читать? Значит, отправляемся в гости, открываем учебник на стр.96
-Рассмотрите иллюстрации, кто встречает нас на этих страницах (дети будут перечислять поимённо, а ты подводишь :) - Это герои сказок. А почему художник нарисовал их всех вместе? (Да, потому что все они из сказок Чуковского)
(мини-пауза и я читаю без всяких предисловий отрывок из «Телефон»)
Первичное восприятие текста
-Из какого произведения эти строки? (да, это сказка К.И.Чуковского «Телефон»)
-Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Да, игривое, веселое,) Словарная работа
-Ребята, я в тексте есть слово «пудов этак 5 или 6», вы знаете, что обозначает слово «пуд» ? (щелчок)
- Вот, что говорит толковый словарь (слово ПУД – ……. СЛАЙД)
- А 16 кг это много или мало? Ваш вес немного больше 16 кг. А слонёнку нужно пудов 5 – 6. Представляете, сколько нужно шоколада слонёнку (щелчок) (на слайде). (С сарказмом и улыбкой, показывая на слайд: - Совсем немного!!!) (выклюаю экран)Повторное чтение текста
-Прочитайте, ребята, самостоятельно отрывок. (жужжащее чтение)
- Кто главные герои в отрывке? (автор и слон)
- А что они делают? (разговаривают по телефону)
- А как называется беседа двух лиц? (диалог) не говорят – говоришь сама
-Беседа двух человек, лиц называется диалог (вывешиваю слово на доске)
-Давайте попробуем разыграть этот отрывок, т.е. прочитаем по ролям, я читаю за автора, а вы - за слона все вместе хором. (хоровое чтение вместе с учителем)
- Вы заметили, как я читала слова автора? Как их нужно читать? (удивленно, вопросительно,)-Что должны передать вы, читая слова Слона? (Просьбу)
- А сейчас работа в парах. Решите, кто - какую роль будет играть) (через минутку). - Стоп! Закончили чтение.
- У кого хорошо получилось вы считаете?
- Есть желающие выступить в роли актеров у доски? Давайте попробуем. ( в маске читают по листочкам … (1-2 пары))
- Удалось ли чтецам передать настроение героев? (да) (Апплодисменты)
5. Физкультминутка
- Да, ребята …….
И такая дребеденьЦелый день:Динь-ди-лень,Динь-ди-лень,Динь-ди-лень!То тюлень позвонит, то олень. (читаю с уставшей интонацией)
-Вы устали, давайте немного передохнём..Работа по учебнику
-Продолжим знакомиться с творчеством Чуковского.
Одно из замечательных произведений К.И. Чуковского – это «Путаница»
Подготовка к восприятию
- Как вы понимаете смысл слова «путаница»? то такое путаница?
-Какое будет это произведение, грустное или веселое, как вы думаете?
-Хорошо. Давайте послушаем, какое же оно.
Первичное восприятие
(Чтение произведения подготовленным ребёнком)
-Зачем писатель все перепутал?
-Как вы считаете, то, что вы услышали могло произойти на самом деле? Почему?
-Конечно….
- Ребята, это небылица – т.е. шуточный рассказ о том, что не может быть, не бывает. Небылица! (Вывешиваю на доске слово).
Повторное чтение
Читаем текст по цепочке (достаточно…)
- Почему героям надоело говорить своими голосами? (Захотели поиграть, побаловаться).
-Давайте мы тоже поиграем. У вас на парте лежат картинки, переверните их, посмотрите кто нарисован. Вы будете читать роль своего героя. Для этого нужно быть очень внимательным. Чтобы не перепутать и вовремя прочитать свои слова. Итак, проверяем, котята кто? (-Хорошо, вы читаете слова котят и кошечек хором, слушая друг друга, будьте внимательны! И т.д.)(читаете два раза)
- Хорошо! Молодцы!
- Как вы думаете, что произойдёт с героями дальше? (-разные у нас предположения, а хотели бы узнать точно, что придумал автор? Тогда найдите книгу с этим произведением и прочитайте его полностью).
-Ребята, (щелчок) посмотрите, у нас на слайде тоже все перепуталось!!!!!
В названиях произведений перепутались буквы! То за слова?? (читаю данные слова) -Нужно распутать нашу путаницу
Кармалей (щелчок)
Крашеное солнце(щелчок)
Мокдодыр(щелчок)
Муза-цокотуха(щелчок)
Федорино море(щелчок)
-Прекрасно!!
-Кто автор этих произведений? (щелчок)
-Какие новые понятия в ходе урока мы узнали, что они обозначают? (указываешь на доску со словами) (диалог, небылица)
-Хорошо! Молодцы! (выключаю экран)
6. Рефлексия
(читаю и открываю доску, на ней дерево)
Как у наших у ворот,Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
-У вас, ребята, на партах лежат конвертики, возьмите их, достаньте два башмачка. И если вас заинтересовали сказки Чуковского, они вам понравились и хочется прочитать другие произведения, и если вам понравился наш урок, то вы берете красный башмачок и прикрепляете его на наше чудо - дерево, а если нет - прикрепляете синий! (по рядам)
-Я вижу, вам понравились произведения Корнея Чуковского. Я рада ! Очень хорошо! На этом наш урок окончен. Встали ровно, спасибо за работу ! Можете быть свободны!