Конспект урока литературы на тему Смех в раскрытии идеи сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил (7 класс)
Смех в раскрытии идеи сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Цель: на основе языкового анализа сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Задачи:
- формировать умение находить ключевые слова, помогающие раскрытию идеи произведения
- развивать умение делать выводы из прочитанного;
- развивать умение характеризовать героев и события;
- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
- воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову
Ход урока.
Вступление. Формулирование темы урока.
-Ребята, дома вы прочитали сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», попытались собрать материал и заполнить таблицу по теме «Приемы сатиры в изображении генералов и мужика».
-Скажите, какое впечатление произвела на вас сказка. Было ли смешно?
-Прочитайте высказывания известных писателей, записанные на доске, подумайте, как они связаны с прочитанным вами произведением.
« Смех — это сила, которой вынуждены покоряться великие мира сего». (Эмиль Золя) « Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы».
(Николай Васильевич Гоголь)
« Смехом исправляются нравы». (Оноре де Бальзак)
-Давайте подумаем, чему будет посвящен сегодняшний урок, на какой вопрос нам нужно будет ответить.
(Речь в высказываниях идет о смехе, который способен исправлять нравы, покорять великих мира сего. Именно такой смех в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Необходимо выяснить, против кого или чего направлен этот смех и с помощью каких приемов он достигается).
Запись темы урока.
-Перед тем, как обратимся непосредственно к сказке, давайте вспомним термины, с которыми познакомились на прошлом уроке.
Проверка знания терминов. (Диктант с взаимопроверкой).
Произведения искусства, в которых осмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение. (Сатира).
Употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности, преувеличение, доведенное до абсурда. (Гротеск).
Вид комического, горькая или добрая насмешка; сатирический прием, в котором истинный смысл скрыт или противоречит явному смыслу. (Ирония).
Тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. (Эзопов язык).
Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. (Гипербола).
Проверка понимания терминов. (Беседа).
«Махнет – станет улица» (Гипербола)
«Ну ты храбрец!» (Ирония)
Взъяренный,
на заседание врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая? (Гротеск).
. Когда человека называют змеей, то имеют в виду его коварство; если сравнивают с лисой, то подразумевают хитрость. (Аллегория).
Работа с текстом.
-Коротко изложите сюжет сказки. Назовите, где в ней завязка, кульминация, развязка.(Завязка: генералы просыпаются на необитаемом острове. Кульминация: встреча с мужиком. Развязка: счастливое возвращение в Петербург). -Какие эпизоды показались вам особенно смешными?
- Почему сказка о двух генералах автором названа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
-Что в этом произведении от жанра сказки?
( -Типичные сказочные зачины: Жили–были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
-Присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...” Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
-Характерные для народной речи обороты: “думал–думал”, “сказано–сделано”. -Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя–кишат)
-Почему в сборнике сказок оказалась повесть? Что в этом произведении от жанра повести?
(Задача автора – рассказать о современной ему жизни, поэтому здесь много деталей, которые не вписываются в сказку. Эти детали из современной автору жизни).- Делает ли смешение двух жанров это произведение более веселым?
-Можно ли назвать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сатирической?
Вспомним еще раз определение сатиры. Попробуем разобраться в этом вопросе.
-Кого высмеивает писатель в данной сказке? Какие художественные приемы использует он, рисуя образы главных героев? (Реализация домашнего задания).
Образы генералов. (Составляется кластер).
Глупые
Невежественные
Никчемные
Высокомерные
Властные
Беспомощные
Художественные приемы:
Гипербола.
1.Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.
2.Генералы были уверены, что «булки так прямо на дереве и растут».
3.Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.
Гротеск.
Сцена с орденом. способ появления героев на острове, приметы острова.
Смешение стилей речи – «остались за штатом» (деловой), «поехали они в казначейство» (нейтральный), «и сколько денег тут загребли»
разговорный).
Образ мужика. (Составляется кластер).
Талантливый
Ловкий
Находчивый
Покорный
Терпеливый
Художественные приемы.
Гипербола
«...мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»
Гротеск
«Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка готова». Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег»
Ирония
« А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит - это он самый я и есть! - отвечал мужик»
– Автор смеется и над генералами, и над мужиком. Одинаков ли этот смех? Каков его характер?
Смех разный. Автор относится к своим героям по–разному. Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением.
Восхищаясь ловкостью, трудолюбием мужика, автор с горькой иронией говорит о крепостной привычке повиновения. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным
Смех грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвительный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий по отношению к тому общественному пороку, который мужик и генералы олицетворяют.
–Смех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам социального быта – это сатира.
Следовательно, "Повесть:" – сатирическая сказка.
Вспомним понятие аллегории. (Аллегория – изображение отвлеченных понятий через конкретный образ).
- О каком общественном пороке пишет в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин?
Салтыков-Щедрин показал паразитизм господствующих классов, который возможен при забитости и приниженности народа. Это и есть основная идея произведения.
-В каких произведениях других авторов поднимается та же проблема?
Как она раскрывается? Какова позиция автора? (Стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда»)
Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, какие задачи мы ставили в начале урока. Решили мы их?
Устно закончите предложения:
Сегодня я научился…
Мне хотелось бы разобраться в …
Домашнее задание.
Прочитать вступительную статью об А.П. Чехове. Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия».