План-конспект урока по проверке и закреплению знаний по основным классам неорганических соединений, 8 кл.
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
Эта форма может быть использована при аттестации обучающихся по основным классам неорганических соединений в 8 классе.
Цель урока: 1) используя разноуровневые задания, проверить и закрепить учебные достижения учащихся по теме.
2) применяя соревновательный метод, добиться максимальной активности учащихся в работе.
3) развить общеучебные умения и специальные навыки учащихся.
Оборудование: 1) карточки-задания для фронтальной и индивидуальной работы.
2) образцы свежего и кислого молока.
3) индикаторные бумажки.
4) реактивы для опыта “ Таинственная надпись” ( на лист фильтровальной бумаги нанести раствором щелочи надпись “ Каустик” и высушить ) , фенолфталеин в пульверизаторе.
5) растворы солей Na2SO4 и BaCl2.
К уроку составляются карточки-задания разного цвета для ин- дивидуальной работы учащихся ( “ билеты” в вагоны I, II, III класса). Задания для индивидуальной работы могут быть записаны заранее на доске и открываться по мере продвижения по станциям следования « Разминочная», «Оксидная», «Кислотная», «Щелочная», «Игровая». Во время путешествия стоянка на каждой станции 5-7 мин. В начале урока учитель назначает бригадира поезда ( можно из учащихся старших классов) и проводников. Проводники- это учащиеся, хорошо усвоившие тему
ХОД УРОКА
Учитель сообщает тему, цель и форму проведения урока. Объявляется первая станция «Разминочная».
Участникам предлагается выполнить задание: распределить вещества по классам и дать им названия: HCl; NaOH; H2O; Cu(OH)2; K2SO4; ZnO; H3PO4; SO3; K2CO3; H2SO4; Mg(NO3)2; Ca(OH)2.
По мере выполнения заданий «проводники» проверяют их и выдают «пассажирам» билеты-задания разного «класса» ( уровня).
Бригада поезда оказывает им помощь, чтобы избежать очереди.
Учитель следит за временем. По истечение 7 мин. не справившиеся с заданием остаются «провожающими». Остальные пересаживаются согласно полученным «билетам»(1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Поезд отправляется на станцию «Оксидная».
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Что такое оксиды?
Какие вы знаете оксиды? Приведите примеры.
Какие оксиды называют основными?, кислотными?
По каким другим признакам можно классифицировать оксиды? Пример (задание высшего уровня).
(Выдается поощрительный талон).
После беседы «пассажиры» выполняют свои задания. В это время учитель, бригадир и проводники помогают «провожающим» правильно выполнить первое задание.
Задание для «пассажиров» 1 класса: 1) С каждым из перечисленных веществ будет реагировать оксид натрия: HCl; KOH; H2O; CuO; CO2; FeSO4 ? Составьте уравнения возможных реакций. 2) Докажите, что оксид фосфора (Y) – кислотный оксид. Напишите уравнения реакций.
Задания для «пассажиров» 2класса: 1) С каким из указанных веществ будет реагировать оксид углерода (IY): H2SO4; Ca(OH)2; H2O; MgCl2; BaO. Напишите уравнения возможных реакций.
Задания для «пассажиров» 3 класса и «провожающих»: 1) Закончите уравнения реакций, характерных для основных оксидов MgO+НСl…; Na2O+H2O … 2) Закончите уравнения реакций, характерных дя кислотных оксидов: SO2+H2O…; CO2+NaO… «Проводники» проверяют выполнение заданий у «пассажиров» и выдают «билеты» до ст. «Кислотная».
«Пассажиры» могут поменять «класс» вагона, а «провожающие» получить «билет» и наоборот.По сигналу все направляются к станции «Кислотная», где проводится фронтальная беседа:
Что такое кислоты?
Какие вы знаете виды классификаций кислот? Привести по каждому виду примеры.
Как распознают кислоты среди других веществ?
Назовите индикаторы и их изменения в среде кислот.
Задания для «пассажиров» 1класса:
С каким из указанных веществ будет реагировать серная кислота: HCl, Zn, CuO, , Ca(OH)2, Hg, CО2, BaCl2.
Написать уравнения возможных реакций. Указать тип каждой реакции.
Задание для «пассажиров» 2 класса:
Опишите химические свойства соляной кислоты. Составьте, где это можно, уравнения реакций.
Задание для «пассажиров» 3 класса и «провожающих»:
Закончите уравнения возможных реакций:
MgO+HCl… KOH+HCl…
Zn+H2SO4… Cu+HCl…
«Проводники» подводят итоги, помогают «провожающим» стать «пассажирами», выдают новые «билеты».
Приехали на ст. «Основная».
Фронтальная беседа.
Что такое основания?
Какие бывают основания? Примеры.
Выберите основания, разделив их на две группы по растворимости в воде: H2O; Cu(OH)2; FeSO4; KOH;K3PO4; Fe(OH)3; Ba(OH)2; MgO; NaCl; Zn(NO3)2; CO2.
Снова индивидуальные задания разной степени трудности.
Задание для «пассажиров» 1 класса:
С каким из перечисленных веществ реагирует гидроксид натрия : H2O; H2SO4; Cu; FeO; P2O5; Ca(OH)2; HNO3; CuSO4. Напишите уравнения реакций и назовите все продукты реакций.
Задание «пассажирам» 2 класса:
Запишите уравнение реакции по схеме:
Fe(OH)2FeOFeFeCl2
Укажите тип реакций.
Задание для «пассажиров» 3 класса:
Закончите уравнения реакций:
KOH+HCl... Ca(OH)2+CO2…
Zn(OH)2…
После проведения итогов объявляется о прибытии на последнюю станцию «Игровая».
Бригадир поезда просит разрешить конфликт «пассажира» и «буфетчицы». «Покупатель-пассажир» утверждает, что молоко кислое, а «продавец» говорит, что свежее. Установите истину.
На открытой платформе во все время нашего путешествия везли негашеную известь (CaO). Потребитель (заказчик) отказался платить за нее по дорогой цене, утверждая, что при такой транспортировке она утратила свои свойства. Докажите правоту заказчика, подтвердив ее уравнением реакции.
Объявление:
А) Появление таинственной надписи.
Каустик
Что это такое?
Б) Образование «молока» из «воды».
Путешествие закончено, подводятся итоги работы всех участников.