Урок по литературе на тему Поэма. М.Ю.Лермонтов. Беглец.


Открытый урок по литературе в 5 классе.
Тема: Поэма. М.Ю.Лермонтов. Беглец.
Цели: 1.Дать понятие поэмы, познакомить с видами поэм. Познакомить с поэмой М.Ю.Лермонтова «Беглец».
2. Воспитывать патриотические чувства: преданность своим родным, любовь к родине, долг перед родиной, перед близкими родными.
3. Развивать умение анализировать поэму, находить художественные особенности в поэме.
Оборудование: магнитофон с записью органной музыки Баха, картины о горцах - воинах Кавказа, рисунки Лермонтова.
Ход урока.
1.0ргмомент.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы - поэмой и прочитаем поэму Лермонтова «Беглец». Конечно, не только прочитаем, но и проанализируем ее. 2.Повторение домашнего задания. Дома вы читали «Научный спор». Кто это спорил и о чем они спорили? Кто им помог разрешить спор? К какому выводу они пришли? Давайте прочитаем слова Путника (Чем больше ты знаешь о литературе, тем больше вычитаешь из книги. Читают-то все, а вычитывают каждый свое. Это как золото добывать. Незнающий горы своротит, да с носом и останется. А знающий по крупиночке, по золотиночке на том же самом месте соберет богатство. Он знает, где искать и как искать. И в литературе так же.)- Сегодня у нас опять будет крупиночка знаний, которая увеличит богатство наших знаний, поэтому она очень важна.
3. Разговор о поэме. Итак, поэма - жанр литературы. К какому больше роду отнесем поэму? (Ребята рассуждают) Если лирический герой проявляется как активное действующее лицо поэмы, персонаж, участвующий в событиях сюжета, то это лирическая поэма. Если лирический герой открыто в поэме не проявляется, нет там авторского «я», личных местоимений первого лица, нет глагольных форм первого лица, относящихся к лирическому герою, а он ощущается в настроениях и оценках поступков главных персонажей, то это эпическая поэма. Если лирический герой вторгается в повествование своими суждениями и оценками в форме лирических отступлений и проявляется 1-м лицом, то это лироэпическая поэма. (Обращаю внимание на написанные на доске виды поэм).
4. Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Беглец».
Сейчас мы познакомимся с поэмой Лермонтова «Беглец». Сюжет этой поэмы связан с Кавказской войной. А мы с вами знаем , что Лермонтов во многих своих стихах писал о Кавказе. Почему? Ребята рассказывают о том, как Лермонтов еще в детстве с бабушкой ездили на Кавказ несколько раз, о том, как Лермонтов был в ссылке на Кавказе, участвовал в Кавказской войне. У Лермонтова сложилось определенное мнение о людях Кавказа, о свободных, непреклонных, гордых горцах. (Показать картинки).
Чтение поэмы. (Звучит органная музыка Баха).
5. Беседа по поэме. - Как вы поняли содержание этой поэмы? (Ребята пересказывают). Объяснить слова: поле брани, скрепясъ душой, кров, беглец свободы, аул, ложе, благословенье, слово отверженья, преданье, никем не зримый, недуг, поникнуть головой, праведный, внимать.- Как проявляется в поэме лирический герой? (Внешне никак, он рассказчик).
- К какому виду отнесем эту поэму? (К эпическому).
- Кто герои поэмы? (Гарун, друг Селим, мать).
- Что важно поэту - показать какие события происходят или переживания, чувства Гаруна? (Чувства).
- Давайте найдем слова, передающие состояние Гаруна, его чувства. (Ребята находят).
На доске слова: страх, честь, мщение, долг, стыд, презренье, трусость, раб, позор. Эти слова встречаются в поэме. - Какие из них характеризуют беглеца Гаруна?
Какие выражают отношение к Гаруну?
- Какое слово лучше всего выражает поступок Гаруна?
- Месть, мщение - какую роль играют эти слова в поэме? Это положительное или отрицательное понятие?
- Горская легенда. Легенда - жанр фольклора. Чем поэма Лермонтова близка к фольклору? (Общенародным идеалом. У кавказцев тоже есть свой идеал - смелый, бесстрашный, храбрый джигит, свободный, гордый, не отступающий перед опасностью, хороший воин, защищающий родной край, не предающий свой род).- Какова же композиция этой поэмы? (Ребята называют части композиции, находят зачин, завязку, кульминацию, развязку, концовку).
- Внутри поэмы мы встречаем еще одно произведение, другого жанра. Какое? (Песню).
6. Домашнее задание. Прочитать внимательно поэму, составить план поэмы.
7. Подведение итогов. Оценивание ребят.