Конспект по русской литературе на тему М.Ю. Лермонтов Беглец

Конспект по русской литературе
Класс: 8

Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов
Беглец
Цели:
образовательная: познакомить с произведением Лермонтова, научить анализировать текст;
воспитательная: воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии
развивающая: создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании информации;
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: опрос домашнего задания, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группах, стратегия «Направленное чтение», «Характеризующая карта»
Оборудование: портрет Лермонтова, иллюстрации

Ход урока:
Активизирующая фаза
А) « Мозговой штурм»
- Какие произведения Лермонтова вы знаете?
В) Подумайте о следующих словах: беглец, предать, бой, аул
Какой рассказ вы могли бы составить с этими словами? Подумайте несколько минут, представьте сцену, героев, события в рассказе, в котором присутствуют эти вещи.
С) Работа в паре – создайте вместе рассказ. Кто- то из вас затем расскажет вашу историю.
Д) Чтение рассказа

Конструирующая фаза
Учитель: сейчас вы будете читать произведение Лермонтова «Беглец». Вы будете читать с несколькими перерывами, останавливаться, обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы.
1) Чтение отрывка
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрее, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,..
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку- и бежит!
2) -Какое чувство вызвало у вас стихотворение?
- О ком идет речь ?
- Как вы думаете куда он бежит?
3) Чтение отрывка
Усталый, жаждою томимый,
С лица стирает кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
И к сакле он спешит знакомой,
Там блещет свет, хозяин дома;
Скрепясь душой как только мог,
Гарун ступил через порог;
Селима звал он прежде другом,-
Селим пришельца не узнал;
На ложе мучимый недугом ,-
Один,- он молча умирал

4) -Как вы думаете , как встретит его друг?

5) Чтение отрывка

« Велик аллах! От злой отравы
Он светлым ангелом своим
Велел беречь тебя от славы!»
«Что нового?»- спросил Селим,

«Два дня мы билися в теснине;
Отец мой пал, и братья с ним;
И скрылся я один в пустыне,
Как зверь, преследуем, гоним,
Черкесы гибнут – враг повсюду
Прими меня , мой старый друг;
И умирающий в ответ6
« Ступай- достоин ты презренья.
Ни крова, ни благословенья
Здесь у меня для труса нет!...
Как вы думаете куда, к кому он решил дальше пойти?
Чтение отрывка
И, саклю новую минуя он,
И прежних дней летучий сон
Вдруг обдал жаром поцелуя
Его холодное чело;
И он подумал: я любим,
Она лишь мной живет и дышит
И хочет он взойти- и слышит,
И слышит песню старины..
8) Как вы думаете какую песню он услышал?
9) Чтение отрывка
юноша воин на битву идет
Ружье заряжает джигит,
А дева ему говорит:
Мой милый , смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Будь славе вернее.
Своим изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы

10. Смог ли он пойти после услышанной песни к любимой?
Как вы думаете, куда он теперь пойдет?

11. Чтение отрывка

Пред ним родной белеет дом
Гарун стучится под окном
« Мать, отвори! Я странник бедный,
Я твой Гарун, твой младший сын;
Сквозь русские безвредно
Пришел к тебе! « Один?» « Один!»
« А где отец и братья?» «Пали!
« Ты отомстил?» « Не отомстил
Но я стрелой пустился в горы,
Оставив меч в чужом краю,
Чтобы утешить взоры
И утереть слезу твою»

12. Примет ли мать своего сына?

13. Чтение отрывка

«Молчи, молчи! Гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой,
Так удались живи один.
Твоим стыдом беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус- и мне не сын!...»

15. Как поступит Гарун?

16. Чтение отрывка

Проклятья, стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И наконец удар кинжала
Пресек несчастного позор
И мать по утру увидала
И хладно отвернула взор.

И труп, от праведных изгнанный,
Никто к кладбищу не отнес,
И кровь с его глубокой раны
Лизал, рыча, домашний пес;
Ребята малые ругались
Над хладным телом мертвеца,
В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца

Констатирующая фаза
Характеризующая карта

Работа в паре- вверху напишите имена, затем характеризующие слова и внизу под каждым словом аргументы.

Гарун
друг
девушка
мать

трусливый
больной
любимая
гордая

сбежал с боя
умирал дома от тяжелой болезни
ждала любимого
не приняла сына



Оценивание
Обсуждение-1 балл
Аргументация- 3 балла
Характеризующая карта- 6 баллов

5. Домашняя работа