Тема: Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности внешнего строения костистой рыбы. Органы чувств. Внутреннее строение костистой рыбы. Плавательный пузырь и его значение.


Тема: Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности внешнего строения костистой рыбы. Органы чувств. Внутреннее строение костистой рыбы. Плавательный пузырь и его значение.
Дата:
39 урок
7 классОжидаемые результаты урока к окончанию урока ученики будут иметь представление об ей характеристи-ке надкласса Рыбы, особенностях внешнего и внутреннего строения костистых рыб и выпол-нят лабораторную работу № 6. «Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб»
Цели урока Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.
Тип урока Изучение и первичное запоминание новых знаний и спосо-бов деятельности.
Вид урока Методы Форма работы Индивидуальная, парная
Оборудование Таблица Рыбы. Скелет окуня. Влажный препарат. Внутрен-нее строение рыб. 
Языковые цели время Этап/ деятельность ресурсы
1мин
3мин Орг момент. Приветствие
Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.
Вызов
Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?
Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).
Слайды
3 минуты Проверка д.зВыберите правильный ответ.
1.Основным отличием хордовых животных от беспозвоночных является:
а) наличие кровеносной системы; б) наличие нервной системы; в) наличие внутреннего скелета
2. Ланцетник относится:
а) к позвоночным б)к бесчерепным в) к беспозвоночным
3. Кровеносная система бесчерепных:
а) замкнутая б)незамкнутая в) отсутствует
4. Нервная трубка ланцетника расположена:
а) на спинной стороне тела б) по центру тела в) на брюшной стороне тела
5.Оплодотворение ланцетника происходит ва)воде б) иле в) песке Слайды
5 минут Деление на группы. Яблоки Бананы Апельсины Персики
Самостоятельная работа учащихся с текстом по выявлению черт приспособленности во внешнем строении рыб к водной среде обитания.
Обсуждение результатов работы и составление фишбоуна.
Учитель делает на доске общий.(вместе с учениками)
Фмшбоун
Раздатка
20 мин Выполнение лабораторной работы № 6
Тема: Наблюдение за живыми ры-бами. Изучение их внеш-него строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изу-чение скелета рыбы. Изуче-ние внутрен. строения рыб
Цель: установить особенности внешнего строения рыб, связанные с приспособленностью к водному образу жизни.
Оборудование: лупа, аквариумная рыбка, окунь( слайд)
Ход работы:
Задание №1.
Рассмотрите рыбу. Объясните, какое значение имеет форма ее тела.
Задание 2
Рассмотрите аквариумную рыбку и окуня. Попытайтесь определить голову, туловище и хвост. Обозначь на рисунке отделы тела.


Задание 3
Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их, название. Пользуясь учебником, установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников.
Задание 4.Заполните таблицу
Внутреннее строение рыб
Системы органов рыб Органы Функции
Скелет 1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)
2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)
3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой) Нервная система 1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)
2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)
3. Нервы Органы чувств 1. Глаза
2. Ноздри
5. Боковая линия Пищеварительная система 1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)
2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень) Плавательный пузырь  Наполнен смесью газов  
 Дыхательная система  Жаберные лепестки и жаберные дуги  
 Кровеносная система (замкнутая)  - Сердце (двухкамерное)
- Артерии
- Вены
- Капилляры  
 Выделительная система  Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь  
 Система размножения У самок: два яичника и яйцеводы;
У самцов: семенники (два) и семяпроводы Слайд
Сделайте вывод Какие особенности внешнего и внутреннего строения рыбы связаны с водным образом жизни?
Зарепление3 минут Я сегодня узнал, что. 2 мин
Рефлексия Перед вами высказывания великих людей. Выберите себе одно из них в качестве своего девиза к сегодняшнему уроку.
Ваш девиз к уроку
1. Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)
2. Познание начинается с удивления. (Аристотель)
3. Любознательность создает ученых и поэтов. (А. Франс)
4. Как приятно знать, что ты что-то узнал. (Мольер) Стикеры
Слайд
1мин
Дом. задание Творческое задание для группы учащихся. Проведите анализ рыбной продукции, продаваемой в магазинах и рынках. Определите видовой состав рыбы, систематическое положение, место вылова (какой океан, море, пресный водоем), вид продукции (живая рыба, свежемороженая, сушеная, копченая, консервы, икра и т.д.). Отчет по работе можно представить в виде таблицы. слайд
Приложение № 1
Особенности строения и передвижения рыб в связи с водной средой обитания.
Прекрасная приспособленность костных рыб к различным условиям водной среды, выработанная в процессе эволюции, позволила им заселить различные водоемы.
Вода оказывает заметное сопротивление движущимся в ней телам. Тело большинства рыб имеет обтекаемую форму – это помогает им быстро двигаться в воде. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. На заостренном переднем конце головы помещается рот. На верхней части головы видны ноздри – орган обоняния. По ее бокам расположены два глаза.
Снаружи кожа рыб покрыта чешуей. Чешуи своим концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно, рядами. Образующийся покров предохраняет рыб от механических повреждений. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесени.
При плавании большую роль играют плавники. Парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вверх и вниз. Хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники. Хвостовой плавник осуществляет поступательное движение, служит рулем при изменении направления.
У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба при рассмотрении снизу. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
Органы дыхания рыб – жабры. Они расположены с обеих сторон в головной части тела и покрыты жаберными крышками. Рыба дышит кислородом, растворенным в воде, постоянно заглатывая воду. Жабры осуществляют газообмен между водой и кровеносной системой организма.
По бокам тела рыбы от головы к хвосту проходит узкая темная полоса. Это боковая линия. Здесь расположено скопление нервных клеток, которые воспринимают направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

Приложение №2
Таблица 1.
Признаки
Характеристика Значение Факторы водной среды
Форма тела
Обтекаемая, сжатая с боков Снижение трения воды Большая плотность воды
Покровы
Кожа, чешуя, слизь Снижение трения воды Большая плотность воды
Окраска
Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) Защитная, маскировка Прозрачность
Отделы тела
Голова плавно переходит в туловище и хвост Снижение трения воды Большая плотность воды
Органы зрения
Органы обоняния
Боковая линия Глаза
Ноздри
Скопления нервных клеток под кожей Видят на близком расстоянии
Восприятие запахов веществ, растворенных в воде
Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы Прозрачность
Способность растворять различные вещества.
Текучесть
Органы передвижения
Плавники: спинной, анальный
Хвостовой
Грудные
Брюшные Устойчивость при движении.
Движение вперед
Повороты в воде.
Удерживает в равновесии в вертикальном положении. Большая плотность воды.
Вывод: приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).