Методическая разработка урока биологии «Функции желёз внутренней секреции»


Методическая разработка урока биологии
«Функции желёз внутренней секреции»
Автор: учитель биологии и химии МОУ «Лицей №50» Ленинского района г.Саратова – Нестерова Е.Ю.
Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 8 классов, разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
На уроке применяются различные методические приемы и технологии, что позволяет каждому учащемуся продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Педагогические технологии:
Работа в группах.
Создание и решение проблемной ситуации.
Информационно-компьютерные технологии.
Опережающие задания, с использованием дополнительной литературы.
Задачи:
Показать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции.
Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез.
Научить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела. Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.
Формируемые результаты:
Предметные: раскрывают понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон».
Называют примеры желёз разных типов.
Метапредметные: раскрывают связь между неправильной функции же лёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания; формировать умение работать в коллективе; развивать у учащихся кругозор.
Оборудование: мультимедиа, презентация, рабочий лист, информационный лист, видеофрагменты, электронный учебник «Биология 8 класс» под ред. В.В. Пасечника.План урока
Организационный момент. Мотивация.
Актуализация знаний.
Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока.
Изучение нового материала.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление материала (индивидуальная работа на планшетах).
7. Подведение итогов урока. Оценки, домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Организованное окончание урока.
Конспект урока
1. Организационный момент. Мотивация - 1 мин.
Приветствие, организованное начало урока
Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнём урок, друзья.Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие.Захотели вновь прийти!
- Каким вы хотите, чтобы был наш урок?
(Интересным, полезным.)
- Вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным.
2. Этап актуализации знаний: 3 мин.
Учитель: древний китайский афоризм гласит: «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный» Я предлагаю вам, ребята, на сегодняшнем занятии встать на путь размышления, и вот первая пища для ума:
- Напомните мне тему прошлого урока. (Роль эндокринной регуляции).
Что такое эндокринная регуляция? (регуляция деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными железами непосредственно в кровь или лимфу).
Что такое гормон? (Биологически активное вещество, поступающее в кровь и регулирующее работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды. Гормоны способны действовать в небольших количествах, но быстро разрушаются, поэтому поступление необходимо постоянно)Что такое эндокринные железы (железы внутренней секреции, они выделяют гормоны в кровь или лимфу).
Перечислите их (Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, вилочковая железа, надпочечники).
Какие ещё железы мы с вами знаем? (железы смешанной секреции и железы внешней секреции).
В чем особенность желез внешней секреции? (секреты выделяются в полости тела или на поверхность кожи).
Приведите пример таких желез (Слюнные, потовые, молочные, сальные).
В чем особенность желез смешанной секреции? (Одни клетки выделяют гормоны, а другие иные секреты).
Назовите железы смешанной секреции. (Поджелудочная железа, половые железы).
Письменные задания по вариантам 3 мин. + 2 мин.
Запишите номера правильных суждений:
Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.
Секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
Железы внешней секреции выделяют гормоны.
Секрет желез внешней секреции выделяется в полости тела или на поверхность тела.
Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
Гормоны желез внутренней секреции выделяются непосредственно в кровь или лимфу.
Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
Секрет кожных желез – пот.
После своего действия гормон разрушается.
Железы внешней секреции протоков не имеют.
Сальные железы относят к железам внешней секреции.
Половые железы – железы смешанной секреции.
Правильные ответы: 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.
Из заданного списка выпишите в левый столбик цифры, соответствующие названиям желёз внешней секреции, в средний – названиям желёз смешанной секреции, а в правый – названиям желёз внутренней секреции.1. Сальные железы;
2. железы желудка;
3. поджелудочная железа;
4. гипофиз;
5. половые железы;
6. щитовидная железа;
7. надпочечники;
8. молочные железы;
9. слёзные железы;
10. вилочковая железа.
Правильные ответы
Желёзы внешней секреции Желёзы смешанной секреции Желёзы внутренней секреции
1,2,8,9 3,5 4,6,7,10
3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока.
Вы выполняли письменные задания, что при этом ощущали?
(волнение)
Почему от волнения может участиться сердцебиение? (в кровь выделился гормон)
Из какой железы поступил в кровь гормон? Как он называется? (предполагают)
Сформулируйте цель урока (узнать, какие железы выделяют какие гормоны, какое действие на организм они оказывают)
Итак, тема нашего урока: Функция желёз внутренней секреции
4. Изучение нового материала.
Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г.
Нарушения деятельности желёз внутренней секреции вызывают заболевания, называемые эндокринными. Эти нарушения бывают двоякого рода: усиление деятельности железы – Гиперфункция, когда образуется и выделяется в кровь увеличенное кол-во гормона;ослабление деятельности железы – Гипофункция, когда образуется и выделяется в кровь уменьшенное, по сравнению с нормой, количество гормона.
Класс делится на группы, каждая группа получает фотографии людей с нарушениями функций желёз внутренней секреции и заданиями.
Гипофиз – основная железа внутренней секреции, которая координирует работу ряда эндокринных желёз.
Гипофиз — это небольшое образование овальной формы, расположен в гипофизарной ямке турецкого седла под промежуточным мозгом. Масса = 0,5 г. В гипофизе выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли.
В передней доле синтезируются так называемые тропные гормоны (соматотропный, тиреотропный, кортикотропный, гонадотропные) и пролактин. Тропными называют гормоны, мишенями которых являются другие эндокринные клетки.
Соматотропный гормон, или гормон роста, вызывает выделение клетками печени и некоторых других органов веществ, усиливающих образование белка в организме.
При недостатке соматотропного гормона в организме развивается гипофизарная карликовость, при которой все части тела развиваются пропорционально, но их рост крайне замедлен. Карлики имеют сниженную половую функцию.
При избыточной продукции соматотропного гормона (обычно наблюдается при аденомах передней доли гипофиза) до завершения остеогенеза (у детей) развивается гипофизарный гигантизм. По завершении окостенения точек роста (у взрослых) избыток соматотропного гормона приводит к акромегалии, т.е. увеличению крайних, выступающих частей тела. При акромегалии происходит рост костей в толщину, особенно заметный на руках и ногах и на плоских костях, включая кости черепа, носа, выпуклости лицевого черепа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы (например, язык, печень, почки) также увеличиваются в размерах.
Тиреотропный гормон стимулирует образование гормонов щитовидной железой. Кортикотропный гормон регулирует функцию коры надпочечников. Гонадотропные гормоны регулируют работу семенников и яичников.
Средняя доля гипофиза секретирует меланотропный гормон, который придает окраску радужной оболочке глаз, волосам и коже человека. У человека эта доля гипофиза обнаруживается только в детстве.
Задняя доля гипофиза вырабатывает гормоны вазопрессин и окситоцин.
Вазопрессин (антидиуретический гормон) участвует в регуляции водно-солевого обмена, окситоцин стимулирует сокращение мускулатуры матки на поздних стадиях беременности.
Эпифиз (от греч, epiphysis — нарост, шишка), или шишковидная железа, — небольшое образование конусовидной формы массой 100—200 мг. Эпифиз расположен в полости черепа над средним мозгом. Основной функцией эпифиза у человека является приспособление организма к суточным ритмам, т.е. смене дня и ночи. Таким образом, эпифиз играет роль «биологических часов» в организме. Кроме этого эпифиз регулирует процессы полового созревания человека.
Щитовидная железа
Впервые щитовидную железу thyreoidea от греч. thyreos – щит, dea – образ, описал римский врач Гален в классическом трактате «О частях человеческого тела».
В действительности щитовидная железа мало похожа на щит. Название своё она получила благодаря внешнему сходству с расположенным по соседству щитовидным хрящом гортани. Она напоминает бабочку с развёрнутыми крыльями, соединенными между собой узким перешейком.
Щитовидная железа — самая крупная железа внутренней секреции. Она прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет массу 30—40 г. Щитовидная железа вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, наиболее важными из которых являются трийодтиронин (ТЗ) и тироксин (Т4).
При врожденном гипотиреозе недостатке гормонов , когда функции щитовидной железы понижены и в кровь поступает крайне мало гормона тироксина, первым страдает мозг. Он остается недоразвитым, и если срочно не принять меры, у ребенка развивается кретинизм – умственная отсталость. Тормозится и физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и ходить.
Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижается обмен веществ, повышается масса тела, нарушается деятельность нервной системы, появляются вялость, сонливость, снижение интеллекта, заметное ухудшение памяти. Такое нарушение называется микседема (в переводе с греческого - слизистый отек).
При недостаточном поступлении йода с водой и пищей щитовидная железа также синтезирует мало гормона. При этом ткань щитовидной железы разрастается, возникает эндемический (т.е. приуроченный к определенной местности) зоб. Для профилактики эндемического зоба некоторые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.
При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь (диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз). Симптомы: пучеглазие, заметно увеличение щитовидной железы (зоб), дрожание вытянутых рук с раздвинутыми пальцами, пульс учащен, больной заметно худеет, он становится раздражительным, страдает бессонницей.
Паращитовидная железа в количестве двух пар располагается на задней поверхности щитовидной железы, выделяет паратгормон. Вместе с витамином D он регулирует обмен кальция в организме. При недостатке – падение Са в крови, судороги, спазмы дыхательных мышц. При избытке рассасывание костной ткани.
Надпочечники — это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г. Располагаются на верхних полюсах почек. Железы окружены плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. В надпочечниках выделяют два слоя — корковый и мозговой.
Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность.
При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».
При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.
Поджелудочная железа является железой смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок. Часть клеток поджелудочной железы образуют небольшие скопления — островки Лангерганса. В этих клетках синтезируются гормоны.
Основной гормон поджелудочной железы — инсулин. Инсулин регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под действием этого гормона происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани (в норме содержание глюкозы в крови — 4,45—5,65 ммоль/л).
При гипофункции поджелудочной железы развивается заболевание сахарный диабет. У больных сахарным диабетом высокое содержание глюкозы в крови, а клеткам организма ее не хватает. Из-за недостатка инсулина глюкоза не может перейти из крови в ткани. При некоторых формах сахарного диабета больным помогают инъекции инсулина. С 1930-х гг. в медицинской практике применяли инсулины свиней и коров, которые отличаются от инсулина человека на 1—3 аминокислотных остатка. В настоящее время инсулин получают методами генной инженерии.
Второй гормон этой железы - глюкагон. Его действие противоположно инсулину: при недостатке глюкозы в крови глюкагон способствует превращению гликогена в глюкозу. При пониженной функции островков Лангерганса нарушается обмен углеводов, а затем белков и жиров.  
 
Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) относятся к железам смешанной секреции. В этих железах образуются мужские и женские половые клетки - сперматозоиды и яйцеклетки (внешнесекреторная функция). Внутрисекреторная функция половых желез проявляется в образовании и секреции мужских и женских половых гормонов, которые непосредственно поступают в кровь и определяют половое развитие и созревание. Оно характеризуется полным развитием первичных и появлением вторичных признаков пола. К первичным половым признакам относят наличие половых желез (семенников и яичников) и половых органов (полового члена, предстательной железы, влагалища, матки, яйцеводов). Они определяют возможность полового акта и деторождения. Вторичными половыми признаками у мужчин являются растительность на лице, волосяной покров на теле, низкий тембр голоса; у женщин - молочные железы, особенности телосложения.
Мужские половые гормоны называются андрогенами (наиболее активный - тестостерон), женские - эстрогенами (эстрон, эстрол, эстрадиол). В мужском организме содержание андрогенов выше, а эстрогенов ниже, чем в женском.
5. Физкультминутка – 1 мин.
6. Закрепление материала (индивидуальная работа на планшетах).
Практическая часть – 3 мин.
Сравнительный анализ – 3 мин.
Тестирование – 3 мин.
7. Подведение итогов урока. Оценки, домашнее задание.
8.Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
9.Организованное окончание урока.
Вот и кончился урок.Снова прозвенел звонок,Отдыхать мы можем смело,А потом опять за дело.