Консультации для родителей Как говорить с ребёнком о войне


Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования – детский сад «Чайка» ГБОУ СОШ с.УтёвкаКонсультации для родителей
детей старшего дошкольного возраста:
«Как говорить с ребенком о войне»
Подготовила:
Матвейчава И.В.
Цель – повышение компетентности родителей в вопросах нравственного и гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Годы всё больше отделяют нас от памятного события, которое произошло 9 мая 1945 года. Бережное отношение к памяти прошлого – одна из основ формирования у детей важных нравственных качеств и патриотических чувств. Истоки уважения ко Дню Победы закладываются ещё с раннего детства. Но «высокие» фразы, рассуждения о мире и о войне для малышей по большей части малопонятны.
Так говорить ли детям о войне?
Опрос родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросу «Формирование у детей знаний о ВОВ» показал следующие результаты:
большинство (90 %) опрошенных считают обязательным рассказывать детям о событиях ВОВ;
40 % родителей предполагают давать знания через беседу;
30 % опрошенных хотели бы получить помощь от специалистов ДОУ в виде консультаций и организации встреч с ветеранами.
Как же рассказать ребенку о войне?
Самый доступный и надежный источник знаний для ребенка - семья. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех-пятилетними детьми. Главной причиной разговора о войне должен стать интерес самого ребенка к этой теме. Обычно поводом для такой беседы становится канун Дня Победы.
Что же может помочь пробудить в ребенке интерес к теме войны?
Покажите ребенку существующие вокруг него свидетельства прошлого:
- посетите памятные мемориалы, Вечный огонь и расскажите, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне;
 - посмотрите вместе с ребенком старые фотографии из личных архивов, например, потрескавшиеся от времени черно-белые фотокарточки ваших прадедов и прабабушек, которые сражались за Отечество;
- если среди ваших родственников и знакомых есть ветераны, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, посетите их. Живой рассказ не оставит малыша равнодушным;
- изучите вместе по энциклопедиям, какие есть ордена и медали, которыми награждали советских воинов за участие в боях в годы войны.
Рассказывая ребёнку о войне, начните с малого. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме (такой портрет найдется практически в каждом семейном альбоме). Расскажите, что он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова или это был просто посильный вклад в победу.
В беседе с детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Старайтесь донести ребенку главную мысль: война это плохо, и страшно. Война тяжела для всех, и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается. Важно донести до ребенка радость победы и великие подвиги наших людей.
В вашем доме могут храниться старые вещицы – память об исторических событиях. Они наверняка являются семейными реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги деда, военный ремень и трофейный бинокль. Дайте ребёнку полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон.
Расскажите о войне с помощью рассказов о судьбах детей военного времени. Детям всегда интересна жизнь их сверстников во все времена.
Важно не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и читать книги на военную тему.
Книги помогут дать представление о военном времени. Некоторые книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют описания душевной доброты, стойкости и героизма.
Смотрите вместе с ребенком художественные фильмы о войне, но не переусердствуйте: некоторые сцены могут напугать ребенка. Выбирайте картины тщательно (например: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка», «Летят журавли» - прекрасная, нестареющая классика для всех возрастов). При прочтении художественного произведения или просмотре фильма не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Многого он может не понять. Будьте готовы дать ребенку объяснения. Ваша задача – не напугать, а просветить.
Когда у ребенка появятся основные сведения о войне, можно отправиться с ним в музей. Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике.
9 мая обязательно сходите на братскую могилу или к памятнику солдату с цветами. Можно изготовить подарки для ветеранов. При этом для дошкольного возраста рекомендуется заострять внимание на мирных мотивах в детском творчестве, посвящённом Дню Победы. Например, любой ветеран будет счастлив получить от детей в подарок бумажного голубя или гвоздику, сделанную своими руками, чем рисунок или модель вражеского танка.
Знание о войне, о лишениях, голоде, о детях, у которых ничего нет, необходимо. Оно способствует развитию у ребенка духовных ценностей и патриотических чувств.
Список литературы:
Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М., 2011. – 296с.
http://www.krokha.ruhttp://www.det-sad.comПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
А. Шамарин1. Рассказывайте малышу о войне. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме, расскажите, что он совершил подвиг.
Старайтесь донести ребенку главную мысль: война это плохо, и страшно.
Расскажите о войне с помощью рассказов о судьбах детей военного времени.
2. Покажите ребенку существующие вокруг него свидетельства прошлого: памятные мемориалы, Вечный огонь, старые фотографии, энциклопедии, сохранившиеся в вашем доме старые вещицы – память об исторических событиях.
3. Читайте книги. Книги помогут дать представление о военном времени. Некоторые книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют описания душевной доброты, стойкости и героизма.
4. Смотрите художественные фильмы о войне, но не переусердствуйте: некоторые сцены могут напугать ребенка. Выбирайте картины тщательно (например, «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка», «Летят журавли» - прекрасная, нестареющая классика для всех возрастов).
5. Сходите на экскурсию в музей военной истории. Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание крохи на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике.
6. 9 мая сходите на братскую могилу или к памятнику солдату с цветами. Можно изготовить подарки для ветеранов. Любой ветеран будет счастлив получить от детей в подарок бумажного голубя или гвоздику, сделанную своими руками.
! При прочтении художественного произведения или просмотре фильма не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Многого он может не понять. Будьте готовы дать ребенку объяснения. Ваша задача – не напугать, а просветить.
ЧТО ЧИТАТЬ С РЕБЕНКОМ О ВОЙНЕ
Автор Название Описание
С.М. Георгиевская Галина мама. Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
Ю.П.Герман. Вот как это было. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии.
В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
Л.Кассиль.
Рассказ об отсутствующем. Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей.
У классной доски.В маленькую деревенскую школу приходят фашисты и требуют от ребят показать им расположение партизанского отряда…
Обыкновенные ребята. Сборник рассказов, выпущенный в годы войны. О повседневном героизме не только взрослых, но и детей.
Твои защитники. Сборник маленьких рассказов об армии и войне, написанных в 1942 г.
Отметки Риммы Лебедевой. Поучительный рассказ о школьной учебе эвакуированной девочки.
В.А.Осеева. Андрейка. О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
Три сына. Маленькая зарисовка о войне и победе.
К.Г. Паустовский. Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
Шишов А. Лесная девочка. Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
Яковлев Ю. Как Сережа на войну ходил. Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами.
Воронкова Л. Девочка из города.
О девочке Валентинке, которая отстав от эшелона, осталась жить в деревне.