Программа кружка Юный лингвист
Программа кружка «Юный лингвист»
Пояснительная записка
Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает формирование духовного богатства человека, основу для успешной реализации личности в обществе. Успешность раннего обучения языку имеет через изучение родного языка большое значение для будущего маленького человека.
Необходимость использования игровых методов в обучении дошкольников и младших школьников общеизвестна. Они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и усталость на уроке. Однако актуальность игровых методов не только не исчезает, но даже возрастает к моменту перехода в среднюю школу. Игровые методы здесь используются с целью облегчить протекание стрессового периода в жизни ребёнка, адаптировать его к увеличению учебной и эмоционально-психологической нагрузки.
Игры и игровые задания в курсе русского языка способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.
Всё сказанное выше определяет актуальность программы по курсу русского языка, рассчитанной на 4 года занятий с детьми 6,5-11 лет. Программа имеет практическую направленность, использует конкретные учебно-игровые пособия, а потому может быть адаптирована и для младших школьников. Программа рассчитана в одном классе.
Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
Характеристика программы
Целью данной программы является создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.
Основные задачи курса:
1.постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий эмоциональный материал, разнообразные формы и приёмы работы;
2. активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
3. создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи;
4. постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями;
5. формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению русских книг;
6. осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях, будить их творческое воображение.
Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
использование привычных форм деятельности (игровых), доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации занятий;
оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.
Методы занятий – игровой, репродуктивный с постепенным смещением акцентов в сторону творческого продуктивного метода.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно- целостное общение.
Методическое обеспечение программы состоит в основном из готовых игровых пособий, большая часть которых находится в стадии апробации и не поступала пока в широкую продажу, однако активно используется преподавателями, воспитателями в развивающих занятиях с группами детей. Это игровые пособия издательства «Ребус» (автор Т.А.Барчан, редактор-составитель А.А.Аникушина), обладающие целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал в практике педагога, как начальной школы, так и 5 класса, а также прекрасно подходящий для проведения семейного досуга:
доступность и узнаваемость игровой формы (лото, парные картинки, разрезные картинки, которые нужно составлять, излюбленные детьми маршрутные игры - «ходилки») переводят учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживают положительный эмоциональный фон на занятиях;
обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь);
ясность игровой задачи, чёткость мотивации игры стимулируют интерес ребёнка, поддерживают соревновательный азарт, который должен быть направлен взрослым на познавательную деятельность;
вариативность игровых форм, заложенная в каждом пособии, позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;
богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для расширения тезауруса школьников, развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления учащихся;
высокий уровень оформления наглядного игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления. Создание же собственных игр на основе предложенных моделей позволяет ученикам и преподавателю осуществить целенаправленную межпредметную интеграцию (язык и изобразительное искусство).
Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей – создание ими лингвистических игр (обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта (самостоятельно оформленного). Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии 1-го этапа, а также на любом занятии этапа повторения на втором году обучения.
Курс рассчитан на 34 часа во 2-4 классе и 33 часа в 1 классе в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.
Учебно-тематический план занятий
1 год обучения
№ п/п
Название раздела (игры)
Кол-во часов
Тео-рия
Прак-тика
1.
«Орфографический этюд»
2
1
1
2.
«Каждому слову – своё место»
2
1
1
3.
«Орфографический фоторобот»
2
1
1
4.
«Привидения в»
2
1
1
5.
«Ходилка «Привидения» (сюжетная игра)
2
-
2
6.
«Коллекция аппликаций»
2
1
1
7.
«Товарищ Мягкий знак»
6
2
4
8.
«Слово за слово»
2
1
1
9.
«Словесный калейдоскоп»
2
1
1
10.
«Одного поля ягоды».
2
1
1
11.
«Слоги. Ребусы. Загадки» (48 слов)
2
1
1
12.
«Слово не воробей»
2
1
1
13
14.
«О чём речь» (изготовление лото)
Итоговая игра-закрепление « О чём речь?»
3
2
1
1
2
1
Итого: 33 часа (теория 14 часов, практика 19 часов)
2 год обучения
1.
Повторение
6
2
4
2.
«Товарищ Мягкий знак»
(игра-новинка, с которой дети, работающие второй год по программе знакомятся впервые)
4
1
3
3.
«Чудеса во множественном числе»
4
1
3
4.
«Мысль бежит, слово догоняет»
3
1
2
5.
«Мудрые советы, мудреная наука»
4
2
3
6.
«О чем речь?» (лото по развитию речи)
4
2
2
7.
«Пойми меня».
2
1
1
8.
«Эрудит» («крестословица»).
3
2
1
9.
Кроссворды.
2
1
1
11.
Итоговое занятие.Фонетические кроссворды. Фонетическая транскрипция.
2
1
1
Итого: 34 часов (теория 14 часов, практика 20 часов)
3 класс
№ п/п
Название раздела (игры)
Кол-во часов
Тео-рия
Прак-тика
1.
Повторение
6
2
4
2.
«Что мы слышим? Что мы пишем?»
4
1
3
3.
«Смотри в корень»
4
1
3
4.
«Приставки - труженицы»
3
1
2
5.
«Расскажи про моров фем!»
4
2
2
6.
«Товарищ твёрдый знак»
4
2
2
7.
«Слово за слово»
2
1
1
8.
«Словесный калейдоскоп»
3
2
1
10.
«Одного поля ягоды».
2
1
1
11.
Итоговое занятие. Игра « Умники и умницы». « Сорок слов из простакваши. Ребусы. Загадки».
2
1
1
Итого: 34 часов (теория 14 часов, практика 20 часов)
4 класс
№ п/п
Название раздела (игры)
Кол-во часов
Тео-рия
Прак-тика
1.
Повторение
6
2
4
2.
«Где существуют существительные?»
4
1
3
3.
«Приключение на острове прилагательных»
4
1
3
4.
«Земля глаголов»
3
1
2
5.
«Играют местоимения»
4
2
2
6.
«Есть предложение!»
4
2
2
7.
«Волшебная страна - Пунктуация»
4
2
2
8.
Итоговое занятие. Брейн - ринг «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
5
2
3
Итого: 34 часов (теория 14 часов, практика 20 часов)
Содержание программы
1 класс
«Орфографический этюд»
Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных, развитие памяти, внимания. Материал: 64 слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением
«Каждому слову – своё место»
Отработка навыка правописания словарных слов, развитие памяти, внимания.
Материал: 80 слов с непроверяемыми безударными гласными в корне
«Орфографический фоторобот»
Отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти, внимания.
Материал: 64 слова с сомнительными парными глухими/звонкими согласными
«Привидения в»
Развитие навыка, подбора проверочного слова, наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения, развитие памяти, внимания.
Материал: 24 слова с непроизносимыми проверяемыми согласными (со значением качеств человека)
«Ходилка «Привидения» (сюжетная игра)
Активизация словарного запаса, отработка навыка подбора проверочного слова, развитие памяти
Материал: непроизносимые проверяемые согласные
«Коллекция аппликаций»
Пополнение словарного запаса, развитие памяти, внимания.
Материал: 80 слов с удвоенными согласными
«Товарищ Мягкий знак»
Отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.
Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)
«Слово за слово»
Отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.
Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада.
Материал: 96 карт с соответствующим текстом.
«Словесный калейдоскоп»
Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова. Синонимия ( 96 слов)
«Одного поля ягоды».
Наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Русские пословицы и поговорки и их иностранные соответствия. Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений. Употребление пословиц в речи.
Материал: 30 пословиц
«Слоги. Ребусы. Загадки» (48 слов)
Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли.
Ребусы, антонимы, загадки. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.
Материал: 48 слов
«Слово не воробей»
Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Пословицы. Омонимы. Загадки. Фразеологизмы.
Материал: 48 слов и фразеологических оборотов.
«О чем речь?» (лото по развитию речи)
Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря с опорой на наглядно представленную информацию. Формирование навыка работы с толковым словарем.
Материал: толковый словарь, 40 слов лексико-семантической группы «Природные зоны», 40 слов лексико-семантической группы «Искусство», 40 слов лексико-семантической группы «Машины и механизмы».
Содержание программы
2 класс
Повторение
Актуализация тем и языкового материала, с которыми дети знакомились в течение первого года обучения
«Товарищ Мягкий знак»
(игра-новинка, с которой дети, работающие второй год по программе, знакомятся впервые)
Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.
Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)
«Чудеса во множественном числе»
Обогащение и активизация словаря, работа с грамматическим словарём, развитие мышления, памяти.
Материал: имена существительные, образующие и не образующие формы единственного и множественного числа (80 слов).
«Мысль бежит, слово догоняет»
Наблюдение за сочетаемостью слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность, оттенки в употреблении слов.
Материал: 48 многозначных глаголов, 48 многозначных существительных.
«Мудрые советы, мудреная наука»
Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов.
Паронимы.
Материал: 24 пары паронимов- прилагательных.
«О чем речь?» (лото по развитию речи)
Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря с опорой на наглядно представленную информацию. Формирование навыка работы с толковым словарем.
Интегративное занятие (с курсом мировой художественной культуры) в рамках программы Центра образования с углубленным изучением искусства.
Материал: толковый словарь, 40 слов лексико-семантической группы «Этнография. Русский мир», 48 слов лексико-семантической группы «Архитектура».
«Пойми меня».
Развитие речи, воображения, мышления. Закрепление навыка толкования слова, связной речи, коммуникации. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных и речевых реакций.
Толкование слова. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Слово в речи.
«Эрудит» («крестословица»).
Отработка навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.
Буквенный состав слова. Прямое и переносное значение слова.
«Кроссворды».
Закрепление навыка правописания слов, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.
Заполнение сеток, самостоятельное составление кроссвордов.
Тематические кроссворды.
«Фонетические кроссворды».
Фонетическая транскрипция.
Закрепление умения составлять фонетическую транскрипцию (делать звуковой анализ слова)
Составление собственных игр по уже существующей модели
Анализ модели игры.
Обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь).
Самостоятельная подготовка содержательного наполнения игры.
Групповая проверка содержания игры.
Изготовление игры.
Разработка и изготовление игры, в основе которой собственные идеи детей.
Разработка и критическая оценка идеи. Групповая работа.
Закрепление навыка работы со словарями.
Изготовление макета игры и его оценка. Групповая работа.
Окончательное оформление игры.
Презентация проекта
Обучение принципам успешной презентации.
Пробная защита проекта.
Самостоятельная и групповая работа.
Защита индивидуальных/групповых проектов детей по теме «Игровое учебное пособие по русскому языку руками детей»
Содержание программы
3 класс
Повторение
Актуализация тем и языкового материала, с которыми дети знакомились в течение первого года обучения
«Что мы слышим? Что мы пишем?»
Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания слов с безударными гласными и навыка подбора проверочного слова, развитие памяти, внимания.
«Смотри в корень»
Обучение умению различать формы одного и того же слова от однокоренных слов, отработка навыка подбора родственных слов.
«Приставки - труженицы»
Отработка навыка написания слова с безударными гласными в приставке, наблюдение над оттенками лексического значения, развитие памяти, внимания.
«Расскажи про моров фем!»
Развитие навыка разбора слов по составу, подбора однокоренных слов, развитие памяти, внимания.
«Товарищ твёрдый знак»
Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.
(разделительный твёрдый знак)
«Слово за слово»
Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.
Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада.
«Словесный калейдоскоп»
Развитие и отработка навыка толкования слов, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Фразеологизмы. Антонимы. Омонимы.
«Одного поля ягоды».
Пополнение словарного запаса, наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Русские пословицы и поговорки и их иностранные соответствия. Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений. Употребление пословиц в речи.
«Сорок слов из простакваши. Ребусы. Загадки»
Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли.
Ребусы, антонимы, загадки. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.
Содержание программы
4 класс
Повторение
Актуализация тем и языкового материала, с которыми дети знакомились в течение первого года обучения
«Где существуют существительные?»
Обогащение и активизация словаря, отработка умения видеть имена существительные в тексте и отличать их от других частей речи.
«Приключение на острове прилагательных»
Отработка умения видеть имена прилагательные в тексте и отличать их от других частей речи.
«Земля глаголов»
Активизация словарного запаса, отработка умения видеть глаголы в тексте и отличать их от других частей речи, развитие памяти, внимания.
«Играют местоимения»
Отработка умения видеть местоимения в тексте и отличать их от других частей речи, развитие памяти, внимания.
«Есть предложение!»
Наблюдение за связью слов в предложении, развитие умения правильно оформлять предложения на письме.
«Волшебная страна - Пунктуация»
Отработка навыка постановки знаков препинания в предложениях, тексте.
«Удивительное путешествие с Запятайкиным»
Обогащение и активизация словаря, отработка навыка постановки запятой в предложениях с однородными членами и сложных предложенях, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Используемая литература:
Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.
Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.
Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.
Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.
Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.
Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.
Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
Загадки-шарадки. И не только Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.
Соьолева О.Л., Агафонов В.В. Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным – Феникс, Ростов- на- Дону,1994.
Смирнов А.Е. Прогулки со словами – М., 1996, Центр гуманитарного образования.
15