Конспект урока по русскому языку для 8 класса «Обособленные определения и обстоятельства»
Урок-практикум по теме «Обособленные определения и обстоятельства»
Цель: закрепить изученное по теме; развивать пунктуационный навык; учить употреблять в речи обособленные определения и обстоятельства.
Ход урока:
Орг.момент. Целеполагание. Определение темы урока.
- Открываем тетради, записываем дату, вид работы. (Двадцать шестое февраля. Классная работа.)За классную работу, написанную 26 февраля, учитель поставил «5». Написав 26 февраля, ученики приступили к работе.
- Какие предложения вы услышали? Что в них особенного? (предложения с обособленным обстоятельством и определением)
- Но мы уже на протяжении нескольких уроков учимся ставить знаки препинания в таких предложениях. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (закрепить изученное по теме, развивать умение ставить знаки препинания)
- Исходя из цели урока, сформулируйте тему. (Обособленные определения и обстоятельства)
Закрепление.
- Начнем с проверки знания теории. Согласны ли вы с утверждениями. Поставьте знак «+» или «-».
Теория (презентация)
Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. (+)На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире. (+)Не обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. (-)Обособляются определения, стоящие после определяемого слова. (+)Никогда не обособляются определения, стоящие перед определяемым словом. (-)Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. (+)Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием. (-)Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами.(+)
Практика №1 (презентация)
- Ну а теперь посмотрим, как теоретические сведения вы сможете применить на практике.
Выберите цифру(ы) правильного ответа.
Обособленный член есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
Савельич от меня не отставал не прерывая жалобных своих молений.
Вдруг я увидел в сумраке прямо перед собой мужиков вооруженных дубинами.
Не зная пароля я хотел молча проехать мимо них.
Обособленное определение есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
Войдя в комнату человек изо всех сил стукнул посохом по полу.
Я взглянул на выросшее дерево.
Над черными нивами вился легкий пар наполнявший воздух запахом оттаявшей земли.
Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложении (знаки препинания не расставлены):
Первые брызги крупные и тяжелые черными точками ложатся на пыльную дорогу.
Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал восточную часть горизонта.
В поредевшем саду далеко видна дорога усыпанная соломой.
Обособленное определение выражено прилагательным с зависимыми словами в предложении (знаки препинания не расставлены):
Тихая ночь вся золотистая от полумесяца мешалась с тонким слоем зари.
В стороне обращенной в поле стояла башня построенная очень давно.
Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки.
Обособленное обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
Пролетая над садами ветер шелестел листвой деревьев.
На сером фоне зари начинавшей уже покрывать восточную часть неба видны были силуэты овец.
На небе распахнувшись над горизонтом дрожало багровое дерево.
Одиночное обособленное обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
Выглядывая друг из-за друга холмы сливаются в возвышенность.
Прибой поднявшись падал на песок.
Воротясь домой она тут же ушла в свою комнату.
самопроверка
Практика №2 (презентация)
- Усложняем работу. Посмотрите на задание. Что необходимо будет сделать?
Согласны ли вы с расстановкой знаков препинания и их объяснением. Поставьте знак «+» или «-»:
Первые брызги, крупные и тяжелые, черными точками ложатся на пыльную дорогу. Обособляется определение, выраженное прилагательными. (+)Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма. Обособляется согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом. (-)Дорогу перегораживала недавно обрушившаяся береза. Не обособляется определение, выраженное причастным оборотом, если стоит перед главным словом. (+)Уверенный в своей правоте Андрей Гаврилович мало беспокоился о деле. Не обособляется определение, выраженное причастным оборотом, если стоит перед главным словом. (-)Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Обособляется любое определение, относящееся к личному местоимению. (+)Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. Не обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями. (-)Просители ушли, не солоно хлебавши. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. (-)самопроверка с устным объяснением
Проверочная работа (раздаточный материал)
- Ну а теперь самая сложная работа.
В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?
Оставшись наедине (1) он ходил по лесу большими шагами (2) ломая попадавшиеся ему ветки (3) и браня себя (4) вполголоса (5) или забирался в сарай на сеновал и (6) упрямо закрывая глаза (7) заставлял себя спать.
1, 4, 5, 6; 2) 2, 3, 4, 5, 7; 3) 1, 2, 5, 6, 7; 4) 2, 3, 5, 6, 7.
На гладко укатанной дороге грелась (1) растянувшись во всю длину (2) ярко блестевшая на солнце (3) змея.
1,2,3; 2) 2,3; 3) 1,2; 4) 1,3.
Внезапно появившиеся в хрустальном небе (1) птицы с упругими крыльями стали садиться на воду (2) оглашая всё своими скрипучими голосами (3) и (4) вновь взмыв в воздух (5) устремились в небо.
1,2,5; 2) 2,5; 3) 1,2,3,4,5 4) 2,3,4,5.
Поднявшись вверх скалистым косогором (1) попал он на Чёртову лестницу и (2) преодолев крутой перевал (3) и (4) обогнув ближайшую гору (5) остановился перед Балаклавской бухтой (6) намереваясь отсюда продолжить свой путь на Севастополь.
1,5,6; 2) 1,2,3,4; 3) 1,2,5,6; 4) 2,5,6.
Этот странный туман (1) плотно укутав мир (2) окружающий нас (3) совершенно растворил могучие деревья (4) превратив их в тени сказочных великанов (5) угрожающе простёрших над головами спутников (6) свои могучие руки.
1,5,6; 2) 3,4,5; 3) 1,2,3,4,5,6; 4) 1,2,3,4,5.
Молодые деревья (1) поднявшиеся по краям дороги (2) давали спасительную тень от зноя (3) досаждавшего даже к вечеру (4) а ровно подстриженные кусты (5) спасая от любопытных взоров прохожих (6) усиливали прохладу.
2,3,4,5,6; 2) 3,4,5,6; 3) 3,6; 4) 1,2,3,4,5,6.
Под коркой льда (1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца (2) журчит ручей (3) и (4) вторя ему (5) на полянах (6) успевших уже обсохнуть (7) бормочут тетерева-косачи.
1,2,3,4,5,6,7; 2) 4,5,6,7; 3) 2,3,4,5,6; 4) 1,2,4,5,6.
Севший с вечера (1) туман к утру лёг сплошным покровом инея (2) засыпав поваленные стволы (3) покрытые наростами грибов. Грибы волнистыми оборками торчали на пнях (4) издавая гнилостный запах (5) и (6) отливая ночью едва заметным фосфорическим светом.
1,3,4; 2) 2,3,4; 3) 2,3; 4) 2,3,5,6.
Проверка в парах. Объяснить некоторые случаи.
Практика №3 (презентация)
-Итак, выполняя упражнения, мы развивали пунктуационный навык. А какие еще ошибки может сделать человек в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами? (речевые или грамматические)
Выберите правильное продолжение предложения.
Прочитав книгу,
всё почти сразу забылось.
мы узнаём много интересного.
возникает желание прочитать её.
Войдя в лес,
стало совсем темно.
ребята стали искать грибы.
запели птицы.
Какие предложения с деепричастными и причастными оборотами построены неправильно?
Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Сидя в тенистом саду, бабушка вспомнила далёкое прошлое. 4. Заканчивая чертеж, карандаш неожиданно сломался. 5. Мой спутник указал мне на поднимающуюся гору прямо против нас. 6. Услышав о разведке, Петя решил пойти с разведчиками.
- Мы весь урок говорим об обособленных членах предложения, а кто из лингвистов ввел это понятие? А где можно узнать ответ на этот вопрос? (учебник, дополнительная литература, интернет)
Дети работают в группах: 1 – с интернетом, 2 – с доп.литературой, 3 – с учебником.
- Какую информацию вы нашли по этому вопросу? (лидер группы докладывает о проделанной работе)
- Итак, в истории русской синтаксической науки долгое время существовал взгляд на обособленные члены как на сокращенные придаточные предложения. Так понимали сущность обособления А.Х. Востоков, И.И.Давыдов, Ф.И.Буслаев. НО именно А.М.Пешковский вводит в научный обиход сам термин «обособление». В работе «Русский синтаксис в научном освещении» этому вопросу посвящена целая глава «Обособленные второстепенные члены предложения».
- А зачем нужны обособленные члены предложения?
(полнее и точнее выразить мысль, придать значимость или привлечь внимание слушателей).
- Действительно, обособление позволяет передать тонкие смысловые оттенки, подчеркнуть нужные детали, сообщить дополнительные сведения, конкретизировать, уточнить значение других членов предложения.
- Очень наглядно проиллюстрирует всю важность обособленных членов отрывок из «Песни о Соколе» М.Горького.
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.
Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд.
Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Огромное море уснуло и неподвижно в дали.
Оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.
Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем. О чём-то шепчут неугомонные волны.
- Прочитаем текст. А теперь прочитаем текст, опуская все обособленные члены.
- Какой текст вам нравится больше? Почему?
А.М. Пешковский говорил про обособленные члены предложения, что «они дают возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнить мысль, не усложняя в такой же степени её выражения».
- Сейчас вы должны доказать справедливость данного высказывания. Т.е. написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
- Вспомним структуру сочинения-рассуждения. Из каких композиционных частей оно состоит? (тезис, доказательства, вывод)
- Что такое тезис?
- Что у вас будет в качестве тезиса? (высказывание А.М. Пешковского)
- Что будет во второй части? (доказательства)
- Не забываем, что аргументируя свой ответ, необходимо привести 2 примера из прочитанного текста. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Подведение итогов урока.
- Итак, вспомним цель урока.
- Реализовали ли мы цель? Что мы делали, чтобы реализовать её?
- Какие задания были для вас легкими, а какие тяжелыми?
А теперь подсчитайте средний балл за урок и сдайте листы самооценки.