Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме «Тема и основная мысль текста».


Ляхова Зинаида Дмитриевна,
учитель начальных классов, СШ№7, г.Костаная


Разработка открытого урока русского языка в 4 классе
по теме «Тема и основная мысль текста».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Тема и основная мысль текста».
Цель урока:
обучающая - сформировать у учащихся общее понятие о теме и основной
мысли текста, на основе осознания его основных признаков;
формировать навык правильного построения и использования
текстов в устной и письменной речи;
развивающая - содействие в развитии у учащихся словесно-логическое
мышление, коммуникативной речи;
воспитательная - создание условий для приобретения учащимися знаний
для решения познавательных и практических задач.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.
Технология: информационно-коммуникационная, метод проекта.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический,
самостоятельная работа.
Оборудование: дифференцированные задания-карточки.
ТСО: персональный компьютер с программой PowerPoint, презентация,
видеофильмы Синтаксический разбор», «Текст».
Межпредметная связь: с познанием мира.
Мотивация посредством включения в решение познавательных заданий.
Применение знаний при выполнении упражнений и заданий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Организационный момент.
Психологический настрой.

2. Этап. Актуализация знаний.
1) Проблемный вопрос.
- Отличительные признаки предложения и текста?
2) Минутка чистописания.
- Что такое предложение?
- Спиши простое предложение. Выполни синтаксический разбор.
Солнышко скрылось за лесом, и облака на небе вспыхнули красным пламенем.
Я не видел реки великолепнее Енисея. (6 слов)
(повест, невоскл, простое, двусост, распр, полное)

3) Видеофильм «Синтаксический разбор».

3. Этап. Изучение нового материала.
Презентация «Тема и основная мысль текста».
Создание проблемной ситуации. Проблемный вопрос.
- Что такое текст?
- Основные признаки текста
2) Кластер «Текст».
- Текст – это связанные по смыслу предложения.
- В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются
предметы, рассуждается о чем-нибудь.
- Текст имеет заголовок, тему, основную мысль.
- В тексте есть начало, основная часть, заключение (концовка)
- По тексту можно составить план.
- Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Чтение правила по учебнику. Стр. 32
Упр.№733 стр. 284 Работа в парах. Комментированное письмо.
Прочитай текст. Определи тип текста. Определи сколько абзацев в этом тексте. Почему? Озаглавь текст. Запиши текст. (1 часть – 23 слова)

4. Этап. Углубление и систематизация материала.
Экспериментальная деятельность. (по вариантам)
Преобразуй запись. Упр.732 стр.284
1) Комментированное письмо (5 предложений – 29 слов)
2) Синтаксический разбор последнего предложения.
3) Морфологический разбор (наступает)
Работа с деформированным текстом. Упр. №734 стр.285
1) Восстанови правильную последовательность изложения.
2) Выборочное письмо под диктовку (2 абзац – 14 слов)
3) Разбор по составу - загудит, голодным, веточки, заставит.

5. Этап. Контроль усвоения материала.
Проектная деятельность. (Работа по группам).
Создание Проекта «Сочинение – миниатюра «Весна»».
Этапы разработки проекта:
разработка проектного задания,
разработка самого проекта,
оформление результатов,
защита проекта, презентация.
рефлексия.
«Сочинение – миниатюра «Весна»».
1группа. Текст-повествование. (глаголы)
Памятка, как составить текст-повествование. Упр. №737 стр.286)
2 группа. Текст-описание. (прилагательные)
Памятка, как составить текст-описание. Упр. №729 стр.283)
3 ряд Текст – рассуждение.

6. Рефлексия.
Видеофильм «Текст».

7. Домашнее задание. Упр. 738 преобразуй запись, повторить правило стр.32
Самоанализ урока русского языка,
проведенного в 4 классе по теме «Тема и основная мысль текста».


На уроке русского языка в 4 классе по теме «Тема и основная мысль текста» необходимо было достичь следующей цели:
обучающая – сформировать у учащихся общее понятие о теме и основной
мысли текста, на основе осознания его основных признаков;
формировать навык правильного построения и использования
текстов в устной и письменной речи;
развивающая – содействие в развитии у учащихся словесно-логическое
мышление, коммуникативной речи;
воспитательная - создание условий для приобретения учащимися знаний
для решения познавательных и практических задач.

Место в системе уроков: третий урок в разделе: «Текст. Развитие связной речи».
Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках русского языка. Тип урока: урок изучение нового материала. Вид урока: урок – теоретических и практических самостоятельных работ. Цели урока ставились с учетом типа урока и изучаемого программного материала.
На уроке была использована технология метод проекта. Выдержаны этапы разработки проекта в соответствии с используемой технологией:
1.разработка проектного задания,
2.разработка самого проекта,
3.оформление результатов,
4.защита проекта, презентация.
5.рефлексия.
Применялись активные методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, кластер. Применяемые на уроке интерактивные формы взаимодействия: фронтальная и индивидуальная, групповая, работа в парах. Выбор данных форм и методов обучения помогал в решении главной задачи урока - способствовать овладению учащимися навыка правильного построения и использования текстов в устной и письменной речи.
Продумано оборудование: индивидуальные карточки, содержащие многоуровневые задания, ТСО: компьютер с программой PowerPoint, презентация по теме, видеофильмы «Синтаксический разбор», «Текст».
Реализуется преемственность в условиях перехода в 5 класс; пропедевтика, включен материал, предшествующий более глубокому и детальному изучению в 5 классе; межпредметная связь с предметом «Познание мира», региональный и казахстанский компонент, обеспечивающий создание условий для приобретения учащимися знаний для решения познавательных и практических задач, проблемной ситуации.
Применение знаний на практике обеспечено посредством включения учащихся в поисковую, экспериментальную и проектную способы деятельности при выполнении уровневых и логически-словесных заданий, проектов.
Урок цели достиг.


15