Урок русского языка Наречие как часть речи (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе
Наречие как часть речи
Цель урока:
Овладение учащимися знаниями по наречию.
Задачи:
Конкретизировать знания о наречии как о части речи;
Учить работать с научным текстом:структурирование, выделение основных мыслей;
Акцентировать внимание детей, к каким частям речи могут относиться наречия
Создать условия для внутренней дифференциации, развитию коммуникативных способностей.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Предложить записать в тетради дату, тему урока с доски.
Обращение к ученикам:
- Ребята, в этом году отмечается 95 лет современной русской орфографии. А что такое орфография?
Предлагает ученикам начать урок с задания по орфографии.
Задаёт вопрос, почему не выписали слово калитка.
Предлагает ученикам назвать несколько слов из домашней работы, они также с непроверяемой орфограммой. (Упр. 219, стр. 92)
Задаёт вопрос ученикам: «С какой целью составляли словарный диктант?»
Подводит итог по выполненному заданию.
Предлагает вопросы ученикам:
- Ребята, какие вы ещё знаете разделы науки о языке?
- А к какому разделу относится тема, записанная на доске и в тетради?
Постановка целей урока
- Исходя из записанной темы урока, определим цели урока.
Изучение нового материала
Предлагает начать работу с изучения теоретического материала (лекция – гипертекст),
Озвучивание текста учителем.
Структурирование текста: разделить текст на части, выделить главные мысли, назвать разделы.
Работа в группах
Обозначается цель: лучше понять и усвоить новый материал.
1 задание: за 3-5 мин. подготовить 3 вопроса к тексту, на которые в тексте есть прямой ответ.
По необходимости корректирует вопросы и ответы.
(Вопросов и ответов должно быть столько, чтобы проговорить весь материал).
2 задание: за 3-5 мин. подготовить 2-3 вопроса, на которые в тексте нет прямого ответа. Однако, понимая материал, на них можно ответить.
Организует обмен вопросами, корректирует.
Практические задания
1.Предлагает найти в тексте упр. 219 стр. 92 наречия, применяя полученные знания.
Подводит итог выполненному заданию, обращает ещё раз внимание учеников, что наречия обычно относятся к глаголам.
Предлагает подумать, почему некоторые лингвисты называют наречие приглаголием.
Сообщает учащимся, что термин «наречие» произошёл от греческого слова, прямое калькирование которого дало слово на-ре-чие.
2. Обращается к ученикам:
- Наречия могут относиться и к другим частям речи.
Выполняя упр. 220, сгруппируем наречия по способу их присоединения к разным частям речи.
В ходе выполнения упражнения акцентирует внимание учащихся на вновь изученные части речи: причастие, деепричастие.
Подведение итогов урока.
Обращает внимание ребят на вопросы наречия.
- С помощью наречий можно ярко, образно рассказать о действии, когда оно происходило, с какой целью, а иногда без наречий просто не обойтись.
Предлагает детям создать «Похвальное письмо наречию».
Предлагает ученикам прочитать несколько работ.
Подводит итог выполненной работе, нацеливает учащихся на дальнейшее овладение знаниями по наречию.
Дополнительное задание
1.Проблемный вопрос:
- Какая ещё часть речи в русском языке является неизменяемой и отвечает на один из вопросов наречия Как?
- Как отличить наречие от деепричастия?
Домашнее задание
Упр. 223
Записывают в тетрадь дату, тему урока.
Ответ учеников:
- Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
Выполняют задание из рабочей тетради (находят слово с безударной гласной, проверяемой ударением).
Выписывают слово замечательный, обозначают орфограмму.
Ответ учеников: «Это слово с безударной гласной, непроверяемой ударением».
Учащиеся отвечают, что эти слова требуют запоминания.
Ученики называют:
- Лексика, фразеология, морфемика
Озвучивается тема, называется раздел «Морфология».
Продумывают и называют цели урока:
- повторить наречие,
- узнать новые сведения о наречии,
- наблюдение за употреблением наречий в речи.
Внимательно следят по тексту.
Озаглавливают части текста:
Общее значение.
Неизменяемость.
Синтаксическая роль.
Сочетание наречий с другими частями речи.
С какими частями речи могут сочетаться наречия.
Организация групп
Выполняют задание,
Обмениваются вопросами.
Продумывают вопросы. Они могут быть такими:
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Почему наречия обычно относятся к глаголу, причастию, деепричастию?
- Будут ли наречия обозначать признак действия, если они будут относиться к существительному, прилагательному, наречию?
Читают текст стихотворения, называют наречия.
Запись в тетради:
Смотреть внимательно (образец рассуждения: относится к глаголу, пр. действия, не изменяется – смотрел, буду смотреть, смотрел бы внимательно).
Обозначают морфемы, выполняют словообразовательный разбор, указывают синтаксическую роль.
Учащиеся приходят к выводу:
- Так как глагол – речь, слово, глаголить – говорить, то наречие можно назвать приглаголием.
Готовят таблицу, несколько примеров вносят с комментированием.
Образец выполнения:
Назвать наречие.
2. Найти слово, к которому относится данное наречие.
3. Определить часть речи, общее значение этого слова.
4. Записать словосочетание в таблицу.
5. Назвать общее значение наречия.
Проговаривают вопросы.
Находят подтверждение роли наречия в материале упр. 220 .
Работают с тексом «письма». Для этого получают материалы с возможным началом «письма» и примерными глаголами, к которым они могут дописать наречия.
О наречие!
Без тебя трудно было бы рассказать, что на уроке ( сегодня)
я работал (хорошо),
в тетради писал (аккуратно),
отвечал ( правильно),
понимал ( на лету),
тему понял ( отлично),
домашнюю работу выполню
(не наспех),
Но (быстро).
(каждый из ребят дописывает свои наречия к предложенным глаголам).
- Деепричастие.
- По общему значению.
- По способу образования:
Внимательно – внимательный (от прил.)
– умоляюще - умолять (от глаг.)
Записывают задание в дневник