Урок русского языка по теме Наречие как часть речи (7 класс).











Конспект урока
по русскому языку
в 7 классе на тему
«Наречие как часть речи»






Учитель русского языка и
литературы
МОУ Снопотская СОШ
Рогнединского района
Брянской области
Качурина Т. Д.












Тема урока: «Наречие как часть речи»
Класс: 7 класс (по УМК С.И.Львовой)
Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:
образовательная:
-повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
-формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая:
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:
раздаточный материал;
мультимедийный проектор;
доска;
учебник С.И. Львовой. М: Просвещение, 2006 год.

Ход урока:

Организационный момент: приветствие, запись числа, вида работы.

II. Повторение:
а) Работа с классом. 1 ученик у доски.
Задание: запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор этого предложения
Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Чтобы не испортить себе настроение или не ухудшить его, мы немножко поиграем. На доске кроссворд. Если мы его разгадаем - получим ключевое слово. Заполните кроссворд, вписав в него наречия.
проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающе;
замуж, тягач, задач, могуч;
прочь, страж, тягуч, льёшь;
наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпёж;
училищ, вскачь, толочь, помощь;
молодёжь, забудешь, отрежьте, навзничь;
настежь, передач, блестящ, бородач.



- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (о наречии)

- Вспомним, что называется наречием.

- Какую орфограмму мы отмечаем в данных словах? (ь в наречиях после шипящих)

IV. Объяснение нового материала.
(заочное путешествие по стране «Наречие»)

Выступление ученицы в роли Госпожи Наречие.
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молода, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверена в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа госпожи Наречие?

- Госпожа Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?

- Нет, дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал стр. 3-4.

V. Работа с текстом:
Упр. 480
Небольшая исследовательская работа:

Задание № 1.
Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?
- К каким частям речи может относиться наречие?
Вывод. Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).

Задание № 2. Подчеркните наречие как член предложения.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие.

Задание № 3. На какие вопросы отвечает наречие?

Задание № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит?

- В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.

- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.

ФИЗМИНУТКА (с использованием наречий)

VI. Творческие задания.

1. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка на экране проектора.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

2. Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.
Замените фразеологизмы наречиями.

Положа руку на сердце - честно.
У черта на куличках - далеко.
Рукой подать – близко.
Как в аптеке – точно.
Черным по белому – ясно.
Битый час – долго.
Бок о бок – рядом.
На вес золота – дорого.
Душа в душу – дружно.

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

Мне было интересно
Я многое узнал(а)
Мне было трудно
Я отлично поработал(а)

VШ. Итоги урока. Домашнее задание.

П. 14, упр. 486, индивидуально упр. 489.














15