Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10 класса (базовый уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
____________________
Руководитель МО
_________/____________/
Протокол №____
«___» _________ 2014 г.


«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №6
____________ /__________/
«___» _________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 6
___________ /С.А.Кручинина/
Приказ № ___
«___» _________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по истории

среднего (полного) общего образования

Уровень программы: базовый

Для 10 классов



Составители:
Серова Т.В.
Высшая квалификационная категория
Кирова Л.С.
Первая квалификационная категория








Самара
2014
Паспорт программы
Класс
10

Предмет
История

Уровень программы
Базовый

Количество часов в неделю
2 ч.

Количество часов в год
68 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.

Рабочая программа составлена на основе программы
1. Сборник нормативных документов. История/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
2. Программы общеобразовательных
учреждений. История. Обществознание.
5-11 классы: М.: Просвещение, 2008
3. Программа и тематическое планирование для
общеобразовательных учреждений. Всеобщая история.
История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
4. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до
начала XXI века. Программы для общеобразовательных
учреждений: 10-11 классы. Базовый уровень /
И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009

Учебник
История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс.
Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.учреждений /
Н.И.Павленко, И.А.Андреев, Л.М.Ляшенко;
под ред. А.Ф. Киселёва, Н.И.Павленко. –
М.: Дрофа, 2007.
2. Всеобщая история с древнейших времён до конца
XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений (базовый и профильный уровни) /
Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина;
под ред. Л.Н.Алексашкиной – М.:Мнемозина, 2013


Учебно-методические средства обучения (дополнительные)










Аннотация к рабочей программе

Класс 10 Г,М
Учитель Серова Т.В.; Кирова Л.С.
Количество часов
всего за год 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных работ 3 , тестов 8 ч.;
Планирование составлено на основе ГОС 2004 г
1. Сборник нормативных документов. История/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
2. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.
5-11 классы: М.: Просвещение, 2008
3. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
4. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до начала XXI века.
Программы для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы. Базовый уровень /
И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009
Учебники
История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс.
Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Н.И.Павленко, И.А.Андреев, Л.М.Ляшенко;
под ред. А.Ф. Киселёва, Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2007.
2. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) /
Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина; под ред. Л.Н.Алексашкиной –
М.:Мнемозина, 2013




Пояснительная записка
к рабочей программе по истории для 10 класса
(базовый уровень)

Программа составлена на основании нормативно-правовой базы:
1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 5.03.2004 г.) // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2004.
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2010
3. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до начала XXI века.
Программы для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы. Базовый уровень /
И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009
4. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013

Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), из них на изучение истории России – 44 часа (по программе рекомендовано 36 час. + 8 часов из резерва), Всеобщей истории – 24 часа. Резерв свободного учебного времени в объеме 8 учебных часов предусмотрен для организации повторения и проведения семинарских занятий.
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Освоение систематизированных знаний об истории человечества , формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности , сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей ,определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Изучать деятельность исторически значимых личностей, сыгравших важную роль в истории страны: Владимир креститель, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван 3, Дмитрий Донской, К Минин, Д. Пожарский, Петр Великий. Екатерина Великая. Суворов, Кутузов и т.д., также знаменитых ученых – Ломоносова, Кулибина, общественных деятелей, представителей искусства, науки, литературы.
Оперировать данными при изучении следующих событий и процессов: государственность, раздробленность централизация,
Смута, восстание, общественное движение, парламентаризм и т.д. Сформировать представление о ценностях христианской религии,
особенностях российского менталитета, патриотических традициях русского воинства и народа, этнонациональном единстве российских народов.
Овладеть методами описания, анализа и объяснения, реконструкции, различать и оценивать альтернативные версии и давать им оценки.
Представлять разделы истории мира и России, соотносить события, изменения карты Европы и России в ходе завоеваний и войн.
Применять знания в подготовке к ЕГЭ при решении заданий части А, В, С


Учебно-тематический план


Тема
Количество
часов

История России
44: 36+8 из резерва

1
История России – часть всемирной истории
2

2
Народы и древнейшие государства на территории России
4

3
Русь в IX – начале XII вв.
4

4
Повторение
1

5
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
9

6
Повторение
1

7
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
10

8
Повторение
1

9
Россия в XVIII – XIX вв.
11

10
Повторение
1

Всеобщая история
24

11
История как наука
2

12
Древнейшая история человечества
2

13
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
9

14
Повторение
1

15
Новое время: эпоха модернизации
9

16
Повторение
1

Итого:
68

Резервные часы (8 час.) распределены следующим образом:
В разделе 2 – 1 час резервного времени отведено на Семинарское занятие по теме: «Историзм «Повести временных лет» летописца Нестора»,
В разделе 3 Парад презентаций« Культура Руси X-XII в.»(1 час) ,
В разделе 5 Семинарское занятие «Формирование национального самосознания» и Работа с тестами ЕГЭ по теме «Россия с древнейших времен до ХV в.» (2 часа)
В разделе 7 Семинарское занятие «Политическое развитие России в ХV- ХVI вв» (1 час)
В разделе 9 Круглый стол «Проблематика духовной жизни XIX в». -1 час
Повторение – 2 час.
Календарно-тематическое планирование курса представлено интеграцией двух разделов «История России» и «Всеобщая история» по хронологическому принципу.
Плановых контрольных работ 3 , тестов 8 ч.;

Содержание курса
10 КЛАСС (68 часов)
ИСТОРИЯ РОССИИ (36 часов )
История России – часть всемирной истории (2 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв. (4 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (8 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (9 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. ( 9 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических
отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 часа)
История как наука (2 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Древнейшая история человечества (2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории с древнейших времен до середины XIX в.;
периодизацию всемирной и отечественной истории с древнейших времен до середины XIX в.;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории с древнейших времен до середины XIX в.;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программы
Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы: М.:
Просвещение, 2008
3. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
4. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до начала XXI века.
Программы для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы. Базовый уровень /
И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009

Учебники:
История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень:
учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Павленко, И.А.Андреев, Л.М.Ляшенко;
под ред. А.Ф. Киселёва, Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2007.
2. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) /
Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина; под ред. Л.Н.Алексашкиной –
М.:Мнемозина, 2013

Список литературы
Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Методические рекомендации к изучению истории. М, Владос, 2008 г.
Задачник по истории России, Горяйнов С.Г., Р на Дону: Феникс, 2009 г..
Тесты по истории России. Саратов: Лицей, 2009 г.

Цифровые образовательные ресурсы:
Учебное электронное издание. История. Практикум. 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Заголовок 115