Пояснительная записка к рабочей программе по химии 11 класс О.С. (базовый уровень)
Полное наименование учебного предмета:
ХИМИЯ
XI класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по химии для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по химии и программы по химии для общеобразовательных учреждений: 8-11 классы /автор-составитель О.С.Габриелян-М.:Дрофа, 2006./Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по химии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета.
Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Школьный курс химии – основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; развитие их интеллектуальных, творческих способностей; привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.
Необходимо помнить и о роли химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.
В 10-11 классах изучается общая химия, которая позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование знаний основ неорганической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Компетентностный подход предусматривает воспроизведение учащимися определенных сведений об неорганических и органических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии) - это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности - это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход обеспечивает формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящая рабочая программа учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, и органична по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста. Учащиеся 10 класса обладают достаточными знаниями и навыками, для изучения курса органической химии, мотивированы к самообразованию, готовы проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.
Цели обучения.
Курс химии в старшей школе на базовом уровне направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению химии:
• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета «Химия» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии на этапе основного общего образования. В том числе: в XI классе – 34 часа.
Курс химии в XI классе в соответствии с учебным планом гимназии рассчитан на 34учебных часа (1 час в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса создает условия получить возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладеть общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения курса «Химия. 11 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/ понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых химических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой; объяснять химические явления, поводить эксперименты, решать задачи на применение изученных химических понятий и законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Строение атома.(3ч.)
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Состав атомных ядер. Строение электронных оболочек атомов элементов первых 4-х периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Тема 2. Строение вещества.(15 ч.)
Химическая связь. Ковалентная связь, её разновидности и механизм образования. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Золи, гели, понятие о коллоидах. Теория строения органических соединений. Структурная изомерия. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Тема 3. Химические реакции.(8ч.)
Классификация химических реакций. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Среда растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (РН)раствора. Гидролиз неорганических и органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.
Контрольная работа №1 по темам 1,2,3
Тема 4. Вещества и их свойства.(8ч.)
Классификация неорганических веществ. Металлы.Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии. Способы защиты от коррозии. Неметаллы.Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Кислоты неорганические и органические. Основания неорганические и органические. Амфотерные неорганические и органические соединения. Качественные реакции на неорганические и органические вещества.
Контрольная работа №2 по теме «Вещества и их свойства».
Пр.р.№1. Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
Пр.р.№2. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Требования к уровню подготовки выпускников обучающихся 11 класса
Тема 1. Строение атома.
Ученики должны знать и понимать:
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.
-основные законы химии: периодический закон.
Уметь:
-объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-определять степень окисления химических элементов;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Тема 2. Строение вещества.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;
- основные теории химии: строения органических соединений.
Уметь:
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений.
-объяснять природу химической связи.
Тема 3. Химические реакции.
Ученики должны знать и понимать химические понятия:
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие
- основные теории химии: электролитическая диссоциация
Уметь:
- определять степень окисления элементов, окислитель и восстановитель
- объяснять зависимость скорости реакции и смещения химического равновесия от различных факторов
Тема 4. Вещества и их свойства.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
-кислоты, основания, соли, амфотерность органических и неорганических веществ
Уметь:
-называть вещества
-определять принадлежность веществ к различным классам
- характеризовать общие свойства основных классов неорганических и органических соединений
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
Тема 5. Химия в жизни общества.
Знать:
-правила грамотного поведения в окружающей среде
Уметь:
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников
-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
-правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека связанной с переработкой веществ
- проводить эксперименты
- оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях и других травмах, связанных
с веществами и лабораторным оборудованием.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учащихся
Габриелян О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень учеб.для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2009.
Габриелян O. С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб.пособие для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. - М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С. Химия. 11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2011.
Литература для учителя
Габриелян O. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: метод.пособие / O. С. Габриелян, А. В. Яшукова.- М.: Дрофа, 2008.
Габриелян O. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие /
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. - М.: Дрофа, 2009.
(Книга для учителя).
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / А.А.Каверина, М.Г. Снастина, Н.А.Богданова – М.: Вентана-Граф, 2006.
Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Интернет – ресурсы
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
3. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии.
Подготовка к единому государственному экзамену по химии. ФИЗИКОН. ДРОФА. 2005-2008 гг.
Подготовка к единому государственному экзамену по химии. ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2006-2008 гг.
Подготовка к ЕГЭ по химии (теоретический материал, задания, тренажер), Дрофа – 2007-2009 гг.
Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 – 11 классы. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
8. Открытая Химия. Полный интерактивный курс химии. ФИЗИКОН, 2002.
Техническое обеспечениеобразовательного процесса
Материальное обеспечение кабинетов:
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;
Программное обеспечение
Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)
Текстовый редактор MS Word
Графический редактор Paint
Программа MS PowerPoint
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Корректировка рабочей программы по химии в 11-х классах на 2014-2015 учебный год
В связи с тем, что 23 февраля 2015 г., 8-9 марта 2015 г., 1-4 мая 2015 г., 9-11 мая 2015 г. являются праздничными днями, в 11 –х классах пропадает 4 урока химии (постановление Правительства РФ от 27.08.2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»).
С целью ликвидации отставания и прохождения учебного материала необходимо произвести интенсификацию программы.
Считаю целесообразным внести следующие коррективы.
1. Объединить уроки 6 («Металлическая связь и металлические кристаллические решётки.») и 7 («Водородная связь.Значение водородной связи») и определить следующую тему объединенных уроков:(«Металлическая связь и металлические кристаллические решётки Водородная связь.Значение водородной связи»).
2. Объединить уроки 18 («Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект реакции.
.») и 19 («Скорость химических реакций.») и определить следующую тему объединенных уроков: («Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект реакции. Скорость химических реакций.»).
3. Объединить уроки 22 («Гидролиз неорганических и органических соединений»)и 23 («Среда водных растворов.Водородный показатель.») и определить следующую тему объединенных уроков:(«Гидролиз неорганических и органических соединений.Среда водных растворов. Водородный показатель»).
4. Объединить уроки 28 («Кислоты неорганические») и 29 («Кислоты органические.») и определить следующую тему объединенных уроков: («Кислоты неорганические и органические»).
01.09.2014 г.
Шипилова Надежда Владимировна