Рабочая программа по русскому языку, 7 класс ( УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия № 76»
«Утверждаю»
Директор МАОУ «Гимназия № 76»
Приказ от _________ № _____
------------------- П.В. Кулинченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс
на 2016-2017 учебный год
ФИО: Скузоватова Марина Александровна категория: I
РАЗДЕЛ I
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с авторской программой по дисциплине «Русский язык» С.И.Львовой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, определяющей основные принципы учебного материала, его структурирование, последовательность изучения //Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2012г.
УМК С.И.Львовой, В.В.Львова «Русский язык» 5 – 9 классы – М.: Мнемозина (2013г.) ориентирован на перспективу введения стандартов второго поколения, реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку.
Программа рассчитана на изучение курса русского языка учащимися 7 класса в течение 140 часов из расчета
4 часа в неделю.
Количество часов по четвертям в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016 – 2017 учебный год:
I четверть - по плану –7 «Д» - 34 часа, 7 «Е» - 34 часа;
II четверть - по плану–7 «Д» - 32 часа, 7 «Е» - 32 часа;
III четверть - по плану–7 «Д» - 39 часов, 7 «Е» - 40 часов;
IV четверть - по плану –7 «Д» - 31 час, 7 «Е» - 32 часа.Часов по программе – 140 часов.
Фактически (с учетом расписания) –7 «Д» - 136 часов, 7 «Е» - 138 часов.
Недостающие часы (в 7 «Д» - 4 часа, в 7 «Е» - 2 часа) будут компенсированы за счет повторения.
РАЗДЕЛ II
«ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
7 класс
Речевая деятельность.
Аудирование.
Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.Чтение.
Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять из лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста; делить текст на части и т.д.),; составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
Говорение.
Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания. Соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.
Письмо.
Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка; а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текстоведение.
Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.Фонетика и орфоэпия.
Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широкоупотребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужуюречь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование.
По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов(простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.
Лексикология и фразеология.
Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических
словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания вофразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связей предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.
Морфология.
Различать постоянные и непостоянные морфологическиепризнаки частей речи и проводить морфологический разбор всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи, использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
Орфография.
Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
Синтаксис и пунктуация.
Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи. Устно объяснять предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
об особенностях склонения причастий;
определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
порядок морфологического разбора деепричастий;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; - находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
Правописание НЕ с деепричастиями;
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
Дефис между частями слова в наречиях;
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
Слитное и раздельное написание производных предлогов;
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
Раздельное и дефисное написание частиц;
Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ,
правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи:
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
РАЗДЕЛ III
«СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА»
7 класс
Язык как развивающееся явление
Понятие о языке как развивающемся явлении. Исторические изменения в разных областях русского языка.
Разделы лингвистики
(на основе изученного в 5-6 классах)
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Фонетика и орфоэпия
Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация
Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Основные орфоэпические нормы литературного языка
Основные выразительные средства фонетики.
Словообразование самостоятельных частей речи
Морфологические способы образования слов (обобщение). Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.
Словообразование наречий
Приставочный способ образования наречий.
Суффиксальный способ образования наречий от прилагательных, числительных, глаголов и др.
Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий: со слитным написанием, с дефисным написанием.
Сложение как способ образования наречий.
Основные выразительные средства словообразования.
Лексикология и фразеология
Деление лексического состава русского языка на группы, которые отражают:
1)особенности лексического значения слова (слова однозначные, многозначные);
2)смысловую связь разных слов в языке (синонимы, омонимы, антонимы);
3)особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы.; нейтральные, книжные, разговорные слова; неологизмы, устаревшая лексика);4) происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).
Основные лексические нормы русского литературного языка.
Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных. Правильное употребление таких слов (паронимов) в речи.
Фразеологический словарь: его назначение, его строение, содержание словарной статьи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Грамматика: морфология и синтаксис
Морфология.
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль слов каждой части речи.
Глагол и его формы (деепричастие и причастие).Трудные случаи образования деепричастий и причастий.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Синтаксис.
Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные и глагольные, наречные.
Причастие и деепричастие в роли главного и зависимого слова в словосочетании. Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний.
Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография.
Правописание морфем. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописной и строчной букв.
Пунктуация.
Знаки препинания и их функция. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях. При прямой речи, цитировании, диалоге.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Культура речи.Правильное употреблениеслов самостоятельных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.
Текстоведение.
Тексткак произведение речи. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.
Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.
Сочетание типов речи в тексте.
Морфология.
Наречие.
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значению. Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий.Образование степеней сравнения наречий.
Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на -о(-е). Суффиксы -о и -а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих.
Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении.
Наречие в тексте. Правильное произношение наречий. Лексические нормы.
Культура речи. Правильное употребление наречий.
Служебные части речи и междометия.
Самостоятельные и служебные части речи.
Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.
Основная роль служебных частей речи.
Предлог.
Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи в словосочетании и предложении.
Предлог и падежная форма имен; употребление предлога с одним или несколькими падежами.
Предложное и беспредложное управление как вид подчинительной связи в словосочетании.
Основные грамматические значения предлогов, разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу (простые, сложные, составные). Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.
Культура речи. Правильное употребление предлога.
Союз.
Союз как служебная часть речи.
Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по синтаксической роли, по значению и по строению
Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Союз как средство связи предложений в тексте.
Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.
Культура речи. Правильное употребление союзов.
Частица.
Частица как служебная часть речи.
Роль частиц в передаче оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и роли в предложении. Разряды частиц по составу.
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.
Интонационные особенности предложений с частицами.
Культура речи. Правильное употребление частиц.
Междометие.
Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности.
Группы междометий, использующихся для выражения чувств, эмоций, формул речевого этикета, команды, приказа, просьбы.
Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи.
Омонимия слов разных частей речи.
Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов.
Омонимия слов разных частей речи. Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы (омофоны), графические омонимы (омографы), грамматические омонимы (омоформы).
Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Повторение изученного в 7-м классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Наименование темы Количество часов
1. ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ. 1ч.
РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ). 2. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. 3ч. +1КР
3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 6ч.
4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 ч. +1КР
5. ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС. 9 ч.+2РР +1КР
6. ОРФОГРАФИЯ. 6 ч.+ 1РР
7. ПУНКТУАЦИЯ. 3 ч. + 1КР
8. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. 5 ч. +2КР
9 ТЕКСТОВЕДЕНИЕ. 12ч.+ 2КР +1ПР
10. МОРФОЛОГИЯ. НАРЕЧИЕ. 29ч. + 2РР + 1КР +1ПР
11. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И МЕЖДОМЕТИЯ. 1ч.
12. ПРЕДЛОГ. 7ч. + 2РР + 1ПР
13. СОЮЗ. 9ч. + 1РР + 1ПР
14. ЧАСТИЦА. 12ч. + 1РР + 1КР
15. МЕЖДОМЕТИЯ. 3ч.
16. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ. 3ч. + 1КР
ИТОГО 116ч.+11КР+8РР+4ПР
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
№ п/п Урок Дата урока Раздел программы Тема урока
7-Д 7-Е 1. 4 06.09 06.09 Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах). Стартовый контроль. Контрольная работа (диктант)
2. 17 28.09 29.09 Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах). Контрольная работа (диктант) по теме «Фонетика. Словообразование. Лексикология»
3. 29 19.10 20.10 Грамматика: морфология и синтаксис. Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие»
4. 40 15.11 15.11 Орфография. Пунктуация. Контрольная работа (диктант) по теме «Орфография. Пунктуация»
5. 47 28.11 29.11 Правильное употребление самостоятельных частей речи. Контрольное изложение «Ландыши» (по тексту упр. 284).
6. 53 07.12 08.12 Текстоведение. Контрольное сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»
7. 62 23.12 23.12 Текстоведение. Проверочная работа (тест) по теме «Текстоведение»
8. 86 15.02 14.02 Морфология. Наречие. Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание наречий»
9. 95 03.03 02.03 Морфология. Наречие. Проверочная работа (тест) по теме «Наречие»
10. 106 03.04 21.03 Служебные части речи. Предлог. Проверочная работа (тест) по теме «Предлог».
11. 111 11.04 11.04 Союз. Контрольное сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
12. 117 21.04 20.04 Союз. Проверочная работа (тест) по теме «Союз».
13. 127 12.05 11.05 Частица. Контрольное изложение «Букет» (на материале упр.843)
15. 131 19.05 18.05 Частица. Контрольная работа (диктант) по теме «Служебные части речи»
17. 136 30.05 30.05 Повторение изученного в 7 классе Итоговая контрольная работа (диктант)
ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
№ п/п Урок Дата урока Раздел
программы Тема урока Основные виды деятельности
7-Д 7-Е 1. 25 12.10 13.10 Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) Причастные и деепричастные обороты Монолог на учебную тему, диктант «Проверяю себя», пунктуационный разбор, составление схем предложений.
РК. Использование в качестве дидактического материала отрывков из произведений М.А.Шолохова.
2. 28 18.10 18.10 Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) Простое осложненное предложение Разные виды чтения, монолог на учебную тему, пунктуационный анализ, конструирование предложений.
РК. Использование в качестве дидактического материала Л.Костина «Песня казака».
3. 31 24.10 25.10 Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) Разделы русской орфографии.
Правописание морфем. Словарный диктант, выразительное чтение, распределительный диктант.
РК. Словарный диктант на правописание корней «Увеселения и забавы донских казаков».
4. 42 18.11 18.11 Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) Правильное употребление имен прилагательных. Комментированное письмо.
РК. Использование текста «Река Дон»в качестве дидактического материала.
5. 48 29.11 29.11 ТекстоведениеОсновные признаки текста (повторение). Восстановление в тексте средств связи, сочинение-миниатюра.
РК. Анализ пословиц, поговорок, лирических песен, бытующих на Дону.
6. 61 21.12 22.12 ТекстоведениеТипы речи и их сочетание в тексте. Типологический анализ рассказа, диктант «Проверяю себя».
РК. Использование в качестве дидактического материала текста Н.Варлашкина «Лазоревый цветок».
7. 63 26.12 27.12 Наречие Наречие как часть речи. Беседа, составление алгоритма определения наречия в речевом высказывании, работа с таблицей, выборочный диктант.
РК. Использование в качестве дидактического материала текста А.А.Данцева «Матвей Иванович Платов»
8. 82 08.02 07.02 Наречие Сжатое изложение Выступление учащихся, комментарии ответов, смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, письменное изложение текста.
РК. Использование текста В.Моложавенко «Про сестер и братьев Дона Ивановича» в качестве исходного.
9. 85 14.02 14.02 Наречие Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» Беседа по вопросам учителя, наблюдение над текстом, монолог с опорой на запись, выразительное чтение, словообразовательный анализ.
РК. Использование в качестве дидактического материала текста В.Воронкова «Ковыль»
10. 94 01.03 28.02 Наречие Повторение и обобщение по теме «Наречие» Устный монолог, устное высказывание с опорой на запись, лексическая работа, синтаксический разбор, Составление предложений по схемам.
РК. Использование в качестве дидактического материала текста Н.Попова «Весна на Дону»
11. 98 10.03 07.03 Предлог Предложное управление.
Грамматические значения предлогов. Слово учителя, беседа по вопросам, составление текста по плану, выразительное чтение и анализ текста.
РК. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей.
12. 124 05.05 02.05 Частица Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Диктант «Проверяю себя».
РК. Использование в качестве дидактического материала текста В.Шумова «Суеверия казаков»
13. 131 17.05 16.05 Служебные части речи Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи» Квалификация грамматических ошибок, пересказ текста, составление словосочетаний, объяснительный диктант.
РК. Использование в качестве дидактического материала текста Г.Колесникова «Сохраним горицвет».
14. 136 29.05 26.05 Повторение изученного в 7 классе Нормы пунктуации. Устный монолог на лингвистическую тему, орфографический и пунктуационный анализ текста, предупредительный самодиктант.
РК. Использование в качестве дидактического материала отрывков о донской природе из произведений А.П.Чехова.
РАЗДЕЛ IV
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ ур. Дата
проведения Тема раздела, урока Кол-во часов
Вид деятельности ученика Контроль
план факт 7-Д 7-Е ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
1
01.09 01.09 Язык как развивающееся явление.
Исторические изменения русского языка. 1
Знакомство с учебником, просмотровое чтение, беседа.
Пересказ теоретического материала, чтение и анализ текстов, принадлежащих разным стилям речи.
Беседа, работа с опорными записями. Тренировочные упражнения. Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом, сочинение-миниатюра
РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ)
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (3ч. + 1КР)
2
02.09 02.06 Фонетика. Звуки и буквы. 1 Лингвистический рассказ.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Диалог, чтение теоретического материала, выявление соотношения темы урока с эпиграфом к разделу «Фонетика». Сравнительная характеристика фонетики и орфоэпии. Сопоставление звуков и букв по образцу, работа с таблицей. Исследование языкового материала. Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником, сочинение-миниатюра.
3
05.09 06.06 Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись. 1 4 06.09 06.09 КР. Стартовый контроль. Контрольная работа (диктант). 1 Контроль знаний, написание диктанта. Применение знаний и умений в практике правописания.
Запись под диктовку. Контрольный диктант
5 07.09 08.09 Анализ контрольных работ 1 Анализ орфографических и пунктуационных ошибок Анализ ошибок
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (6 ч.)
6
09.09 09.09 Словообразование самостоятельных частей речи. 1 Актуализация знаний по теме, изложение содержания схемы, изучающее чтение. Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником, словарный диктант.
7
12.09 13.09 Основные способы образования слов. 1 Словообразовательный разбор слова, объяснение этимологии слова, установление способа словообразования, выразительное чтение, диалог. 8
13.09 13.09 Словообразование имен существительных. 1 Морфемный и словообразовательный разбор слова, объяснение этимологии слова, установление способа словообразования, поиск слов данной словообразовательной модели, словарный диктант, выразительное чтение, диалог. Рассмотрение схемы, продуцирование монологического высказывания по схеме, распределительный диктант. 9
14.09 15.09 Словообразование имен прилагательных. 1 10
15.09 16.09 Словообразование наречий.
1 Изложение содержания схемы, орфографическое проговаривание, изучающее чтение, установление способа словообразования, поиск слов данной словообразовательной модели, работа со словарями. 11 19.09 20.09 Неморфологические способы образования слов. 1 Объяснительный диктант, анализ содержания правила, распределительный диктант, формулирование выводов. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (5 ч. +1КР)
12 20.09 20.09 Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные 1 Лингвистический рассказ. Составление схемы, подбор и запись примеров по составленной схеме, наблюдение над художественными особенностями текста.
Пересказ теоретического материала предыдущего урока, чтение теоретического материала, выполнение упражнений (устно и письменно). Составление схемы по тексту параграфа
13 21.09 22.09 Переносное значение слова. Фразеологизмы. 1 Монолог на учебную тему, подбор и запись примеров, лексическая работа, составление предложений, орфографическое проговаривание, подбор заголовка к тексту, чтение теоретического материала, выполнение упражнений (устно и письменно). Работа с текстом 14
15 23.09
26.09 23.09
27.09 Синонимы. Омонимы. Антонимы. 2 Пересказ теоретического материала предыдущего урока, монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, словарный диктант, чтение теоретического материала, выполнение упражнений (устно и письменно). Работа с деформированным текстом с последующей самопроверкой
16 27.09 27.09 Устаревшие слова. 1 Работа со словарями, редактирование текста, устранение ошибок, работа с учебником и справочной литературой, словарный диктант, пересказ теоретического материала предыдущего урока, чтение теоретического материала, выполнение упражнений (устно и письменно).
Выразительное чтение. Работа с текстом, составление простого и сложного плана текста, терминологический диктант с последующей самопроверкой, тест
17 28.09 29.09 КР. Контрольная работа (диктант) по теме «Фонетика. Словообразование. Лексикология» 1 Контроль знаний. Орфографический и пунктуационный анализ текста, написание диктанта. Актуализация знаний.
Запись под диктовку. Диктант с грамматическим заданием
ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС (9 ч.+2РР +1КР)
18 30.09 30.09 Морфология. Части речи в русском языке. Склоняемые части речи. 1 Лингвистический рассказ. Составление схем, характеристика слова как части речи, определение роли слов, принадлежащих к разным частям речи, склонение слова, принадлежащего к изменяемым частям речи, беседа. Обсуждение, решение проблемных ситуаций. Составление устного высказывания по схеме, составление плана текста.
19
03.10 04.10 Склоняемые части речи. 1 Разные виды чтения, монолог на учебную тему с опорой на схему, орфографическое проговаривание.
Выразительное чтение. Заполнение основы для схемы по материалам параграфа, самостоятельная работа
20
21
04.10
05.10 04.10
06.10 РР. Изложение «На лыжах - снайперы» (по упр.200) 2
Аналитическая работа с текстом. Смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, составление плана.
Письменное изложение текста. Частичный текстоведческий анализ текста: изложение
22
07.10 07.10 Глагол.
1
Составление схем, характеристика слова как части речи, определение роли слов, принадлежащих к разным частям речи, спряжение слова, принадлежащего к изменяемым частям речи, беседа.
Обсуждение, решение проблемных ситуаций.
Распределительный диктант, рассмотрение иллюстрации, описание ее и обсуждение, подбор заголовка к тексту. Работа по карточкам, тесты, анализ текстов, в том числе деформированных, изложение-миниатюра
23
24 10.10
11.10 11.10
11.10 Причастие и деепричастие как особые формы глагола. 2 25 12.10 13.10 Причастные и деепричастные обороты.
РК. Использование в качестве дидактического материала отрывков из произведений М.А.Шолохова. 1 Монолог на учебную тему, диктант «Проверяю себя», пунктуационный разбор, составление схем предложений.
Составление устного высказывания по схеме, пунктуационный и синтаксический анализ предложений
26 14.10 14.10 Синтаксис. Виды предложений.
1 Пересказ теоретического материала предыдущего урока, беседа, орфографическое и пунктуационное проговаривание, чтение теоретического материала, выполнение упражнений (устно и письменно).
Выразительное чтение. Восстановление деформированной схемы и составление по ней устного высказывания
27
28 17.10
18.10 18.10
18.10 Простое осложнённое предложение.
РК. Использование в качестве дидактического материала Л.Костина «Песня казака». 2 Разные виды чтения, монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, пунктуационный анализ, устный фронтальный опрос, конструирование предложений, интонационный разбор. Самостоятельная работа, устный пунктуационный анализ предложений, тест
29 19.10 20.10 КР. Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие»
1 Контроль знаний. Орфографический и пунктуационный анализ текста, написание диктанта. Актуализация знаний.
Запись под диктовку. Диктант с грамматическим заданием
ОРФОГРАФИЯ (6 ч.+ 1РР)
30
31 21.10
24.10 21.10
25.10 Разделы русской орфографии. Правописание морфем.
РК. Словарный диктант на правописание корней «Увеселения и забавы донских казаков».
2
Лингвистический рассказ. Словарный диктант, выразительное чтение, диалог, рассмотрение схемы, продуцирование монологического высказывания по схеме, распределительный диктант.
Разные виды чтения, монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, орфографическое проговаривание.
Словарный диктант с грамматическим заданием, орфографический анализ текстов
32 25.10 25.10 Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. 1 Монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, беседа, сообщение, словарный диктант, составление схемы, подбор и запись примеров по составленной схеме.
Выразительное чтение, обсуждение. Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слова, самостоятельный текстоведческий анализ текста
33 26.10 27.10 Правописание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях 1 Пересказ теоретического материала предыдущего урока, разные виды чтения. Монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, орфографическое проговаривание, беседа, сообщение, выполнение упражнений (устно и письменно). Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слова, комментированное письмо
34 28.10 28.10 Слитные, раздельные и
дефисные написания. 1 Разные виды чтения, монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, орфографическое проговаривание, беседа, сообщение. Самостоятельная работа
35 07.11 08.11 Правописание не с причастиями. 1 Пересказ теоретического материала предыдущего урока, разные виды чтения, монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, орфографическое проговаривание, орфографический анализ, беседа, сообщение.
Выразительное чтение, обсуждение, конспектирование Пересказ теории в сжатой форме. Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слов, тест
36 08.11 08.11 РР. Подготовка к написанию сочинения по картине О.П.Марушкина «Стригунок»
(упр.210) 1 Работа с материалами, собранными для сочинения. Выразительное чтение материалов к сочинению, обсуждение.
Конспектирование. Пересказ готового текста сочинения.
Написание сочинения. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов. Написание домашнего сочинения.
ПУНКТУАЦИЯ (3 ч. + 1КР)
37 09.11 10.11 Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. 1 Составление схемы, анализ эпиграфа, поморфемная запись орфографического минимума, монолог на учебную тему, объяснительный диктант. Графическое объяснение постановки знаков препинания в предложениях
38 11.11
11.11 Простое осложненное предложение.
1 Устный фронтальный опрос, рассказ по тезисному плану, лингвистический рассказ, устное объяснение пунктуации предложений изученных конструкций, использование на письме специальных графический обозначений, беседа. Устное высказывание по схеме, выразительное чтение предложений
39 14.11 15.11 Предложения с прямой речью.
1 Монолог на учебную тему по плану, составление предложений по предложенным схемам. Устный и письменный пунктуационный анализ предложений
40
15.11 15.11 КР. Контрольная работа (диктант) по теме «Орфография. Пунктуация»
1 Орфографический и пунктуационный анализ текста, написание диктанта. Актуализация знаний.
Запись под диктовку. Диктант с грамматическим заданием
КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (5 ч. +2КР)
41
16.11 17.11 Правильное употребление имён существительных. 1 Сообщения учеников, составление предложений с именами существительными, составление рассказа.
Разученный диктант, орфографический и пунктуационный анализ текста. Редактирование деформированных текстов
42 18.11 18.11 Правильное употребление имён прилагательных.
РК. Использование текста «Река Дон» в качестве дидактического материала. 1 Комментированное письмо
Сообщения учеников, составление предложений с именами существительными, составление рассказа. Редактирование деформированных текстов
43 21.11 22.11 Правильное употребление имён числительных. 1 44 22.11 23.11 Правильное употребление местоимений. 1 Словарный диктант, монолог на учебную тему, беседа, продуцирование высказывания, орфографический и пунктуационный анализ текста. Редактирование деформированных текстов
45
23.11
24.11 Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий. 1 Разные виды чтения, монолог на учебную тему с опорой на схему учебника, пунктуационный анализ текста устный фронтальный опрос, конструирование и редактирование текста составление плана текста, пересказ текста по плану. 46
47 25.11
28.11 26.11
29.11 КР.Изложение «Ландыши» (по тексту упр. 284).
2
Смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, составление плана.
Письменное изложение текста.
Подробное контрольное изложение текста
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (12ч.+ 2КР +1ПР)
48 29.11 29.11 Текст как произведение речи. Основные признаки текста.
РК. Анализ пословиц, поговорок, лирических песен, бытующих на Дону. 1
Восстановление в тексте средств связи, сочинение-миниатюра.
Редактирование деформированных текстов, работа по карточкам
49 30.11 01.12 Этапы работы над сочинением. 1 Сообщения учащихся, текстоведческий анализ, синтаксический разбор, конкурс «Самый выразительный текст». 50 02.12 02.12 Точность и логичность речи.
Композиция текста.
1 Монолог на учебную тему, диктант «Проверяю себя»,взаимопроверка, смысловой анализ текста, синтаксический разбор, комментированное письмо. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов
51 05.12 06.12 Виды связи предложений в тексте. 1 Смысловой анализ текста, композиционный анализ текста, составление плана, схемы текста. 52
53 06.12
07.12 06.12
08.12 КР. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» 2
Слово учителя, беседа по вопросам учителя, выразительное чтение, работа с искусствоведческим материалом, работа с текстом учебника, словарная работа, составление плана.
Написание сочинения. Анализ текстов, рецензирование чужих
текстов
54 09.12 09.12 Языковые средства выразительности. Выразительность речи. 1 Сообщение учащегося, монолог на учебную тему, выразительное чтение, анализ текста с точки зрения темы. Употребление средств выразительности. Сочинение
55
12.12 13.12 Фонетические средства выразительности.
1 Сообщение учащегося, монолог на учебную тему, выразительное чтение, анализ текста с точки зрения темы, употребление фонетических и словообразовательных средств выразительности. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов
56 13.12 13.12 Словообразовательные средства выразительности. 1 Сообщение учащегося, монолог на учебную тему, выразительное чтение, анализ текста с точки зрения темы, употребление фонетических и словообразовательных средств выразительности. 57
14.12 15.12 Лексические средства выразительности 1 Словарный диктант, беседа, устное высказывание на основе тезисов, редактирование ученического сочинения, анализ композиции текста, запись отредактированного текста, художественных тропов, экспрессивное использование омонимов, синонимов, антонимов. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов
58
16.12 16.12 Морфологические средства выразительности 1 Наблюдение за использованием морфологических средств выразительности.
Использование в речи морфологических средств выразительности. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов, сочинение-миниатюра
Анализ текстов, рецензирование чужих
59
19.12 20.12 Синтаксические средства выразительности. 1
Аналитическая беседа, наблюдение за использованием синтаксических средств выразительности.
Использование синтаксических средств выразительности. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов, разученный диктант с дополнительнымзаданием
60
20.12 20.12 Рассуждение как тип речи. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений.
1
Беседа, составление 3-х вариантов текста на одну и ту же тему, композиционный анализ текста на основе плана. Типологический анализ текстов, рецензирование чужих текстов.
Сочинение - миниатюра
Текстоведческий анализ
текста, изложение. Рецензирование чужих текстов.
61
21.12 22.12 Сочетание разных типов речи в тексте.
РК. Использование в качестве дидактического материала текста Н.Варлашкина «Лазоревый цветок».
1
Типологический анализ рассказа, сообщение учащегося, диктант «Проверяю себя».
62 23.12 23.12
ПР. Проверочная работа (тест) по теме «Текстоведение»
1
Актуализация знаний по теме «Текстоведение». Выполнение проверочной работы. Проверочное тестирование
МОРФОЛОГИЯ. НАРЕЧИЕ (29ч. + 2РР + 1КР +1ПР)
63
26.12 27.12 Наречие как самостоятельная часть речи.
РК. Использование в качестве дидактического материала текста А.А.Данцева «Матвей Иванович Платов» 1 Беседа, составление алгоритма определения наречия в речевом высказывании, восстановление схемы по памяти, сопоставительный анализ схем, работа с таблицей, выборочный диктант. Сообщение по теме с использованием вопросного плана
64
65
66 27.12
28.12
30.12 27.12
29.12
30.12 Разряды наречий по значению. 3 Выступление учащихся, комментарий ответов, смысловой анализ текста, продуцирование монологического высказывания по таблице. Устное описание, фронтальный опрос, разученный диктант с языковым заданием
67 13.01 12.01 Местоименные наречия 1 Работа с учебником, аналитическая беседа, составление схемы, монолог на учебную тему по схеме. Устное высказывание по схеме, обучающее изложение
68 16.01 13.01 Слова категории состояния 1 Монологическое высказывание учащегося, выразительное чтение, составление плана текста, лингвистический рассказ. 69
70 17.01
18.01 17.01
17.01 Степени сравнения наречий. 2 Распределительный диктант, изучающее чтение, составление схемы по памяти, монологическое высказывание на основе составленной схемы. 71
72
20.01
23.01 19.01
20.01 Слитное, раздельное и
дефисное написание наречий
2 Составление опорных записей-схем, беседа, выразительное чтение, объяснительный диктант.
Словарный самодиктант, конкурс на самое интересное предложение. Самостоятельная работа, тематический опрос, диктант по памяти.
73 24.01 24.01 Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. 1 Орфографический и грамматический анализ текста, монологическое высказывание, составление предложений, распределительный диктант, иллюстрация тезиса. 74 25.01 24.01 Дефисное написание наречий 1 Составление предложений по схеме, выразительное чтение, орфографический анализ, беседа, пунктуационный анализ, диктант по памяти. 75
76 27.01
30.01 26.01
27.01 Слитное и раздельное
написание не и ни с наречиями 2 Устный фронтальный опрос, пунктуационный анализ текста, сообщение учащихся, пересказ текста, ознакомительное чтение, конструирование предложений. Орфографический анализ текста
77
78 31.01
01.02 31.01
31.01 Правописание н и нн в наречиях на -о(-е) 2 Пересказ теоретического материала предыдущего урока.
Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ- , образование наречий с Н и НН от прилагательных, чтение теоретического материала, выполнение упражнений (устно и письменно). Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. Устное высказывание по схеме
79 03.02 02.02 Суффиксы -ои -а на конце наречий 1 Объяснительный диктант
80 06.02 03.02 Употребление -о и -ё на конце наречий после шипящих 1 Распределительный диктант, сочинение-миниатюра
81 07.02 07.02 Употребление ь на конце
наречий после шипящих 1 Выборочно-распределительный диктант. 82
83 08.02
10.02 07.02
09.02 РР. Сжатое изложение «Про сестер и братьев Дона Ивановича».
РК. Использование текста В.Моложавенко «Про сестер и братьев Дона Ивановича» в качестве исходного. 2 Смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, составление плана.
Выступление учащихся, комментарий ответов, смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, письменное изложение текста. Содержательный, композиционный и орфографический анализ текста, изложение
84
85 13.02
14.02 10.02
14.02 Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий».
РК. Использование в качестве дидактического материала текста В.Воронкова «Ковыль» 2 Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. Орфографический и пунктуационный анализ текста.
Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. Творческий диктант, сочинение-миниатюра, объяснительный диктант, словарный диктант, тест
86
15.02 14.02 КР. Контрольная работа (диктант) по теме «Правописание наречий»
1 Контроль знаний, написание диктанта.
Запись под диктовку. Контрольный диктант с языковым анализом
87
17.02 16.02 Синтаксическая роль наречия,
местоименных наречий в предложении. 1
Словарный диктант «Орфографический минимум», изучающее чтение, объяснительный самодиктант.
Заполнение таблицы примерами, устный монолог, комментирование письмо, конкурс на лучшее предложение с местоименными наречиями, орфографический анализ текста. Самостоятельная работа, работа по карточкам
88
20.02 17.02 Функции наречий в тексте 1 Устныйвзаимоопрос, тренировка орфографических умений, выразительное чтение, составление схем предложений, заполнение таблицы примерами. Устный монолог, работа с инструкцией, анализ письменных высказываний. 89 21.02 21.02 Правильное произношение наречий 1 Словообразовательный и орфографический анализ, изучающее чтение, толкование слова путем подбора синонимов, редактирование предложений с нарушением грамматический и лексических норм, орфоэпический разбор. 90 22.02 21.02 Правильное образование форм степеней сравнения наречий 1 Слово учителя, беседа по вопросам учителя, выразительное чтение, работа с искусствоведческим материалом, работа с текстом учебника, образование наречий по приведенным моделям. 91 24.02 23.02 Культура речи. Правильное употребление наречий. Орфоэпические нормы. 1 Сообщение учащегося, монолог на учебную тему, выразительное чтение, анализ текста с точки зрения темы, употребление орфоэпических средств выразительности. Самостоятельная работа, диктант «Проверяю себя»
92 27.02 24.02 Грамматические нормы 1 Наблюдение за использованием грамматических средств выразительности.
Использование в речи грамматических средств выразительности Работа по карточкам, устное сочинение по картине
93 28.02 28.02 Лексические нормы 1 Словарный диктант, беседа, устное высказывание на основе тезисов, редактирование ученического сочинения, анализ композиции текста, запись отредактированного текста, художественных тропов, экспрессивное использование омонимов, синонимов, антонимов. Словарный диктант
94
01.03 28.02 Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие».
РК. Использование в качестве дидактического материала текста Н.Попова «Весна на Дону» 1
Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров, лексическая работа, синтаксический разбор.
Беседа по вопросам учителя, наблюдение над текстом, монолог с опорой на запись, выразительное чтение, диалог, монолог, словообразовательный анализ. Объяснительный диктант, работа по карточкам, творческий диктант
95
03.03 02.03 ПР. Проверочная работа (тест) по теме «Наречие» 1 Актуализация и контроль знаний по теме.
Выполнение проверочной работы. Тест
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И МЕЖДОМЕТИЯ (1ч.)
96
06.03 03.03 Служебные части речи. 1 Беседа по вопросам учителя, заполнение таблицы, составление предложений с указанными словами, выразительное чтение, лингвистический рассказ. Комментированное письмо, фронтальный опрос, изложение или изложение-миниатюра
ПРЕДЛОГ(7ч. + 2РР + 1ПР)
97
07.03 07.03 Предлог как служебная часть речи 1
Устный монолог с опорой на таблицу, сообщение, составление тезисного плана, изучающее и выразительное чтение, смысловой и композиционный анализ текста. Предупредительный диктант, конструирование предложений с последующей самопроверкой
98 10.03 07.03 Предложное управление. Грамматические значения предлогов.
РК. Использование в качестве дидактического материала текстов донских писателей. 1 Слово учителя, беседа по вопросам, составление текста по плану, размышление над лингвистическим смыслом рисунка, выразительное чтение и анализ текста. 99 13.03 09.03 Грамматические значения предлогов. 1 Текстоведческий анализ, сравнение высказываний, предупредительный диктант, тренировка орфографических умений. 100
14.03 10.03 Разряды предлогов по происхождению и составу. 1
Просмотровое чтение, изложение текста с опорой на схему, синтаксический разбор предложения.
Поморфемное письмо, беседа, редактирование текста, орфографический анализ текста, синтаксический и морфологический разбор. Устное высказывание по теме с опорой на схему, сочинение-миниатюра
101
102
15.03
17.03 14.03
14.03 РР. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода» 2 Работа с материалами, собранными для сочинения. Выразительное чтение материалов к сочинению, обсуждение,
конспектирование. Пересказ готового текста сочинения.
Написание сочинения. Аналитическая работа с текстом. Анализ текстов, рецензирование чужих текстов
103
104 20.03
21.03 16.03
17.03 Слитное и раздельное написание производных предлогов. 2 Слово учителя, беседа по вопросам учителя, выразительное чтение, работа с таблицей и текстом учебника, словарный диктант, письмо по памяти, «расшифровка» схем.
Устный фронтальный опрос, составление предложений, пунктуационный анализ. Словарный диктант с последующей самопроверкой, сжатое изложение
105
22.03 21.03 Роль предлогов в словосочетании и предложении. 1 Беседа на основе вопросов учителя, выразительное чтение, пересказ лингвистического текста, составление предложений, морфологический разбор предлога. Редактирование предложений и текстов
106 03.04 21.03 ПР. Проверочная работа (тест) по теме «Предлог». 1 Актуализация и контроль знаний по теме.
Выполнение проверочной работы. Тест
СОЮЗ (9ч. + 1РР + 1ПР)
107 04.04 04.04 Союз как служебная часть речи. 1 Устный пересказ текста, пунктуационный анализ, монологическое высказывание, составление схем предложений. Словарный диктант
108 05.04 04.04 Разряды союзов по синтаксической роли по значению. 1 Взаимоопрос, просмотровое чтение, составление предложений по схемам, комментированное письмо. Устное высказывание по теме с опорой на схему,
самостоятельное конструирование предложений, сочинение-миниатюра
109 07.04 06.04 Синтаксическая роль союза И. 1 Выразительное чтение, устное монологическое высказывание по схеме, синтаксический и пунктуационный анализ. 110
10.04 07.04 Синтаксическая роль подчинительных союзов. 1 Слово учителя, пунктуационный анализ текста, построение словосочетаний, орфографический анализ текста.
Фронтальный письменный опрос, сообщения учащихся, комментированное письмо, составление предложений, работа с социальной рекламой. 111
11.04 11.04 КР. Сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» 1 Слово учителя, беседа по вопросам учителя, выразительное чтение, работа с искусствоведческим текстом, работа с текстом учебника, словарная работа, составление плана, наблюдение. Контрольное сочинение-описание картины
112 12.04 11.04 Различение союзов и союзных слов.
1
Устный фронтальный опрос, конструирование предложений по моделям, определение синтаксической роли союзных слов, составление алгоритма различения союзов и союзный слов. Устное высказывание по теме с опорой на схему, самостоятельное
конструирование предложений, сочинение-миниатюра
113 14.04 13.04 Правописание составных союзов,
различение омофонов. 1 Беседа по вопросам учителя, обобщение информации, составление тезисного плана, работа по различению омофонов. 114 17.04 14.04 Правописание союзов. 1 Устный фронтальный опрос, выборочный диктант, устный монолог по теме урока, пересказ текста, словарный диктант, комментированное письмо. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой в парах с использованием учебника
115 18.04 18.04 Союз в предложении и тексте. 1 Устное высказывание, беседа по вопросам учителя. Пунктуационный анализ текста, составление схем предложений, индивидуальные задания. Самостоятельная работа, анализ текстов, выразительное чтение
116 19.04 18.04 Повторение и обобщение по теме «Союз» 1 Взаимоопрос, составление схем, пунктуационный анализ текста, выразительное чтение, тренировка орфографических умений, поморфемная запись, объяснительный диктант. Объяснительный диктант, тест
117 21.04 20.04 ПР. Проверочная работа (тест) по теме «Союз». 1 Актуализация и контроль знаний по теме.
Выполнение проверочной работы. Тест
ЧАСТИЦА (12ч. + 1РР + 1КР)
118 24.04 21.04 Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 1 Взаимоопрос, составление схем, пунктуационный анализ текста, выразительное чтение, распределительный диктант, тренировка орфографический умений, поморфемная запись. Сочинение-миниатюра, устное высказывание по вопросному плану
119 25.04 25.04 Разряды частиц. Формообразующие частицы. 1 Предупредительный диктант, беседа по вопросам учителя, комментированное письмо, частичный текстоведческийанализ текста, пунктуационный анализ текста. 120 26.04 25.04 Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. 1 Беседа по вопросам учителя, устный монолог на учебную тему, орфографический анализ текста с точки зрения темы урока, составление предложений. 121
122 28.04
02.05 27.04
28.04 Правописание частиц НЕ и НИ 2 Устный монолог на лингвистическую тему, объяснительный диктант, текстоведческий анализ текста, комментированное письмо.
Диктант по памяти, слово учителя, орфографический анализ текста, анализ языковых средств выразительности, лингвистический рассказ. Самостоятельная работа, сжатое изложение, сочинение-миниатюра, тест
123
124
03.05
05.05 02.05
02.05 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ со словами разных частей речи.
РК.Использование в качестве дидактического материала текста В.Шумова «Суеверия казаков» 2 Сообщения, анализ языковых средств выразительности, составление схем предложений.
Проговаривание написаний, пересказ лингвистического текста, орфографический анализ, пунктуационный и морфологический разборы. 125 08.05 04.05 Роль частиц в речи. 1 Устный фронтальный опрос, изучающее чтение, слово учителя, составление предложений, пунктуационный анализ. 126 10.05 05.05 Роль частиц в предложении и тексте
1 Сообщения учащихся, индивидуальные задания, устный фронтальный опрос, взаимодиктант. 127 12.05 11.05 КР. Изложение «Букет» (на материале упр.843) 1
Смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, составление плана.
Выступление учащихся, комментарий ответов, смысловой анализ текста, анализ композиционных особенностей текста, письменное изложение текста. Контрольное изложение
128
15.05
12.05 Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. Орфоэпические нормы. 1 Индивидуальный опрос, работа с карточками букв, диктант «Проверяю себя», работа с орфоэпическим словарем. Самостоятельная работа
129 16.05 16.05 Грамматические нормы 1 Рассмотрение схем, составление текста по схеме, составление словосочетаний. Редактирование текстов
130 17.05 16.05 Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи».
РК. Использование в качестве дидактического материала текста Г.Колесникова «Сохраним горицвет». 1
Актуализация знаний по теме.
Квалификация грамматических ошибок, пересказ текста, составление словосочетаний, объяснительный диктант.
Диктант с грамматическим заданием с последующей самопроверкой 131 19.05 18.05 КР. Контрольная работа (диктант) по теме «Служебные части речи» 1 Контроль знаний. Орфографический и пунктуационный анализ текста, написание диктанта.
Запись под диктовку.
Контрольный диктант с языковым анализом МЕЖДОМЕТИЯ (3ч.)
132
22.05 19.05 Междометие как часть речи
1
Чтение текста, рассмотрение схем, ответы на вопросы учителя, комментированное чтение, выразительное чтение.
Составление предложений с междометиями, определение синтаксической роли междометий. Устное высказывание по теме с опорой на схему, объяснительный диктант
133 23.05 23.05 Звукоподражательные слова. 1 Устный фронтальный опрос, изучающее чтение, слово учителя, составление предложений, объяснительный диктант, пунктуационный анализ. 134 24.05 23.05 Омонимия и многозначность.
Использование омонимии. 1
Сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ средств выразительности текста, составление предложений. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ (3ч. + 1КР)
135
136
26.05
29.05 25.05
26.05 Нормы орфографии и пунктуации
Нормы пунктуации.
РК. Использование в качестве дидактического материала отрывков о донской природе из произведений А.П.Чехова.
2
Устное высказывание с опорой на составленный план, лексическая работа, работа с толковым словарем, устное монологическое высказывание с опорой на таблицу, подбор заголовка к тексту.
Устный монолог на лингвистическую тему, орфографический и пунктуационный анализ текста, предупредительный самодиктант.
Разученный диктант, тесты, орфографический и пунктуационный анализ текстов
136
30.05 30.05 КР. Итоговая контрольная работа (диктант) 1 Контроль знаний. Орфографический и пунктуационный анализ текста, написание диктанта.
Запись под диктовку. Диктант с языковым анализом и творческим заданием
137
30.05 Анализ контрольных работ и подведение итогов года 1 Орфографический и пунктуационный анализ ошибок, допущенных в диктанте. Орфографический и пунктуационный анализ предложений
Лист корректировки рабочей программы на 2016-2017 учебный год
Тема урока Дата проведения
урока Основание корректировки
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МАОУ « Гимназия № 76»
от ___________2016 года № ___
Председатель методического совета МАОУ «Гимназия № 76»
______________Е.В.ЛебединецСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МАОУ «Гимназия № 76»
______________ _______________.
ФИО
_______ _________________2016 года
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей ______________________________________ МАОУ « Гимназия № 76»
от ___________2016 года № ___
Председатель МО
______________ ______________
ФИО