Воспитательный и творческий потенциал УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова
Воспитательный и творческий потенциал УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова
Образование должно быть
направлено на воспитание
уважения к родному языку,
национальным ценностям
страны, в которой ребенок
проживает.
Конвенция о правах
ребенка
Трудно не согласиться с тем, что в процессе формирования у школьников гражданской ответственности, духовности необходимо опираться, прежде всего, на культурное наследие родного народа. Подобный подход позволяет решать глобальную задачу направленности современного образования на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В таких условиях учителю предстоит мыслить глобально, а действовать локально. Именно в учебнике русского языка под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова сочетается глобальный академический подход к лингвистике как науке и возможность локальной реализации на примере небольших упражнений.
В УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова уделяется огромное внимание вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии слова, которая помогает раскрыть перед обучающимися тайны русского слова, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове, формирует духовный мир ребенка. Такую работу с первых уроков русского языка в 5 классе помог организовать этимологический словарик. Вначале это лишь устное высказывание (индивидуальное или групповое), например, «Информация, которую содержит этимологический словарик», «Секрет названия», а позднее – это проект, требующий работы с дополнительными информационными ресурсами. Примером может служить упражнение 206(изложение) - 5 класс «Праздник березки», в котором говорится о том, что один из месяцев
( апрель) славяне называли березолом. Закономерен вопрос детей: а как назывались другие месяцы (сентябрь - вересень, октябрь – листопадник, зазимник, грязник; ноябрь – бездорожник и т.д.) Так рождается проект «Славянский месяцеслов».
Таким образом, шаг за шагом ,от упражнения к упражнению уже к концу 5 класса у детей формируется особое бережное отношение к истории родного языка .На одном из уроков я столкнулась с очень интересным ассоциативным высказыванием обучающихся. Нужно было подобрать ассоциацию к лингвистическому термину этимология. Устное высказывание учеников звучало так: как родник из недр земли несет нам самое сокровенное, так и этимология рассказывает о самых заветных тайнах русского слова.
В 7 классе с первых уроков работы с этимологическим словарем происходит практическое постижение диахронических законов развития языка, на примере сопоставления морфемного состава слов, например, великий – современный состав слова, и великий – от «вель» большой.
Предполагаются задания по этимологии повышенной сложности, которые помогают понять не только историю происхождения слов, но и историю народа, его древние обычаи, жизненный уклад. Интересно с этой точки зрения следующее задание: докажите справедливость этого утверждения, используя информацию этимологическогс словаря о происхождении слов поместье, наградить.
Мысль о том, что язык – наша культурная ценность, ясна уже с первых страниц учебника. Неоспорима роль эпиграфов к каждому разделу. Учителю необходимо организовать системную работу с эпиграфами. Так, например, к уроку (5 класс) «Морфемная модель. Поморфемное письмо» предлагается эпиграф Н.М. Шанского: «Разбор слова по составу позволяет проникнуть в святая святых происхождения слова». В качестве примера предлагаю следующий приём работы с фразеологическим словарём.
Как вы, ребята, понимаете выражение святая святых?
Проверьте свое предположение по словарю фразеологизмов (святая святых - что – либо сокровенное, дорогое, заветное, что – либо недоступное для непосвященных. Первоначально: часть иерусалимского храма, куда бы мог входить первосвященник). Сравните своё предположение с утверждением словаря.
Хотелось бы особенно отметить, как построена работа по графике. При изучении параграфа «Алфавит и его использование» впервые обучающимся предлагается соприкоснуться с законами развития языка на примере сопоставления кириллицы и современного алфавита. Даются сведения о Святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, о праздновании Дня славянской письменности и культуры в России. Через аналитическое прочтение (или приём инсерта) материала можно расширить информационные возможности урока: знаю +, не знаю - , хочу знать больше (возможность реализации домашнего задания, индивидуального или группового проекта). Можно провести урок внеклассного чтения в конце учебного года в день Славянской письменности и культуры – 24 мая «Как письмена устроились». В учебнике для 8 классе вновь предлагается текст о Кирилле и Мефодии.
Устное высказывание: сравнить памятники Кириллу и Мефодию в Москве и Мурманске, используя культурологический материал. Предлагаю включить информацию о Вячеславе Михайловиче Клыкове, народном скульпторе, основателе Международного Фонда славянской письменности и культуры, авторе памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве, и что особенно важно - нашем земляке.
Интересен раздел «Лексикология и фразеология» с точки зрения происхождения слова. Через иллюстрирование дается лексическое значение слов утиральник, кочет, селюшки. Картина И.И.Остроухова «Сиверко» помогает раскрыть значение диалектных слов. Далее предлагаются интереснейшие упражнения: выпишите из сказок П.Бажова диалектные слова, лексические значения, которых объяснял автор. Сравнительный метод изучения языка очень эффективен, так как усвоение теории происходит при решении учебных задач, через текст, носитель универсальной информации.
№706. Соотнести слова современные и устаревшие.
чело – лоб ланиты – щеки
очи – глаза уста – рот
В сильном классе можно ввести понятие архаизмы и историзмы. В качестве домашнего задания (индивидуально) даю задание по толкованию некоторых фразеологизмов Библийского происхождения, например, внести лепту.
Таким образом, учебник провоцирует учителя на творческий подход. Учителю удобно вводить новую информацию.
В учебнике для 6 класса уже на первых страницах предлагается отрывок из книги «Домострой». На Руси требовали внимательного отношения к выбору слова, так как оно обладает великой силой . « Отчее благославение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит». Домострой призывал следить за речью, выбирать только такие высказывания, которые способствуют добрым делам.
В 6 классе автор вновь возвращается к текстам о русской березе. Появляются тексты о жизни и быте славян. Упражнение №49 9 текст о том, как славяне готовили посуду, используя гончарный круг, а в 7 классе о том, как славянские женщины и девушки пряли на ручных прялках льняные волокна куделю, как морозили холстину. Интересны тексты о народных промыслах: 417 - о хохломской посуде, Дымковской игрушке, о Гжельской посуде, о Жостовских подносах(7 класс,811), о Вологодских кружевах(8класс, 413); о русских городах: Ярославле, Звенигороде, Переславле, о Новгороде и о новгородских берестяных грамотах и в 6, и в 8 классах. В 6 классе появляются тексты о православных храмах: Никитском монастыре, ансамбле Путевого дворца старой Твери(7 класс), храме Покрова на Нерли (8класс).
Интересно упражнение 929 (8класс), в котором даются некоторые слова , связанные с древнерусским воинством (кольчуга,копьё,секира, палица , шлем).Предлагаю обучающимся составить словарь древнерусского воина , включив в него фразеологизмы:не лезь на рожон,испити шеломянем, подпоясаться мечом,используя как новейшие информационные источники, так и древнерусские тексты.
Продолжить исследование над древнерусской лексикой помогает текст о жилище древних славян. В 6 классе это лишь знакомство, а в 7 текст «Крестьянская изба» помогает проанализировать устройство быта русского крестьянина с точки зрения и лингвистики, и с точки зрения философии. Происходит рождение ещё одного проекта. Мои ученики использовали при реализации проекта очерк С. А.Есенина «Ключи Марии». Своеобразно толкование поэтом слов матица, красное крыльцо. Этимологический анализ помогает понять не только историю происхождения слов , но и историю народа,его древние обычаи , жизненный уклад.
Богатство предложенных текстов создает уникальные возможности для формирования языкового сознания и становления духовно богатой личности.
Палитра картин, представленных в учебнике, позволяет учителю проводить системную словарную работу с национально - маркированной лексикой .Так ,например,картина М.А.Врубеля «Царевна -Лебедь» предполагает толкование таких слов, как подзинь - нитка с жемчугом на старинном женском головном уборе и др..
Галерея картин русских живописцев (В.М. Васнецова, М.Шибанова) сопровождается культуроведческим текстом .
Таким образом, учебник русского языка под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова позволяет выйти за рамки своего материала, дает возможности проектной деятельности, провоцирует учителя на творческий подход. Культурологические тексты как национальной, т ак и духовной направленности помогают учителю формировать через образное звучание русского слова языковое сознание личности школьника , ведь именно в своем языке «соборная национальная личность раскрывает свой внутренний мир»(Н.С.Трубецкой)
15