Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов
Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов.
1.Как разработать программу элективного курса.
При разработке программы элективного курса необходимо:
Проанализировать содержание учебного курса в рамках выбранного профиля.
Определиться, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или от профильного курса.
Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.
Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.
Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, дидактическими материалами, пособиями и т.д. Составить список литературы для учителя и для учащихся.
Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.
Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.
Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.
Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление, выполнение теста или контрольного среза.
2.Алгоритм разработки программы элективного курса.
Пояснительная записка
В ней обосновывается актуальность важность и значимость курса. Формируются цели как предполагаемый конечный результат его освоение, задачи, определяющие пути достижение целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.
2.Учебно-тематический план:
№ Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
Всего Лекции Практика
Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, компьютерная программа и др.
3.Содержание образования
Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования – это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально – ценностных отношений. Освоение этих типов опта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.
4. Список литературы для учителя и учащихся.
5. Приложения.
Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических и лабораторных работ, экскурсий и др.
3.Схема – конспект программы элективного курса.
Пояснительная записка
Программа курса «_____» предназначена дляуглубления знаний по ______(предмету);
Роль данного курса в профессиональном становлении учащегося, в развитии его личности.
Цель данного курса:
ознакомить __________________;
выработать навыки _________________________;
для реализации целей необходимо (задачи):
углубить теоретические знания о ___________________;
совершенствовать у учащихся умения и навыки ________________;
сформировать навыки _________________________;
подготовить учащихся __________________________.
Программа направлена на дальнейшее развитие у учащихся __________ компетентностей.
Курс базируется на _______________ (теории, концепции, идеи). Курс связан с разделами _______________ (одной школьной дисциплины или нескольких).
Курс рассчитан на _____ часов, однако его программа может корректироваться (каким образом). Например, учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся. Учитель может самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Кроме того, изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с ________________ (назвать тип заданий).
Учебно-тематический план
№ Раздел.
Тема занятия. Кол-во часов Форма проведения Образовательный продукт
1 Вводное задание 1 Игра Проект программы обучения
Раздел 1 1 2 Тема занятия 2 Лекция Конспект
3 Тема занятия 2 Групповой практикум Выполнение задания (какое)
Раздел 2 3 4 Тема занятия Урок Таблица «____»
5 Тема занятия 2 Лабораторная работа Составление опорного конспекта по теме ____
6 Тема занятия 2 Дискуссия Выработка оригинальных идей по _______
Раздел 3 15 Тема занятия 2 Семинар «___» Составление схемы исследования
16 Тема занятия 2 Исследование Научный текс по теме _____
17 Встреча с представителями профессий….. 2 Круглый стол или экскурсия Опыт профессионального общения
18 Составление и презентация сборника творческих работ. Выставка работ. 2 Практическая работа. Презентация. Сборник лучших работ.
Выставка лучших работ.
Приложения
тема и методика проведения игры (вводное занятие);
задания по практикуму (занятие № 3);
план лабораторной работы (занятие № 5);
вопросы к дискуссии (занятие № 6);
план семинарского занятия (занятие № 15);
тематика и методы проведения исследования (занятие № 16);
Таким образом, подготовительный (пропедевтический) этап позволит дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.