Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: « Повторение. Разделы науки».


Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе.
Тема: « Повторение. Разделы науки».
Цели: 1)обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о разделах науки; 2)способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти; 3) воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока.
Орг. момент. Мотивация.
Запись даты, классная работа. Сообщение темы урока. Слайд № 1.
Постановка целей урока.
Словарный диктант. (Работа в парах) Слайд № 2.
Президент, искусство, генерал, шоссе, теннис, матч, трамвай, троллейбус, цыган, крыжовник, диалог, пианино, шоколад, миллион, бассейн, акваланг, колонна, тренер, классик, гимнастика.Работа с карточками по группам.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Орфография  –  раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей
Лексика и фразеология –  раздел науки о языке,  в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи.
Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
Словообразование –  раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования.
Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы.
Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи.
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.
Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности.
Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Фонетический разбор слова Вьюга ( один у доски)
Орфографическая работа (интерактив) Слайд № 3
Блестеть, блистать, выжигать, задирать, замирать, замереть, запереться, запираться, застиранный, истереть, настеленный, настилать, обдирать, обмирать, отпираться, отпереть, касательная, прикоснуться, прикосновение, предложить, предлагать, предложение, изложение, излагать, прилагательное, приложение, слагаемые, выросли, вырастать, выращенный, возраст, сращение, растительность, росток, отрасль, Ростислав.ФИЗминутка8.Работа по карточкам по вариантам (омонимы, антонимы)
Антонимы
К данным словам подобрать слова антонимы.
Друг - _____________________ Весёлый - ____________________________
Богатство - _________________ Добрый - ____________________________
Богач - _____________________ Тёмный - _____________________________
Встреча - ___________________ Стоять - _____________________________
Храбрец - __________________ Плакать - ____________________________
Синонимы.
Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
К данным словам подобрать и записать синонимы.
Товарищ - ________________________ Большой - ___________________________
Безмолвие -_______________________ Храбрый- ____________________________
Неправда - _______________________ Худой - ______________________________
Команда - ________________________ Смеяться -____________________________
Солдат- __________________________ Колотить - ___________________________
9.Морфемный разбор слов Слайд № 4 (интерактив)
Облачность, правдивый, народный, сбербанк, заросли, ручной, предгрозовой.
10. Составьте и запишите 5 предложений про здоровый образ жизни. Какие части речи вы использовали для составления этих предложений.
11. Записать предложения, построить схемы , подчеркнуть грамматическую основу.
У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.
Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.
Тучки на небе становились все темнее, и вскоре разразился сильный дождь.
Солнце поднималось выше, трава под его лучами уже достаточно обсохла.
Дождя нет, но воздух довольно влажный.
Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться.
Жизнь проходит быстро, а ты еще ничего не успел сделать.
12. Рефлексия. Слайд № 5
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
13. Дом. задание Слайд № 6
Повторить словарные слова.