Конспект урока Повторение изученного в 6 классе. Синтаксис и пунктуация. Словообразование и орфография.
ТЕМА: Повторение изученного в 6 классе. Синтаксис и пунктуация. Словообразование и орфография.
Цели :Образовательные:
- формирование умения правильно определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных;
- повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи, закрепление умений
правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями;
пользоваться повтором союза или его отсутствием с целью усиления выразительности речи;
расставлять знаки препинания при однородных членах, при причастном и деепричастном оборотах, в сложном предложении.Воспитательная:
-воспитание интереса к родному языку, любви к родному слову.
Развивающие:
- развитие способностей строить связные высказывания;
- развитие логического мышления;
- расширение лексического запаса учащихся;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.
Ход МОДУЛЯ
УЭI. Вводно-мотивационный этап
- Продолжим игру «Расскажи мне обо мне», по условиям которой один из вас должен дать устную характеристику своему товарищу, не называя его имени. Другим нужно определить, о ком идет речь. Не забыли об одном условии: при составлении предложений для текста-характеристики необходимо было использовать различные союзы, как для связи однородных членов предложения, так и для связи простых предложений в составе сложного?
УЭ2 Проверка домашнего задания
(На дом было задано следующее задание: Прочитайте афоризм и укажите причастия, использованные в нем. Выучите высказывание наизусть и запишите его, вставляя буквы, раскрывая скобки и расставляя запятые.
Книги кор…бли мысли странствующ… (по)в…лнам времени и бережно н...сущ… свой драгоце…ый груз (от)поколения (к)поколению.
Ф. Бэкон
Чтение наизусть высказывания и запись его по памяти на доске.
Пунктуационный разбор предложения.
В это время класс работает с карточками контроля и с карточками «По следам ошибок».
Карточки контроля
Карточка № 133 (I)
Вставьте пропущенную букву II. Вставьте пропущенную
букву III. Вставьте пропущенную букву
п…хучая (а/о)
прибл…жающийся (и/е)
выд…ваемый (а/о)
з…леный (и/е)
нан…сенный (и/е)
выгл…дели (и/я)
пров…денный (и/е)
обозн…чающий (а/о)
с…неющий (и/е)
возвр…щать (а/о) дымящ…ся картошку
разваренн… рыбы
заваренн… чая
защищающ… хребтами
подтаивающ… снегом
пожелтевш… листья
вянущ… рябин
действующ… вулкана
волнующ… событие
исследуем… звезда р…форма (и/е)
п…ртфель (а/о)
кв…ртал (а/о)
лит…ратура (и/е)
презид…ум (и/е)
през…дент (и/е)
преобл…дающий (а/о)
р…комендация (и/е)
сан…торий (а/о)
г…лерея (а/о)
Карточка № 133 (II)
I. Вставьте пропущенную букву
II. Вставьте пропущенную букву
дов…енное (а/о)
зв…рек (и/е)
д…лина (а/о)
защ…щающий (и/е)
ок…зались (а/о)
пл…хой (а/о)
не осл…пившись (и/е)
крупноз…рнистый (и/е)
сл…гка (и/е)
по в…тру (и/е)
л…теть (и/е)
вд…ли (а/о)
разл…чается (и/е)
с…дящий (и/е)
в…лнующийся (а/о) тающ… снега
нарастающ… шумом
различаем… предмету
опавш… листьев
плавающ… человеку
в кипящ… массу
сидящ… девушке
летящ… птицу
отставш… путникам
ползущ… насекомое
подгоревш… пирогом
гниющ… листья
в летевш… тучах
рябивш…. тучами
по измят… траве
Карточка № 133 (III)
Вставьте пропущенную букву
разбухш… ветви
разорванн… туч
о поющ… птицах
уставш… труженика
работающ… аппаратом
созревш… колосьев
развевающ…ся знамёнами
читающ… мальчика
висящ… таблиц
светящ…ся звезд отвечающ… ученица
открыт… окнами
закрыт… двери
по вымыт… полу
в записан… примере
невиданн… зрелище
тающ… фейерверка
испуганн… рыб
плескавш…ся волн
блестящ… полосы
Карточка № 133 (IV)
I. Выделите окончания причастий 1. в кипящую массу
2. в летевших тучах
3. волнующее событие
4. вянущих рябин
5. гниющие листья
6. действующего вулкана
7. дымящуюся картошку
8. заваренного чая
9. защищающими хребтами
10. исследуемая звезда 11. летящую птицу
12. нарастающим шумом
13. о поющих птицах
14. опавших листьев
15. отставшим путникам
16. плавающему человеку
17. по измятой траве
18. подгоревшим пирогом
19. подтаивающим снегом
20. пожелтевшие листья 21. ползущее насекомое
22. работающим аппаратом
23. разбухшие ветви
24. разваренной рыбы
25. различаемому предмету
26. разорванных туч
27. рябившими тучами
28. сидящей девушке
29. тающего снега
30. уставшего труженика
Карточки «По следам ошибок»
Карточка №1 (II)
Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание слов.
Образец: июньской ( какой?) ночью
На домашн… полках, пуст… книг, приключенческ… литературу, любим… писателя, интересн… книги, главнейш… роль, авторск… позиция, хорош… иллюстраций.
Карточка №1 (III)
Запишите данные слова, обозначая орфограмму «Гласные в окончаниях прилагательных».
Образец: июньской ( какой?) ночью
На домашних полках, пустых книг, приключенческую литературу, любимого писателя, интересные книги, главнейшую роль, авторская позиция, хороших иллюстраций.
Карточка №1 (I)
Выпишите из теста все слова с орфограммой «Гласные в окончаниях прилагательных», объясняя графически выбор буквы.
Образец: июньской ( какой?) ночью
Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие – только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе, пожалуй, часто является следствием пустоты на домашних полках (если не отсутствие вообще) или чтения пустых книг. Естественно, что каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы и приключенческую литературу.
(По С. Бэлзе.)
Пунктуационный разбор предложения из домашнего задания.
- Найдите в данном предложении причастия, расскажите о правописании окончаний прилагательных и причастий.
Проверка правильности выполнения заданий карточек «По следам ошибок».
Найдите в данном предложении слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Работа со словом поколение.
- Каково лексическое значение слова поколение?
- Прочитайте составленное вами предложение. (Например: Наше поколение, так любящее играть в компьютерные игры, не забывает и о пользе чтения.)УЭIII. Самостоятельная работа
III группа выполняет задание по конструированию предложений.
- Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.
Для чего нужно много читать? [ = ], ( чтобы ) .Когда ты читаешь художественную литературу? [ - = ], ( когда ) .Какие книги ты любишь читать? [ - = и ] .I группа выполняет задание упражнения. Выполняется оно на карточках – получается текст. Карточки с самостоятельной работой в конце урока сдаются.
Карточка №1
Подберите к выделенным словам прилагательные, одиночные причастия и причастные обороты, данные в материале для справки, вставьте их на место пропусков, согласуя с определяемыми словами, расставьте запятые. Определите роль союзов в данном тексте.
Он вышел в ……………………………………………… сад. ………………………………………………… листья лежали на дорожках. …………………………………………………………………. земля лопалась, густела, чавкала и налипала комьями. Девушка …………………………………………. следила за водой ………………………….
……………………………………………………………………………… . И долго тогда стоялон …………………………………………………………………... ……………………… один в пустынном углу осеннего парка, глядя на ……………………………………………………песок дорожки, на пестрый ковер ……………………………. листьев, на ……………………………траву.
Для справки: пустынный, заброшенный; набрякшие, размокшие; схваченная заморозками и размытая; сидевшая на камне; с тихим журчанием вытекающая из разбитого кувшина; одетый в серую шинель с алым воротником; побуревший, размытый; облетевшие; поникшая.II группа расставляет знаки препинания и подчеркивает однородные члены предложения в восстановленном тексте упражнения. Карточки с самостоятельной работой в конце урока сдаются.
Карточка №2
Расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены предложения.
Он вышел в пустынный заброшенный сад. Набрякшие размокшие листья лежали на дорожках. Схваченная заморозками и размытая земля лопалась густела чавкала и налипала комьями. Девушка, сидевшая на камне, следила за водой, с тихим журчанием вытекающей из разбитого кувшина. И долго тогда стоял он, одетый в серую шинель с алым воротником, один в пустынном углу осеннего парка, глядя на побуревший размытый песок дорожки на пестрый ковер облетевших листьев на поникшую траву.
Учащиеся III группы зачитывают получившиеся предложения.
Обсуждение результатов исследовательской работы над стихотворениями А.С. Пушкина о зиме.
- А любите ли вы поэзию? Кто ваш любимый поэт?
- Наверное, вы согласитесь со мной, что русский язык создан именно для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. Но уловить их дано не каждому, а только особого рода людям – людям, наделенным даром видеть невидимое, чувствовать неосязаемое. Таким человеком был А.С. Пушкин: его стихотворения о волшебнице-зиме неподражаемы!
Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». (См. Фонохрестоматию к учебнику под ред. В.Я. Коровиной. 6 класс)
- Как удавалось писателю так точно изображать картины природы в своих стихах?
Он понимал, что природа, - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания, и не переставал ее читать.
Учащийся I группы читает восстановленный отрывок из повести А. Дугина об А.С. Пушкине. У учителя заготовлены карточки с полным текстом упражнения для III группы.
- Что изменилось в тексте. В роли какого тропа выступают причастия? Чем осложнены предложения, расскажите о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
- (Вопрос учащимся II группы). Благодаря каким синтаксическим особенностям текста автор так точно передает печаль осеннего пейзажа? (Бессоюзие и одиночный союз и помогают автору подчеркнуть особенности осени как времени года – ее безысходную грусть и «тихую красу», которые так любил А.С. Пушкин.)
РЕФЛЕКСИЯ
УЭIV. Подведение итогов
- Чему вы научились на уроке?
- Что на уроке было интересным?
- Кому захотелось взять томик со стихами Пушкина, чтобы вновь окунуться в особый мир его поэзии?
УЭV. Домашнее задание:
Д.У Используя изречение, составить предложение с прямой речью, записать его, расставляя недостающие знаки препинания.
В.У Упражнение 379.