Конспект урока по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (повторение)» (5 класс)
Конспект урока по теме:
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (повторение)»
(5 класс)
Тема урока: Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Цель урока:
обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»;
развивающая: развитие умения верно определять главное и зависимое слово в словосочетании; определять члены предложения; характеризовать предложения по цели высказывания и интонации, по наличию главных и второстепенных членов, а также различных видов осложнений; закрепление знаний учащихся о структурных особенностях простого и сложного предложений; отработка пунктуационных навыков по теме; развитие монологической речи обучающихся;
воспитательная: воспитание интереса и любви к русскому языку; чувства уважения друг к другу; развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся; развитие умения находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация, рисунки обучающихся.
Ход урока
1. Слово учителя (организационный момент, знакомство с целью урока)
Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Сегодня мы отправляемся в плавание по морю «Синтаксис» к неизвестному острову сокровищ. (Слайд)
Всё ли у нас готово? Корабль построен, команда сильна знаниями. Представьте, как шумит море. Запишите в тетради время отправления (дату), место (классная работа), маршрут (тема урока) (Слайд)
Все настоящие путешественники ведут записи. И мы тоже будем все запоминать и записывать в наших тетрадях. Готов ли бортовой журнал? Давайте проверим Подписываем Словарный диктант (Слайд)
Стр..миться к знаниям, б..седовать с извес..ным сп..р..сменом, в..скл..цательное предложение, пос..тить выст..вку, играть на к..мпьют..ре, рап..рт д..журного, праз..ничный с..лют, здра..ствуйте. (Слайд)
Итак, отправляемся.
Ребята, давайте вспомним, как образовалось море Синтаксис? (Слайд)
1 уч-ся рассказывает: "Слово синтаксис происходит их двух греческих слов "син" (syn), что в переводе обозначает русскую приставку "со" и "таксис" (taxis), что означало "строй", "порядок". Таким образом, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, а также правила их построения.
-Спасибо, Кристина. А вот и остров Словосочетаний.
- Для того, чтобы сойти на берег этого острова, нам необходимо выполнить следующее задание:
На доске:
море, берег; уча..ствовать беседа; ненас..ный погода; направо повернуть.
Самостоятельно составьте из записанных слов словосочетания.
- Обозначьте главное слово. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите тип словосочетания.
А в это время работают на карточках
2 учащихся идут к доске, производят разбор словосочетаний (по 2 сл/соч)
- Молодцы ребята, добро пожаловать на остров словосочетаний.
Блиц-опрос:
-Что же такое словосочетание? Сколько частей выделяют в сл/соч, как они связаны между собой?
- Какие типы словосочетаний существуют? Приведите примеры.
- Что не является словосочетанием?
- Вот и закончилась наша небольшая экскурсия по острову сл/соч, а сейчас мы совершим более увлекательное путешествие на остров простого предложения.
- Обратите внимание на наше море!
- Мы так увлеклись путешествием, что не услышали предупреждения о шторме. Волны захлёстывают борт корабля. (Слайд)
Нам необходима помощь!
Составим из волн-слов предложение, возможно, это поможет нам причалить к берегу острова Предложения.
Самостоятельно в тетрадях составляют предложения. Устно проверяем. На слайде читаем ответ (Ласково мерцали звезды в вышине и освещали путь морякам) (Слайд)
- Наша команда справилась с бушующим ураганом!
- Высаживаемся на берег. Отправляемся в государство "Предложение"
- Для этого необходимо вспомнить секреты предложения.
Работа по таблице: (Слайд)
Предложения по цели высказывания бывают , , .
По интонации - , .
Главные члены предложения - это и .
По наличию главных членов предложения бывают и
По наличию второстепенных членов предложения бывают и .
- Чем могут быть осложнены предложения?
(однородными членами, обращением)
- Итак, нас уже встретило предложение (то, которое мы составили из волн-слов)
Сделаем его синтаксический разбор.
Чем осложнено данное предложение?
- Правильно, это однородные сказуемые.
-Нужно ли разделить запятой данные сказуемые?
- Правильно ли считает Даша нам помогут проверить жители острова (Слайд) предложения, о которых нам расскажет Аня Волкова.
Сказка об однородных членах предложения
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две сестрички-близняшки. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.
Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить сестричек. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Сестрички Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.
С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор Сестрички Однородные Члены.
- Итак, посмотрите, правильно ли стоят знаки препинания в предложении? (да, потому что они соединяются союзом и).
- Последнее препятствие – замок на сундуке сокровищ! Чтобы его открыть, нужно выполнить мини-тест по нашей теме «Синтаксис». Возьмите приготовленные листочки и обведите кружочком правильный ответ.
Мини-тест (Слайд)
Из данных сочетаний слов не является словосочетанием:
начался снегопад;
играть в снежки;
прекрасная пора;
бежать быстро.
Эти предложение (Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!) по интонации:
восклицательное;
невосклицательное.
Найдите нераспространенное предложение:
Прохлада освежает и бодрит.
Плыли по небу тучки.
Светает рано.
В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?
Амур самая длинная река России.
Небо высоко и прозрачно.
Он человек без Родины.
Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):
Муравьи санитары леса.
Прощай любимый город.
Вечером прошла гроза.
Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены):
Он говорил о своей любви к книгам.
Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.
Она подумала и рассказала нам необычную историю.
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте, сверьте ответы с доской, выставьте отметки: 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», 4 и больше «2» (Слайд)
- Молодцы! Замок на сундуке открыт, а сокровище – это ваши отметки, выставленные в журнал за урок.
Итог урока:
- Итак, ребята, мы сегодня совершили путешествие по синтаксическому морю, повторили сведения из раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Отметки за урок
Домашнее задание:
С. 105 вопросы для повторения; упр.251 (схемы 1,2,3), упр. 252.
Или сочинить грамматическую сказку на любое правило из раздела «Синтаксис. Пункутуация. Культура речи».
А в заключение урока мне бы хотелось узнать, считаете ли вы наше путешествие интересным и полезным. Ответьте, пожалуйста, на два вопроса на обратной стороне листочков – тестов.
Рефлексия (Слайд)
На другой стороне теста. Учащимся предлагается листок обратной связи
Обведите кружком вариант ответа:
Вопрос №1.
На уроке у меня все получилось отлично
Возможно, я допускал незначительные ошибки
Я не справился со многими заданиями
Вопрос №2.
На уроке было интересно
Не все было интересно
Совсем неинтересно
13PAGE 15
13PAGE 14415
15