Конспект урока русского языка в 5 классе Повторение изученного по теме Синтаксис и пунктуация
Урок-соревнование «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
в 5 классе
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели урока:
-обучающая: систематизировать знания по теме “Синтаксис и пунктуация”.
-развивающая: развивать логическое мышление, память.
-воспитывающая: воспитывать ответственность, чувство товарищества, интерес к народным традициям.
Планируемые результаты:
Личностные Формирование интереса к народной культуре
Предметные Системные знания по теме «Синтаксис и пунктуация»
МетапредметныеИзвлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов, умение работать самостоятельно и в группе
Межпредметные связи История, музыка, литература
Формы работы групповая
Оборудование: таблички с названиями команд, карточки с заданиями, жетоны, видео, презентация, стилизованное изображение елки.
Подготовка к проведению урока:
Заранее объявляется, что урок будет необычным. Согласно тематическому планированию он проводится в канун Нового года, этим определяется отбор учебных материалов.
Класс делится на 3 команды, выбираются капитаны. Каждая команда готовит свою эмблему, отражающую название команды. В каждой команде 8 учащихся разных учебных возможностей.
Парты расставляются для работы в группах.
Команды выполняют домашнее задание – подбирают пословицы и поговорки, тематически связанные с зимой и Новым годом.
Организация урока
Учащиеся рассаживаются по группам.
Все задания крепятся цветными магнитами на стилизованное изображение елки.
За каждый правильный ответ команда получает жетон. В соревновании побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.
Этапы урока – соревнования.
1 этап. “Орфографическая разминка”
Каждая команда получает карточку с заданием. Читается текст, объясняются орфограммы.
До Петра I в Росси(?) отмечали Новый год 1 сент(?)бря. Но 19 декабря 7208 года (1700 по европейскому календарю) был издан царский ука(?) «впредь лета счислять» с 1 января и не от «создания мира», а от «рождества Христова».
В Новый год (не) работали, так как считалось, что потом весь год пр(?)йдет в тяжком труде. На новогодних т(?)ргах первому покупателю делали скидку, чтобы «заманить» удачу на весь год.
Именно при Петре I праз(?)нично украшенная ель стала новогодней «гостьей» в каждом доме. С елкой встреча(?)м Новый год и мы. Нарядно украшенная елка – добрый знак благополучия, удач(?) и достатка.
2 этап. Конкурс теоретиков.
1 задание: записать все известные знаки препинания
2 задание: по выданному учителем шаблону определить тему для развернутого ответа по одному из разделов синтаксиса и пунктуации. Подготовить устное высказывание.
3 этап. Конкурс «Составь схемы»
Учащиеся получают задание- текст. Необходимо составить схемы к предложениям данного текста:
1) Старый Новый год – это редкий исторический феномен. 2) Он возник в связи с расхождением двух календарей: юлианского и григорианского. 3) Это расхождение в 21 веке составляет 13 дней, Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.
4) Практически все государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в 18 веке и удалили из календаря лишние 13 дней. 5) Россия же перешла на новый календарь только в 1918 году, когда сразу после 31 января наступило 14 февраля.
5) Кстати, разница между календарями увеличивается каждое столетие. 6) С 1 марта 2100 года она составит 14 дней, и Старый Новый год наши потомки будут праздновать 15 января.
4 этап. « Берестяные грамоты».
Учащиеся получают карточки с заданием – предложениями, в которых следует расставить знаки препинания и объяснить их.
1 января.
Год будет урожайным (?) если утром на деревьях лежит густой иней.
2 января – яблочный день.
В этот день полагается очищать яблони от снега (?) и инея для закладки будущего урожая.
3 января – день Петра Полукорма.
В этот день крестьяне шевелили зерно в амбарах деревянной лопатой (?) чтобы оно не слеживалось.
5 января – день Федула.
В этот день ворожеи изгоняют из людей злых духов (?) а добрых привлекают.
6 января – Рождественский Сочельник.
Парни и девушки ходят по домам (?) распевают песни (?) выпрашивают у хозяев угощение.
8 января – начало Святок.
Святки (?) это две недели зимних праздников.
10 января – Домочадцев день.
В Домочадцев день вся семья приходила на горку (?) приносила колья (?) повязывала на них лоскутки (?) и загадывала желания.
11 января – Страшный день.
В этот день люди зажигали костры (?) и в огне сгорали все беды и болезни.
15 января – Куриный праздник.
Мужики чистили курятники (?) а ребятишкам раздавали петушков из глины.
5 этап. Физкультминутка.
6 этап. Домашнее задание. Вспоминаем пословицы и поговорки о зиме и зимних месяцах, Новом годе.
7 этап. Работа с видео.
Задание 1: Выписать из звучащего диалога (из фильма-сказки «Морозко») все обращения.
Задание 2: Составить диалог, используя обращения и вводные слова. Прочитать его, разбившись на участников диалога и редактора, который называет знаки препинания.
8 этап. Конкурс «Придумай свою примету».
Необходимо придумать народную примету по данному началу в двух вариантах: как предложение с однородными членами и как сложносочиненное предложение.
Январь год начинает и …
Декабрь старое горе кончает и …
Февраль зиму выдувает и…
9 этап. «Конкурс знатоков синтаксического разбора».
Учащиеся выбирают карточку с заданием и выполняют синтаксический разбор простого осложненного предложения.
Задание 1:
Сила традиций и сила творчества – животворящий источник любой культуры.
Задание 2:
Живи, родник традиций, и украшай нашу жизнь.
Задание 3:
По-моему, развитие народа тесно связано с его традициями.
10 этап. Самостоятельная работа.
Составить небольшой текст о зиме и новогодних праздниках.