Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме Синтаксис и пунктуация (повторение изученного)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»
Планируемые предметные результаты:
знать:
основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания
уметь:
опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы. личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию,
оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию,
строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников
№п/п Основные модули урока надеятельностной основе ЭОР Деятельность учителя Деятельность
ученика Универсальные учебные действия
1 Рефлексия - Какой раздел науки о языке мы повторяли на прошлых уроках?
-Каким частям речи были посвящены 3 последних урока?
Что это за части речи?
Какую функцию в языке выполняет союз?
Эти знания о союзе пригодятся нам и на сегодняшнем уроке. 2.. Внутренняя мотивация учащихся на самостоятельное принятие цели,
создание проблемной ситуации или
использование личностного опыта учащихся .Интрига.
Определение цели урока. Внимание на экран.
Прочитайте.
Назовите единицы языка, которые вы видите на экране.
Какой праздник ,который приближается, связан с Красной площадью
Итак, может быть ,вы уже поняли, о каком разделе науки о языке пойдёт речь?
Какой раздел науки о языке изучает словосочетание, предложение, текст?
Да, конечно, это синтаксис. Но редко какое предложение может обойтись без знаков препинания внутри предложения и уж тем более без знаков препинания в конце предложения. А это значит , что синтаксис ,как правило, изучается всегда вместе с пунктуацией.
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
Запись темы на доске.
Синтаксис и пунктуация. Ответы учащихся на поставленные вопросы
(словосочетание, предложение, текст)
Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение и создание способа решения проблемы поискового характера.
Регулятивные: целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные: самоопределение.
3 Словарная работа Синтаксис(греч – составление, построение)-наука о словосочетании , предложении и тексте
Пунктуация(лат.-точка)- наука о знаках препинания и правилах их постановки. 3. Принятие цели.
Совместное планирование с учеником деятельности
Замысел. Сформулируйте цель,стоящую перед нами. Используйте опорные слова
Повторить….
Систематизировать…
Совершенствовать умения…
Учитель корректирует совместно с учащимися ответы.
Работа с учебником
Стр.23 чтение сведений.
Упр.186
. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение решать проблемы.
Личностные: смыслообразование.
4. Организация групповой деятельности. Сейчас я буду читать вам стихотворения. Ваша задача, определить , о каком знаке препинания идёт речь.
- О каких знаках мы не сказали?
Подсказка в вашем учебнике.
И сколько всего на сегодняшний день знаков препинания в русском языке?
5 Работа в группах
Проверка индивидуального задания.
Внимание на экран.
Здесь записан текст. Прочтём его. Это стихотворение «Гном и звезда»
- Просто ли было прочесть его? Почему?
- Гусева Наташа к сегодняшнему уроку получала индивидуальное задание - подготовить историческую справку о знаках препинания.
Ваша задача- написать этот текст в виде стихотворения, расставив при этом нужные знаки препинания.
- Поверим, так ли у вас получилось.
Какой знак вы использовали в конце предложения?
Какие это предложения по интонации?
- А какие ещё знаки могут ставиться в конце предложения?
- Каким по интонации будет предложение с восклицательным знаком на конце?
- А по цели высказывания каким будет предложение с восклицательным знаком на конце?
- Да, конечно, оно может быть как повествовательным, так и побудительным.
- Зачитайте из домашнего задания примеры предложений, соответствующих данным схемам.
Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание, преобразование информации из одной
формы в другую.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,учёт разных мнений; умение работать в парах, договариваться. Сотрудничать.
Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: способность самооценки своих действий.
7 Изучение нового материала Ребята , сегодня мы знакомимся с новым понятием. Это пунктограмма. На что похоже?
Стр.58.и стр. 59 образец пунктуационного разбора
Пунктограмма, как и орфограмма, подчёркивается одной чертой. 8 Работа в группах Раздаются задания для работы в группах
После проверки:
- Ребята, как вы думаете, с какой целью было дано это задание? Проверка по цепочке
Мы повторили теоретические знания. Они нам пригодятся на следующих уроках 9 Подведение итогов урока.
Рефлексия Слайд 14 Наша работа подходит к концу. Последнее задание- работа со схемой. В ней пропущена часть сведений о языковых единицах. Ваша задача- восстановить эту схему. Это поможет вам оценить свою работу и свои знания.
Итак, вы проверили свои знания. Прошу дать словесную оценку,посмотрите на доску, проверьте себя и поставьте себе оценку, исходя из следующих критериев
Если у вас 10 правильно вставленных слов- это 5
Если 7-8 слов верны- это 4
Ну и если 5 слов верны-это 3
- Как мы поработали на сегодняшнем уроке?
Какое задание было самым сложным?
- Какое задание было самым интересным?
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие длясамостоятельного формулирования учащимися итогов урока.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях.
10. Домашнее задание и его инструктаж У вас есть выбор, какое задание выполнить к следующему уроку.
Упр.193.списать текст. Объяснить подчёркнутые одной чертой пунктограммы. Это несложно.
Другое задание- написать мини-сочинение «Новый знак препинания» Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж учителя по выполнению задания.