Урок по русскому языку в 5 классе. Тема Обобщение по разделу синтаксис и пунктуация ( с использованием национально — регионального компонента).
МБОУ «Малодербетовская гимназия имени Б.Б.Бадмаева»
Национально-региональный компонент
на уроке русского языка в 5 классе.
Тема урока «Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»»
Выполнила
Секенова Наталья Бембеевна
Цель деятельности учителя: систематизировать знания о простом и сложном предложении, о предложениях с прямой речью, повторить пунктуацию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, предложения с прямой речью, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «обобщающие слова при однородных членах предложения», «обращение»; уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения.
Метапредметные: умение находить грамматические и речевые ошибки в речи, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать тексты .Личностные: осознание эстетической ценности русского и калмыцкого языков, уважительное отношение к родному языку , гордость за него
Методы и формы обучения : наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций;
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
Актуализация и пробное учебное действие. Учитель:
- Чтобы узнать, какого полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого слова.
Первая буква в названии части речи, обозначающая предмет ( С )
С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по вопросу кто? ( И)
С какой буквы пишем название неизменяемой части речи ( Вопрос КАК? )( Н )
Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем? ( Т )Третья буква в названии части речи, обозначающей действие ( А )
Буква, стоящая в названии изучаемого нами предметы ( К )
Первая буква в названии части речи, стоящая между корнем и окончанием ( С )
Эта буква – самый распространенный союз ( И )
Звук, который мы слышим на конце слова груз ( С )
- Итак, какое же слово у вас получилось? ( СИНТАКСИС )- Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация»
Слайд 1
Одним из любимых блюд у небогатых калмыков был будан. Молоко разбавляли с водой и кипятили в котлах. Затем подсыпали муку и непрерывно помешивали половником. В будан добавляли немного мяса заправляли его маслом или жиром
Задание: Выписать из текста только предложения с однородными членами, подчеркнуть их. Расставить, где это необходимо, запятые.
В это время один ученик работает у доски с индивидуальной карточкой. Задание: это одно предложение ( строки из калмыцкой старинной песни ) Расставить необходимые знаки препинания, построить схему предложения, охарактеризовать предложение.
Не высохнет вода в звенящем роднике
Не пропадут луга в зеленом ивняке
Не згинет океан безбрежен и глубок
И верблюжонок твой нескоро подрастет.
Слад 2
Кламыки древний народ монгольского происхождения. Их предки ойраского происхождения.ике старинной песни ) Расставить необходимые знаки препинания, построить схему предложения, оты или западные монголы.
Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть главные члены предложения ( чем они выражены ). Как называется эта пунктограмма?
Графический диктант «Кто помнит?»
( Учитель читает вслух предложения, дети строят только схемы этих предложений ).
Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. ( «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкин )Вдруг раздался легкий звон, и в глазах у всей столице петушок спорхнул со спицы («Золотой петушок» А.С.Пушкин)
Море вдруг всколыхалося вокруг, расплескалось в шумном беге и оставило на бреге 33 богатыря. ( «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)
Творческий диктант. Задание: закончить диктуемые предложения.
Корабельщики в ответ: ( «Мы объехали весь свет» )Приплыла к нему рыбка, спросила: ( «Чего тебе надобно, старче?» )Учитель: что это за предложения? ( Предложения с прямой речью ) Из каких частей состоят такие предложения? ( Из прямой речи и слов автора )Слайд 3
Задание: составить и записать предложения по данным схемам.
[ ], и [ ].[ О:O,О,О].
«П» - , а.
[…,О,…].Слайд 4
Задание: дописать предложение, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами
В степи пахнет полынью и …
Осенью степь серая и …
Тестирование по изученному материалу.
Из чего может состоять грамматическая основа предложения ?а) Подлежащее и сказуемое;
б) подлежащее;
в) определение;
г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения.
а) Дополнения
б) подлежащее;
в) определение;
г) обстоятельство;
3. Найдите предложения с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.
б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.
в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.
4. Какими бывают предложения по цели высказывания?
а) Побудительные;
б) повествовательные;
в) вопросительные;
г) восклицательные;
5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.
б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.
в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
Взаимопроверки текста
Слайд 5
Задание: сделать синтаксический разбор предложений по вариантам. ( в качестве предложений использованы калмыцкие пословицы )
1 вариант. Умный человек не говорит без пословиц.
2 вариант. Золото и в грязи блестит.
Итог урока. Учитель благодарит детей за работу на уроки. Выставление оценок
Домашнее задание: составить небольшой текст ( 4 - 5 предложений ) на тему «Осень в калмыцкой степи». В тексте должны быть использованы среди прочих одно простое предложение с однородными членами и одно сложное предложение построить схемы данных предложений.