Конспект интегрированного урока русской словесности и самопознания на тему Нравственный урок в сказке К.Г. Паустовского Тёплый хлеб (5 класс) (8 класс)


Конспект интегрированного урока русской словесности и самопознания
Тема: Нравственный урок в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»
Класс: 5 «Б»
Дата: 12.04.16г
Триединая цель урока:
1. Образовательная:- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;- обучение обобщению прочитанного, услышанного.
2. Развивающая:
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развивать речь при составлении устного рассказа.
3. Воспитательная
- формировать доброту, отзывчивость, ответственность за свои мысли, слова и поступки, уважение к хлебу, труду.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Организационный момент 2 мин
Слово учителя: Добрый день, ребята! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке. Наш урок сегодня необычный, интегрированный и вести его будут два учителя. И предмет нашего разговора сегодня на первый взгляд обычный, но вместе с тем необычен. Мы поговорим о тех чудесах, волшебстве, которые способно творить добро!
Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу над сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Итак, Тема сегодняшнего урока «Нравственный урок в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». СЛАЙД № 1
Позитивная цитата 4 мин
Хотелось бы начать наш урок с пяти понятий, которые нам помогаю правильно и счастливо жить, работать и учиться. Какие это понятия? 5Д (вывесить на доску)
Дисциплина с любовью
Долг
Доброта
Дружба
Доверие
Принимаем 5Д?
Цитатой нашего урока будут слова Л.Н. Толстого
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» СЛАЙД № 2

(2 раза мальчики, 2 раза девочки, 1 раз вместе)
- Почему, чтобы поверить в добро, надо начать делать его?
Актуализация
Блиц – опрос СЛАЙД № 3-12 3 мин
1. К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»? (социально – бытовая)
Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
3.Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
4.Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
5.Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
6.Что послужило причиной беды в Бережках? злоба
7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
8.Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
9.Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
10. Кто, по мнению бабушки, мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)
Основная часть
Внутренняя интеграция. Рассказывание истории, беседа 4 мин
Сегодня я подготовила вам подарок. Это притча «Два волка» СЛАЙД № 13
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Какую жизненную истину поведал дед внуку?
- Что нужно делать, чтобы восторжествовало добро и истина?
- Какие вечные общечеловеческие ценности нам необходимо взращивать в себе?
(Вывесить на доску)
 Групповая работа 15 мин
Представитель одной группы зачитывает наизусть отрывок из различных эпизодов сказки, другие группы должны определить этот эпизод. Название эпизода и есть название группы
1 группа: Эпизод «Мельник Панкрат. Раненый конь. Мальчик Филька» СЛАЙД № 14
Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее - общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь - раненый, пострадал от врага.
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!".
2 группа: Эпизод «Беда в Бережках» СЛАЙД № 15
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
3 группа: Эпизод «Путь Фильки к покаянию» СЛАЙД № 16
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
1 задание: Кластер - защита
2 задание: Синквейн – защита
1 группа: «Филька до…»
2 группа: «Беда»
3 группа: «Филька после…»
Вывод: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
Учитель: Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер и синквейн.
Релаксация 2 мин
Концентрация на Свете
Весна вошла не только в деревню, но и в душу Фильки. Она озарилась светом.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Пожалуйста, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки будут совершать только хорошие действия, и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Они будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел.
Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова,. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть на хорошее и видеть во всем хорошее.
Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание. Пусть Свет наполнит их сердца. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Учитель:
Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценности – самих себя ценней.
Вот хлеб. Бросать его негоже.
Что хлеба может быть дороже?
Что по сравненью с ним – дары царей?
Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки о хлебе. 3 мин
Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки о хлебе
Презентация о хлебе СЛАЙД № 4 мин
Учащиеся: Хлеб у всех народов превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению.
Самооценивание 4 мин
Спикер оценивает работу своей группы в целом и индивидуально, протокол передает учителю
Домашнее задание: СЛАЙД № 1 мин
Письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»
Групповое пение СЛАЙД № 2 мин
«Дорогою добра» слова: Юрий Энтин музыка: Марк Минков
1Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
2Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт, не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.
3Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
4Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Заключительная минута урока 1 мин
Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Спасибо за ваши сердца! До свидания!
«Дорогою добра»
слова: Юрий Энтин музыка: Марк Минков
1 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза2 Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт, не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра. 2 раза3 Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза4 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза «Дорогою добра»
слова: Юрий Энтин музыка: Марк Минков
1 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза2 Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт, не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра. 2 раза3 Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза4 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза
«Дорогою добра»
1 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза2 Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт, не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра. 2 раза3 Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза4 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза «Дорогою добра»
1 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза2 Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт, не как сестра.
Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра. 2 раза3 Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза4 Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. 2 раза
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
Группа № 1
№ Имя Предлагал(а) идеи Выступал(а) за группу Активно работал(а)
1 Илья 2 Ерканат 3 Оксана 4 Айдос Оценка работы группы
(нужное подчеркнуть)
Раскрыли тему, суть;
Честно выполняли свою часть работы;
Работали, не мешая другим;
Внимательно слушали выступление других групп;
Были увлечены работой;
Принимали во внимание новые идеи;
Уважительно относились друг к другу;
Соблюдали регламент работы;
Грамотно излагали свои мысли;
Аккуратность, эстетичность, оригинальность.
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
Группа № 2
№ Имя Предлагал(а) идеи Выступал(а) за группу Активно работал(а)
1 Диана 2 Джахангир 3 Артём 4 Ангелина С. 5 Глеб Оценка работы группы
(нужное подчеркнуть)
Раскрыли тему, суть;
Честно выполняли свою часть работы;
Работали, не мешая другим;
Внимательно слушали выступление других групп;
Были увлечены работой;
Принимали во внимание новые идеи;
Уважительно относились друг к другу;
Соблюдали регламент работы;
Грамотно излагали свои мысли;
Аккуратность, эстетичность, оригинальность.
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
Группа № 2
№ Имя Предлагал(а) идеи Выступал(а) за группу Активно работал(а)
1 Айдана 2 Гульназ 3 Владислав 4 Мадияр 5 Ангелина Ф. Оценка работы группы
(нужное подчеркнуть)
Раскрыли тему, суть;
Честно выполняли свою часть работы;
Работали, не мешая другим;
Внимательно слушали выступление других групп;
Были увлечены работой;
Принимали во внимание новые идеи;
Уважительно относились друг к другу;
Соблюдали регламент работы;
Грамотно излагали свои мысли;
Аккуратность, эстетичность, оригинальность.