Конспект урока на тему Cинтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения


Тема урока «Повторение БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП».
Сегодня мы повторим всё, что знаем о БСП; будем выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Мы вспомним, что БСП – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации, то есть без помощи союзов и союзных слов.
Между частями БСП могут возникать те же отношения, что и между частями ССП и СПП.
Отношения в БСП выражаются при помощи интонации и знаков препинания.
Чтобы изучить схему БСП, мы опять вернёмся к методу дедукции, при котором мы сначала задаём общие вопросы, а потом их конкретизируем. Наш путь изучения будет немного похож на пазл. А попутно мы будем повторять всю необходимую нам информацию. Для начала возьмём предложение:
-Мы знали: впереди ждут приключения! (что нас интересует прежде всего? Сначала мы задаём себе вопрос: какое перед нами предложение? Значит, первое, что мы сделаем – это охарактеризуем всё сложное предложение: назовём его вид по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Именно с этих характеристик мы начинаем анализировать любое предложение (простое или сложное).
Вспомним соответствующую классификацию. Предложения бывают:
По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По эмоциональной окрашенности: восклицательные, невосклицательные.
Вернёмся к нашему предложению какое оно? Повествовательное, потому что в нём рассказывается о событиях. Восклицательное, потому что есть восклицание.
Какой бы ещё элементарный вопрос задать? Ведь наше предложение сложное. Из чего это сложное предложение состоит?
На втором этапе нашего разбора нужно обозначить предикативные части сложного предложения, выделить их основы.
-[Мы знали]: [впереди ждут приключения]!
Отобразим это на схеме: [- =]: [= -]!
А чем связаны эти части? То есть какой это тип связи? Следующим нашим шагом будет определение типа связи между частями СП.
Вспомним, что в зависимости от типа связи СП делятся на бессоюзные (в таком случае части их связаны только интонацией) и союзные (части связаны союзами и интонацией). Сложные союзные предложения делятся на ССП, СПП. Бывают также предложения с разными видами связи.
Мы видим, что в нашем предложении части соединяются только при помощи смысла и интонации. Значит, связь бессоюзная. Это БСП.
Но ведь в БСП между частями всё равно возникают какие-то отношения. Определим эти отношения. Следующий этап нашего разбора – определение смысловых отношений между частями БСП.
В нашем предложении 2 часть дополняет, раскрывает сказуемое в 1 части. То есть между частями возникают отношения дополнения. Но для этих отношений характерна какая-то интонация. Опишем особенности этой интонации.
Вспомним, какие виды интонации вообще характерны для БСП.
Если между частями возникают отношения перечисления, то в каждой части интонация повышается.
Если между частями отношения сопоставления, то в 1-ой части предложения голос повышается, создаётся интонация незаконченности, а во 2-ой части голос понижается.
При отношениях причины или пояснения 1-ая часть предложения с серьёзным, предупредительным понижением голоса, 2-ая часть тоже произносится с понижением голоса, но уже с обычным.
Как мы можем охарактеризовать интонацию в нашем предложении?
1 2
-[Поможешь другу в беде] – [друг тебе поможет].
В 1-ой части происходит предупредительное понижение голоса, во 2-ой части сначала наблюдается понижение голоса, а к концу повышение. Ведь мы имеем дело с восклицательным предложением.
Итак, части нашего пазла мы рассмотрели. Теперь нужно собрать картинку воедино. Синтаксический разбор БСП начинается с того, что мы определяем:
Вид СП по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Затем мы выделяем простые предложения в составе сложного.
Определяем тип связи между простыми предложениями.
Определяем смысловые отношения между частями.
И характеризуем интонацию.
Выполним для примера синтаксический разбор БСП.
-Поможешь другу в беде – друг тебе поможет. (повеств., невосклиц., состоит из 2 –ух ПП-ий, в 1-ом грамматич. основа – поможешь, во 2-ом – друг поможет-, связь между предложениями бессоюзная, средство связи – интонация, смысловые отношения – условие, интонация –сопоставления: одинаковые по силе ударения на наиболее важных для сопоставления словах (поможешь и другу в 1-ой части, друг и тебе во 2-ой части), 1-ая часть заканчивается небольшим повышением голоса – интонация незаконченности – и паузой, 2-ая часть – соответствующим понижением.)
Обратите внимание на разницу устного разбора и письменного.
Письменный синтаксический разбор БСП.
1 2
-[Поможешь другу в беде] – [друг тебе поможет]. (повеств., невоскл., сложное, бессоюзное, смысловые отношения условия). [ = ] - [- = ].
Поговорим теперь о пунктуационном разборе БСП.
Сначала мы вспомним о знаках препинания в БСП. Знаки препинания ставятся:
В конце БСП. Чаще всего это точка, вопросительный, восклицательный знаки и многоточие. Эти знаки препинания зависят от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
В середине БСП могут стоять запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Эти знаки называются разделительными. Они зависят от отношений между частями БСП.
Вспомним, какой именно является эта связь.
Запятая в БСП ставится при отношениях перечисления.
Точка с запятой ставится, если части имеют свои знаки препинания или же если части отдалены друг от друга по смыслу.
Двоеточие соответствует отношениям причины, пояснения, дополнения.
Тире ставится при резкой смене событий, а ещё при отношениях противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.
А теперь охарактеризуем знаки препинания в нашем предложении:
-[Мы знали]: [впереди ждут приключения]!
Для этого вернёмся к уже готовой схеме. В конце предложения ставится знак завершения – восклицательный знак, так как предложение повествовательное, восклицательное. Между частями БСП ставится разделительный знак – двоеточие, так как 2-ая часть дополняет, раскрывает значение 1-ой части. Между обеими частями можно вставить союз –что-.
что
-[Мы знали]: [впереди ждут приключения]!
А теперь подведём итоги. Для синтаксического и пунктуационного разбора БСП нам нужно сделать следующее:
Обозначить части БСП.
Подчеркнуть основы.
Начертить схему предложения.
Для синтаксического разбора нам ещё понадобится:
Охарактеризовать всё БСП.
Назвать тип связи.
Обозначить отношения между частями.
Охарактеризовать особенности интонации.
Для пунктуационного разбора БСП нам нужно:
Охарактеризовать знак в конце БСП и назвать причину, по которой он там стоит.
Охарактеризовать знак или знаки между частями БСП. Назвать причину их постановки.
3. Охарактеризовать все знаки в БСП. Причина их постановки.