Рабочая программа Русский язык 7 класс (авторы учебника М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
«Рассмотрена»:
На заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №____
«____» _________ 2016г
«Согласована»
Зам директора по УВР
_______С.В. Ракосеева
«____» _________ 2016г
«Утверждена»
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева
__________О.Н. Щербина
«____» _________ 2016г
Приказ № ______от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для основной школы
Базовый уровень
7 класс
4 часа в неделю (136 часов)
Срок реализации 2016 – 2017 учебный год
Учитель: Игнатенко Елена Анатольевна
Серышево, 2016 г
Структура программы:
1.Пояснительная записка
2. Содержание рабочей программы
3. Учебно-тематический план
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Литература и средства обучения
6. Календарно-тематический план учителя
Пояснительная записка
Цели изучения русского языка в школе:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи обучения:
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык » под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, состоящий из шести разделов: пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания тем учебного курса, требований к уровню подготовки учащихся, перечня учебно-методического обеспечения, календарно-тематического плана учителя.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 136 учебных часов: 4 учебных часа на 34 недели.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы.
Формы контроля ЗУН: индивидуальные задания, контрольная работа, сочинение, тестирование, работа с текстом, составление цитатного плана
Виды контроля:
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
В работе используется учебник русского языка для 7 класса (авторы М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская) - М.: Просвещение, 2016 год.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Русский язык», являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1ч)
Повторение пройденного в 5 и 6 классах (11ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Требования к уровню подготовки обучающихся теме:
узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы
Причастие (25ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные "портретные" слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие( 13 ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Наречие (16 ч )
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. (51 ч)
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные ипроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие,отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (16 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
3. Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Из них
Всего
часов
на
РР
Из них
к/д
зачетов
соч.
изл.
Введение
1 час
-
Повторение изученного в 5-6 классах
13
1
3
-
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие
23
1
1
4
2
2
Деепричастие
13
1
4
2
Наречие
Категория состояния
Служебные части речи
Повторение и систематизация изученного в 7 классе
16
3
51
16
1
3
1
1
2
1
1
1
10
2
-
1
8
2
-
-
2
-
ИТОГО
136
7
6
25
15
4
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
5. Литература и средства обучения
Программа по русскому языку для 5 – 9 классов
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский 2014
Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение»2016
Методические пособия
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО». 2014
Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение» 2011
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные пособия.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Интернет - ресурсы
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
7 КЛАСС
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Цель темы раздела: освежить сведения по русскому языку, полученные в 6 классе
Формируемые УУД:
1)Личностные: Формирование у обучающихся «стартовой» мотивации к обучению
2)Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
3)Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
1
Общие сведения о русском языке
Русский язык как развивающееся явление
1
Урок усвоения новых знаний
Русский язык -национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе
Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык -это прежде всего язык русского народа, русской нации
Анализ текстов, выявление главного и существенного.
Презентация «Развитие общества - развитие языка»
2
Повторение пройденного в 5-6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор
13
УПСЗ
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений.
Знать.чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.
Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам
3
Пунктуация.. Пунктуационный разбор
УПСЗ
Пунктуационный разбор.
Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях
Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам
4
Лексикология и фразеология
УПСЗ
Лексический состав языка. Лексические нормы
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями.
Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем
5.
Фонетика и орфоэпия
УПСЗ
Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм
Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи
Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи
6
Словообразование и морфемика
УПСЗ
Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем
Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы.
Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя»
7
Морфология и орфография
УПСЗ
Система частей речи.
Соблюдение основных морфологических норм
Знать характеристику частей речи, владеть орфографическими правилами
Работа по карточкам, предупредительный диктант
8-9.
Контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта
Урок контроля
Правописание частей речи. Члены предложения. Анализ ошибок
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора
Диктант с грамматическим заданием
Г. А. Богданова«Уроки русского языка в 7 классе» .Москва «Просвещение», 2008 г. С.26
10
Текст. Стили литературного языка
Урок развития речи
Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты
Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения
Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи
11-12
Р.р. Публицистический стиль речи
Официально- деловой стиль
Урок развития речи
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
Знать особенности публицистического стиля.
Уметь определять публицистический стиль по его признакам.
Составление таблицы, чтение текстов, их сравнение.
13
14
Р.р.Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью»
Продолжение работы над сочиненем
Урок развития речи
Правописание частей речи. Члены предложения.
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора
Диктант с грамматическим заданием
ЭОР «Картина И. Бродского «Летний сад осенью»
Цель темы раздела: повторение известного по теме и изучение новых частей речи и знаков препинания при них
Формируемые УУД:
1)Личностные: Формирование у обучающихся стойкой мотивации к обучению
2)Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
3)Предметные: знать причастия и деепричастия, отрабатывать навыки постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах
15
Морфология и орфография
23
Причастие как часть речи
Урок усвоения новых знаний
Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль
Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи
Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи
Презентация «Причастие и его признаки»
16
Склонение причастий
Урок усвоения новых знаний
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму
Осложнённое списывание
17
Причастный оборот, знаки препинания при нем
Урок усвоения новых знаний
Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота
Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым. словами; выделять причастный оборот запятыми.
Объяснительный, распределительный диктанты
Презентация «Причастный оборот»
таблица «Обособление причастного оборота”
18.
Р.р. Описание внешности человека
Уроки развития речи
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова)
Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия.
Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.
В.И. Капинос и др Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы. С. 123
19.
Действительные и страдательные причастия
Урок усвоения новых знаний
Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления
Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания
Распределительный диктант
20
Краткие и полные страдательные причастия
Урок усвоения новых знаний
Краткие и полные страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких и полных страдательных причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль
Тест. Выборочный диктант
21.
Действительные
причастия настоящего времени
Урок усвоения новых знаний
Образование действительных при-
частий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий
Знать способы образования действительных причастий настоящего
времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать
Составление таблицы
«Суффиксы причастий». Объяснительный диктант
22.
Действительные причастия прошедшего времени
Урок усвоения новых знаний
Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы
Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий.
Творческое списывание
23.
Страдательные причастия настоящего времени.
Урок усвоения новых знаний
Образование страдательных причастий настоящего времени.
Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий.
Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия»
24
Страдательные причастия прошедшего времени
Урок усвоения новых знаний
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий
Словарный, распределительный диктанты
25
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
Урок усвоения новых знаний
Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль
Тест. Выборочный диктант
26
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Урок усвоения новых знаний
Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль
Тест. Выборочный диктант
27-30
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Урок усвоения новых знаний
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи
Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
Презентация «Н и НН в страдательных причастиях»
31.
Морфологический разбор причастия
УПСЗ
Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль
Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи
Комплексный анализ текста
32.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Урок усвоения новых знаний
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы
Составление таблицы «НЕ с причастием»
33.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок усвоения новых знаний
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий
Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих
Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант
34-35.
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
Урок построения системы знаний
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий
Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом
Работа с текстами разных стилей и жанров
36.
Контрольный диктант
Урок контроля
Правописание причастий
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора
Диктант
Г.А. Богданова«Уроки русского языка в 7 классе» Москва «Просвещение», 2008 г. С.94
37.
Анализ контрольной работы
Урок контроля
Классификация и исправление допущенных ошибок
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры
Работа над ошибками
Р.в. Учимся писать сжатое изложение
Уроки развития речи
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека
Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности. Приемы сжатия текста
Сжатое изложение .В.И. Капинос и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы. С. 124
38.
Деепричастие как часть речи
Урок усвоения новых знаний
Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия.
Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.
Объяснительный диктант
39-40.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок усвоения новых знаний
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям
Комментированный диктант
41-42.
Р.р. Описание действий как вид текста
Уроки развития речи Урок усвоения новых знаний
Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности
Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка.
43.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Урок усвоения новых знаний
НЕ с деепричастиями
Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему
Работа по карточкам
44.
Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Урок усвоения новых знаний
Деепричастия несовершенного вида и их образование
Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий
Диктант «Проверь себя»
45
Деепричастия совершенного вида
Урок усвоения новых знаний
Деепричастия совершенного вида и их образование
Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий
Диктант «Проверь себя»
46-47.
Р. р. Сочинение по картине С. А. Григорье- ва «Вратарь»
Уроки развития речи
Рассказ по картине
Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
Сочинение
Картина С. Григорьева „Вратарь”
48.
Морфологический разбор деепричастия
УПС
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи
Диктант с грамматическим заданием
49.
Контрольная работа по теме «Деепричастие»
Урок контроля
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями.
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи.
Тест
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс»
С.105
50.
Анализ контрольной работы
Урок рефлексии
Классификация и исправление допущенных ошибок
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры
Работа над ошибками
Цель темы раздела: освежить сведения по теме «Наречие», полученные в 6 классе, уметь различать смысловые группы наречий, степени сравнения наречий, знать орфографические нормы
Формируемые УУД:
1)Личностные: Формирование у обучающихся стойкой мотивации к обучению
2)Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
3)Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
51.
Наречие
Наречие как часть речи
16
Урок усвоения новых знаний
Вопрос о наречии в системе частей речи. Наречие, его грамматические признаки. Синтаксическая роль
Знать определение наречия, грамматические признаки. Уметь отличать, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи
Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли наречий в речи
52.
Смысловые группы наречий
Урок усвоения новых знаний
Разряды наречий по значению. Употребление наречий
Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение
Составить таблицу, распределить наречия по группам.
53.
Степени сравнения наречий
Урок усвоения новых знаний
Образование степеней сравнения наречий
Знать способы образования степеней сравнения, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных.
Рассказать по плану о степенях сравнения наречий, образовать степени сравнения
54.
Морфологический разбор наречия
УПСЗ
Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи
Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их.
Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи.
55.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е
Урок усвоения новых знаний
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. Роль синониичной замены наречия
Знать правило правописания НЕ с наречиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с наречиями, составлять связный рассказ на грамматическую тему
Диктант с грамматическим заданием, устный ответ
56.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Урок усвоения новых знаний
Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений
Знать правило правописания отрицательных наречий. Уметь опознавать в тексте отрицательные местоимения и наречия
Словарный, распределительный диктанты
57.
Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е
Урок усвоения новых знаний
Образование наречий от прилагательгых. Н и НН в наречиях на О-Е
Знать правило правописания н и нн в наречиях на –о и –е. Уметь обосновывать выбор написания .
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания
58.
Р.р Описание действий
Уроки развития речи
Понимать роль наречий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий
Диктант с грамматическим заданием. Создание текста
59.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Урок усвоения новых знаний
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Знать правило правописания н и нн в наречиях на –о и –е. Уметь обосновывать выбор написания ..
Диктант «Прожения себя». Редактирование текста.
60.
Буквы о и а на конце наречий
Урок усвоения новых знаний
Буквы о и а на конце наречий с приставками
Знать правило правописания букв о и а на конце наречий. Уметь обосновывать выбор написания .
Словарный, распределительный диктанты
61.
Дефис между частями слова в наречиях
Урок усвоения новых знаний
Дефис между частями слова в наречиях
Знать о дефисном написании наречий .Уметь означать условия выбора дефисных написаний.
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания
62.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях
Урок усвоения новых знаний
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях
Знать наречия, образованные от сущ., колич. Числительных. Уметь отличать слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Словарный, распределительный диктанты
63.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Урок усвоения новых знаний
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.. Уметь составлять словосочетания.
Диктант «Прожения себя». Редактирование текста. Анализ
64.
Повторение
УПСЗ
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий
Уметь находить наречие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в наречии, , осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, употреблять в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами.
Работа с текстами разных стилей и жанров
65.
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Урок контроля
Способы образования наречий. Правописание Н и НН. Дефисное написание. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Уметь распознавать наречия от других частей речи, уметь правильно строить предложения, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи
Диктант
Электронный сборник.Контрольный диктант „Леня Голиков”
66.
Анализ контрольной работы
Урок рефлексии
Классификация и исправление допущенных ошибок
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры
Работа над ошибками
Цель темы раздела: знакомство со словами категории состояния
Формируемые УУД:
1)Личностные: формирование у обучающихся стойкой мотивации к обучению
2)Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
3)Предметные: уметь находить в тексте слова категории состояния, отличать их от наречий
67
Категория состояния
Категория состояния как часть речи
3
Урок усвоения новых знаний
Слова категории состояния не изменяются.
Уметь распознавать слова категории состояния в тексте.
Работа с текстами разных стилей и жанров
68
Морфологический разбор категории состояния
Урок усвоения новых знаний
Морфологический разбор категории состояния
Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния
Диктант с грамматическим заданием
69
Сочинение на лингвистическую тему
Уроки развития речи
Сочинение на лингвистическую тему
Научить писать лингвистическое сочинение
Сочинение
Цель темы раздела: освежить сведения о служебных частях речи, полученные в 5-6 классах, уметь различать служебные части речи
Формируемые УУД:
1)Личностные: Формирование у обучающихся стойкой мотивации к обучению
2)Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачейуметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
3)Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
70.
Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи
51
УПСЗ
Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.
Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи
Работа с текстом
71.
Предлог как служебная часть речи
Урок рефлексии
Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении
Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями
Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога
72-73.
Р. р. Изложение с элементами сочинения
Уроки развития речи
Рассказ от своего имени на основе прочитанного
Уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, определять его принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письме типологическую структуру исходного текста.
Изложение
К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля» Упр. 281 учебника
74.
Употребление предлогов
Урок рефлексии
Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями.
Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки
Предупредительный диктант. Редактирование текста
75.
Непроизводные и производные предлоги
Урок открытия нового
Непроизводные и производные предлоги
Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи
Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными
76.
Простые и составные предлоги.
Урок открытия нового
Простые и составные предлоги
Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги».
Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух)
77
Морфологический разбор предлога
Урок рефлексии
Морфологический разбор предлога
Порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор
Выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов
78-79.
Р.р. Сочинение по картине А. В. Сайки ной «Детская спортивная школа»
Уроки развития речи
Рассказ на основе увиденного на картине
Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста; использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы языка
Сочинение по картине в форме репортажа по данному началу
Упр. 307 учебника
80.
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Урок открытия нового
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под
Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор;употреблять в речи
Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные»
81.
Свободный диктант
Урок рефлексии
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы;
Диктант
82.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»
Урок построения системы знаний
Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении
Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме
Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения.
Электронный сборник диктантов
83.
Практическая работа по теме «Предлоги
Урок контроля
Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании, предложении
Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме
Диктант
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс»
С.168
84.
Союз как часть речи
Урок открытия новых знаний
Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении
Объяснительный диктант
85.
Простые и составные союзы
Урок открытия новых знаний
Простые и составные союзы
Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы
Графический диктант. Составление предложений по схемам
86.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Урок открытияновых знаний
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении.
Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор
87.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Урок рефлексии
Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов
Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями
Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное
88.
Сочинительные союзы
Урок рефлексии
Группы сочинительных союзов, их назначение
Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями
Предупредительный диктант
89.
Сочинительные союзы
Урок рефлексии
Употребление сочинительных союзов для связи целого текста
Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи
Создать текст по теме «Природа учит нас понимать прекрасное»
90.
Подчинительные союзы
Урок усвоения новых знаний
Группы подчинительных союзов по значению
Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений
Конструирование предложений
91.
Морфологический разбор союза.
Урок построения системы знаний
Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению
Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями слож-
Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении
92-93.
Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга -наш друг и советчик»
Уроки развития речи
Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности
Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение -роскошь (И. А. Гончаров «Обломов»); «Человек перестает мыслить, когда перестает читать» (Дидро).
Сочинение
94.
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
Урок открытияновых знаний
Слитное написание союзов. Отличие написания союзов от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же
Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме
Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи»
95.
Обобщение и систематиза-
ция изученного по темам «Предлоги» и «Союзы»
Уроки рефлексии
Общее и отличное между предлогами и союзами. Пред-
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разны-
Ответы на теоретические вопросы.
логи производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов.
ми источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски
Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле
96.
Контрольный диктант
Урок контроля
Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых.
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте.
Диктант с грамматическим заданием
Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе» Москва «Просвещение», 2008 г. С.162
97.
Частица как часть речи
Урок открытия новых знаний
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении
Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков
Определить значение частиц в тексте
98.
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Урок открытия новых знаний
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки
Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения
99-100.
Р.р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова
«Друзья
Уроки развития речи
Рассказ по картине
Уметь готовить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с изображенным на картине
Сочинение
Репродукция картины
101-102
Смысловые частицы
Уроки открытия новых знаний
Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные
Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства
Объяснительный диктант
103.
Раздельное и дефисное написание частиц
Урок открытия новых знаний
Раздельное и де-фисное написание частиц
Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами
Свободный диктант. Работа с текстом
104.
Морфологический разбор частицы.
Урок построения системы знаний
Общее значение, правописание частиц
Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать
Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами.
105-106
Отрицательные частицы НЕ и НИ
Урок открытия новых знаний
Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ
Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи
Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с частицей НЕ
107-108.
Различение частицы НЕ и приставки НЕ-
Урок построения системы знаний
Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы
Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях
Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-приставкой, частью корня и частью приставки
109-110.
Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по предложенным темам
Уроки развития речи
Рассказ по данному сюжету
Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания;
Сочинение
Темы: «О чем я мечтаю», «Любимое время года», «Мои друзья»
111.
Частица НИ, союз НИ-НИ и приставка НИ-
Урок построения системы знаний
Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ
Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами
Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант
112.
Обобщение и систематизация по теме «Частица»
Игра «Умники и умницы» (индивидуальная работа)
Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу.
Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи
Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения»
113-114.
Уроки-зачёты по теме «Служебные части речи»
Уроки контроля
Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи.
Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетании и предложении, союз - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов.
Зачет
Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе» Москва «Просвещение», 2008 г. С.159; тесты
115.
Контрольный диктант
Урок контроля
Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи
Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях.
Диктант с грамматическим заданием
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс»
С.209
116.
Анализ контрольной работы
Урок рефлексии
Классификация и исправление допущенных ошибок
Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры
Работа над ошибками.Парная работа
117.
Междометие как часть речи
Урок открытия новых знаний
Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий
Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них.
Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов».
118.
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
Урок открытияновых знаний
Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях
Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия
Объяснительный диктант. Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства
119-
120.
Контрольное изложение
Промежуточная аттестация
Урок контроля
Изложение текста публицистического стиля
Адекватно понимать текст, воспринимаемый на слух, сохранять при письме изложения типологию текста, выразительные языковые и речевые средства
Изложение
Цель темы раздела: систематизировать сведения по русскому языку, полученные в 7 классе
Формируемые УУД:
1)Личностные: формирование у обучающихся стойкой мотивации к обучению
2)Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачейуметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
3)Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
121.
Повторение и систематизация изученного в 7 классе
Текст. Стили речи
18
Урок построения системы знаний
Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте
Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте
Анализ текстов разных типов и стилей
122-123.
Р.р. Сочинение «
Мой односельчанин»
Урок контроля
Сочинение-рассуждение на указанную тему
Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему.
Сочинение
124.
Фонетика. Графика
Урок построения системы знаний
Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы
Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их
Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение.
125.
Лексика и фразеология
Урок построения системы знаний
Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов)
Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы
Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок
126.
Морфемика. Словообразование
Урок построения системы знаний
Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем
Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы.
Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя»
127-128
Морфология
Урок построения системы знаний
Система частей речи.
Соблюдение основных морфологических норм
Знать характеристику частей речи, владеть орфографическими правилами
Работа по карточкам, предупредительный диктант
129-130.
Орфография
Урок построения системы знаний
Соблюдение основных морфологических норм
Владеть орфографическими правилами
Предупредительный диктант
131-132.
Синтаксис
Урок построения системы знаний
Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Члены предложений.
Знать.чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.
Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам
133-134
Пунктуация
Урок построения системы знаний
Пунктуационные нормы. Пунктуационный разбор
Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.
Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам
135
Контрольная работа и ее анализ
Уроки контроля
Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации
Комплексный анализ текста
Электронный сборник диктантов
136
Заключительный урок
Урок построения системы знаний
Рекомендации на летние каникулы