Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме Синтаксис и пунктуация по учебнику Е.А.Быстровой


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме « Синтаксис и пунктуация»
по учебнику Е.А.Быстровой.
Данилова Розалия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Сунтарская СОШ № 1 имени А.П.Павлова»
Цель деятельности учителя Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса- словосочетании и предложении.
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, правила постановки знаков препинания, отличия словосочетания от слова, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
уметь: опознавать единицы синтаксиса, находить грамматическую основу, верно ставить знаки препинания ;
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, компакт- диски учебного назначения. Ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net , http://www.zavuch.info
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение.
Сценарий урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые универсальные действия Промежуточный контроль
1.Мотивация к учебной деятельности Вступительное слово:
- Наш сегодняшний урок мне хочется начать с чтения сочинения « В осеннем парке».
Полюбуемся красотой родной природы, ее богатством, повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность у уроку. Фронтальная Личностные: положительно относятся учению, познавательной деятельностиПознавательные: осознают учебно- познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Листы обратной сязи2.Актуализация и пробное учебное действие Ребята. Представьте. Что перед вами набор слов:
Я, деревья, яркий, краска, полюбоваться, осенний, приходить,
Нам нужно составить из них предложение.
Что у нас получится?
-Молодцы. А как у нас получилось предложение?
-Что же помогло связать слова в предложении? (ьизменение форм, служебные слова, порядок слов, интонация)
Ученики составляют предложение , появляется слайд
Отвечают на вопросы.
Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Групповые Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы
3.Выявление места и причины затруднения -Молодцы.То есть, чтобы составить это предложение. Мы использовали определенные правила, законы языка: слова должны следовать в определенном порядке и связываться грамматически, а также выражать определенный
смысл.
-Внимание на экран слайд.
Назовите единицы языка, которые вы видите на экране
Какой раздел науки изучает словосочетание, предложение, текст?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Запись темы на доске. Синтаксис и пунктуация.
Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила для нас устанавливает раздел науки о языке « Синтаксис». Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Ответы учащихся :словосочетание, предложение. Текст.
Групповая и индивидуальная Личностные: имеют желание осознавать свои трудности, стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.
Познавательные:устанавливаютпричинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: строят монологические высказывания. Устные ответы.
4.Целеполагание и построение выхода из затруднения Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков изучает раздел «Пунктуация»
Словарная работа. Синтаксис ( от греч. Составление, построение, порядок), пунктуация( от латин. точка), см 15 параграф. - Обратите внимание на экран. Есть ли в записи смысл?
Солнце. сады, заходящий, наполнить, золотой, блеск.
- Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.
- Выпишите из предложения все возможные словосочетания. ( 1-2 учащихся у доски)
-Какие трудности возникли у вас при повторении?
Учащиеся ставят цели урока, формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.
Групповая и индивидуальная Познавательные: Извлекают необходимую информацию.
Регулятивные:
Планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания. Практическая работа в тетрадях
Физкультминутка
Мы писали, мы писали- наши пальчики устали.
Тихо встанем рядом-
Отдохнуть нам надо! Выполняют физические упражнения под руководством ответственногофронтальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения 5.Творческая практическая деятельность Составьте словосочетания на тему « Осенний парк»
Самостоятельно составляют словосочетания на тему « Осенний парк»
Выделяют главное , устанавливают причинно- следственные связи между языковыми явлениями..
Фронтальная , индивидуальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из объясненияРегулятивные:
контролируют учебные действия. Замечают допущенные ошибки
Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. Письменные работы в тетрадях,
6. Самостоятельная работа Выполнение разноуровневых упражнений
- Выполняют упр.77.78 Индивидуальная,
Групповая Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.Реулятивная: действуют по плану. Письменные работы в тетрадях, устные ответы.
7.Включение в систему знаний -Используя составленные в классе словосочетания, придумайте и запишите предложения на тему « Осенний парк»
Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
-В синтаксисе изучаются словосочетания и……
-Правильно употреблять знаки препинания учит….
-Мы начали изучать ..и … Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний Индивидуальная,
Групповая Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Задают вопросы для уточнения информации
Оценивание работы учащихся на уроке.
8..Подведение итогов урока.Рефлексия. Итак, вы проверили свои знания.
-Как мы поработали на сегодняшнем уроке?
-Какое задание было самым сложным?
- какое задание было самым интересным?
-Какое настроение у вас сейчас?
- Выберите одну из предложенных карточек: понравился урок- с улыбкой, нет = с грустным лицом. Определяют эмоциональное состояние. Письменные работы в тетрадях, Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие для самостоятельного формулирования учащимися итогов урока.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях
Листы обратной связи., дневники достижений
9.Домашнее задание и его инструктаж У вас есть выбор, какое задание выполнить к следующему уроку. Упр.79.. Ответить на вопросы. Почему пунктуация в нашем учебнике изучается в одном разделе с синтаксисом? Другое задание – написать сочинение « Осенний парк» Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж учителя по выполнению задания. Письменные работы в тетрадях, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях
Листы обратной связи., дневники достижений