Методическая разработка «Создание клуба выходного дня любителей скандинавской ходьбы «Новоход» в начальной школе.
Методическая разработка «Создание клуба выходного дня любителей скандинавской ходьбы «Новоход» в начальной школе.
Ефимчук Ирина Германовна,
учитель высшей
квалификационной категории
МАОУ гимназии №2
г. Екатеринбург
Семья основной институт социализации ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побуждает к созданию межсемейного детско-родительского клуба «Выходного дня». Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. От участия родителей в работе клуба выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. У малыша вырастающего в доброте и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах.
Современные дети испытывают "двигательный дефицит”. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за партами, у телевизора, играя в тихие игры в своих мобильных телефонах). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. А взрослые…? Это злосчастная гиподинамия!!! Следовательно, детям и родителям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса.
В последние годы в России стала популярной оздоровительная скандинавская ходьба (nordic walking). Скандинавская ходьба (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба, Nordic Walking, по-фински: saukavely) – это ходьба на открытом воздухе со специальными палками, похожими на лыжные.
Владимир Михайлович Рыжкин, главный физиотерапевт Свердловской области, заведующий отделением физиотерапии ГБУЗ СОКБ № 1,дедушка Уколовой Насти, занимается тем, что помогает больным людям восстановиться после длительных болезней и тяжелых операций. Благодаря ходьбе с палками это восстановление происходит гораздо быстрее. Именно он рассказал ученикам и их родителям во время загородной прогулки класса об этом уникальном оздоровительном занятии.
Кроме того в этом году мы задумались, как укрепить нашу дружбу. Нам показалась очень интересной мысль о создании Клуба выходного дня. Так появился Клуб выходного дня любителей скандинавской ходьбы «Новоходы».
Задачи нашего клуба :оздоровление ребят и их родителей;
знакомство с особенностями палок для скандинавской ходьбы;
знакомство с техникой скандинавской ходьбы;
обучение ходьбе с палками;
привлечение ребят нашего класса и их родителей к совместному участию в Клубе выходного дня;
организация регулярных занятий Клуба выходного дня;
проведение конкурсов на тему о скандинавской ходьбе, соревнований и эстафет;
освоение туристических маршрутов по природным достопримечательностям Урала.
Этапы создания клуба выходного дня:
анкетирование учеников и родителей 2 «Б» класса на тему «Каким должен быть клуб выходного дня «Новоход» (организация работы клуба, впечатления о работе клуба);
выступление Рыжкина Владимира Михайловича перед учениками 2 «Б» класса с целью знакомства с техникой ходьбы и особенностями палок;
выступление Рыжкина Владимира Михайловича перед родителями учеников 2 «Б» класса на тему «Техника скандинавской ходьбы, особенности палок и эффективность ходьбы для детей младшего школьного возраста»;
проведение совместных обучающих занятий;
освоение различных туристических маршрутов в технике скандинавской ходьбы и знакомство с историей Урала.
Ребята и их родители узнали, что такое скандинавская ходьба, каковы ее преимущества перед остальными видами фитнеса, 4 золотых правила скандинавской ходьбы и научились выбирать правильные палки. Узнав так много о ходьбе с палками, у Новоходов появилось желание попробовать ходить по-скандинавски. Было определено место для первого занятия - спортивный комплекс Уктус. Владимир Михайлович раздал всем палочки и отрегулировал их высоту. Затем под руководством инструктора Новоходы сделали разминку и попробовали ходить, отталкиваясь палками. Конечно, не у всех сразу получилось почувствовать ту свободу, которую дают палки. Ощущалась неловкость, скованность движений, боязнь опереться и оттолкнуться. Владимир Михайлович показал несколько «хитрых» упражнений: «волокуша» и «паровозик».
«Волокуша». Мы делали шаги, а палки волочили за собой. Человеку свойственно помогать себе при ходьбе руками, поэтому руки постепенно сами включились в работу и палки мы начали ставить правильно. Со стороны это выглядело как непринужденные, почти ленивые движения, которые нужно постепенно превратились в энергичные.
«Паровозик» помог ощутить ритм ходьбы. Встали друг за другом, позади стоящий взял палки впереди стоящего на расстоянии 10-15 см от наконечника и все дружно шагали, двигая руками вперед-назад в ритм ходьбе.
Затем все отправились в лес. Шли по лесной тропе, рельеф местности – холмистый, протяженность маршрута для нас, новичков составила 3 км. А еще были игры с палками.
Вернулись все в приподнятом настроении, ведь шагалось очень легко и весело. Все получили колоссальное удовольствие от ходьбы, от активного нахождения на свежем воздухе, отличной компании! В завершении занятия за горячим чаем решили, что клубу выходного дня любителей скандинавской ходьбы быть!
Дата создания клуба – 29 сентября 2013 г.
Выбрано название клуба - «Новоход». Ведь для всех это не просто новый, другой способ ходьбы, но и новый шаг в жизни.
Определена цель клуба – привлечение ребят нашего класса и их родителей к совместным занятиям скандинавской ходьбой; оздоровление ребят и их родителей и освоение туристических маршрутов по природным достопримечательностям Урала.
Решено еженедельно публиковать на сайте класса информационную заметку о прошедшем путешествии и подробный фотоотчет. Разработан план освоения новоходом природных памятников и достопримечательностей в окрестностях Екатеринбурга и за его пределами в этом 2013-2014 учебном году.
Жизнь клуба
Три последующие встречи клуба «Новоход» прошли также в воскресные дни на Уктусе. Ощутив себя опытными новоходами, мы «выбрались» за пределы городской черты и посетили природный памятник в поселке Северка – Соколиный камень.
Следует отметить, что мы не просто шагаем по тропе, каждое наше путешествие сопровождается рассказом кого-либо из участников клуба о том месте, куда мы направляемся.
Поднявшись на самую высокую точку Уктусских гор, мы увидели наш Екатеринбург с высоты птичьего полета и узнали, что самый первый казенный уральский завод был построен на Уктусе, а еще горы обладают сильной энергетикой еще с языческих времен.
А на берегах Шарташского озера располагались поселения и стоянки древнего человека.
Забравшись на самую вершину горы Соколиный камень, мы узнали, почему она так называется - камень на вершине напоминает сокола, который сложил крылья и вытянул голову, готовясь взлететь.
С каждым занятием количество новоходов увеличивается. Членами нашего клуба уже стали: наш классный руководитель Ирина Германовна, её семья, ученики 2 «Б» класса, друзья новоходов и учителя других классов нашей гимназии. Детей в нашем клубе 9 человек, взрослых – 15 человек.
Протяженность наших маршрутов увеличилась до 9 км по холмистой местности.
Взрослые члены нашего клуба благодаря регулярным и активным занятиям скандинавской ходьбой отмечают устойчивые положительные изменения в состоянии своего здоровья, самочувствия, настроения.
Ребята-новоходы благодаря палкам с легкостью преодолевают большие расстояния (до 10 км), мало устают. Они стали более выносливыми.
Наш коллектив за время своего пока непродолжительного существования (два месяца) стал дружным и сплоченным, у нас появились добрые традиции. В начале и в конце каждого занятия мы салютуем постукиванием палок, занятие мы завершаем чаепитием, путешествия сопровождаются рассказом одного из участников о посещаемом природном памятнике или достопримечательности, еженедельно на сайте класса публикуем заметку о путешествии и фотографии (см. приложение № 4 «Музыкальные фотографии»).
Наши планы:
•приобщить к занятиям скандинавской ходьбой большее количество семей 2 «Б» класса, учеников других классов, учителей гимназии;
• провести конкурсы на тему о скандинавской ходьбе, соревнования и эстафеты с другими классами нашей гимназии;
•освоить игры с палками для скандинавской ходьбы;
•придумать девиз и логотип клуба «Новоход».