Урок Повторение по теме: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Преподаватель русского языка и литературы Кадырова Г.У. г.Актау
Тема занятия: Повторение по теме : « Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.»
Цели :Образовательная – знать основные понятия о синтаксисе, пунктуации, словосочетании уметь выделять словосочетания в предложениях; определять вид подчинительной связи;
Развивающая – повысить стремление к творческой работе, способствовать развитию коммуникативных качеств;
Воспитательная - формирование умения работать в группе, чувства патриотизма, любви к родине.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки, учебники.
Тип урока - урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.
Вид урока - практикум;
Межпредметная связь : русская литература
Форма организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная
Применяемая технология: элементы критического мышления через чтение и письмо, прием “корзина идей”, ромашка Блума, грамматическая разминка, составление синквейна, обратная связь-рефлексия.
Ход урокаI. Организационный момент. (проверка готовности студентов к занятию) 2 мин Слово учителя. Сегодня, ребята, у нас необычное занятие, так как у нас гости. Поэтому нам необходимо настроиться на то, чтобы мы с вами провели данное занятие на хорошем уровне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, пожелайте друг другу удачи. Чтобы начать наше занятие мы должны разделиться на команды. Как же называются команды вы узнаете, выбрав жетоны «Знайки» и «Умейки» Берем жетоны с названиями и рассаживаемся .П. Проверка домашнего задания по пройденным ранее темам. Ромашка Блума.
1. Подберите синонимы к словам: друг , учитель
2. Определите род данных существительных окно, ветер, земля
3. Проспрягайте данный глагол писать
4.В каких числительных Ь знак пишется в середине
5. Что относится к служебным частям речи
6. Что относится к служебным частям речи
7. Просклоняйте местоимение Я
Ш. Обобщение и закрепление пройденной темы
Слово преподавателя. Следующий этап нашего занятия хочу начать с грамматической разминки, чтобы определить насколько вы внимательны.
Грамматическая разминка.
Четыре существительных на доске ( слайде) - дорога, светофор, движение, пешеход - 1мин на запоминание.
А теперь я определю насколько вы были внимательны и задам вам вопросы :
1.Сколько букв во втором слове?
2. К какому роду относится третье существительное?
3. Подбери зависимое слово к первому слову.
4. Сколько слогов в последнем слове?
5. К какой части речи относятся данные слова?
При обобщении закреплении темы «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание»
применяю приём «Корзина идей», чтобы выявить насколько был усвоен теоретический материал на предыдущем занятии.
Студенты записывают на листочках термины или понятия по теме. Команды обмениваются своими записями, далее зачитываются.
Примерный перечень теоретического материала приводится ниже.
1.Синтаксис изучает ….
2.Пунктуация учит нас ….
3.Словосочетание состоит ….
3.Упражнение по учебнику. Упр. 48 стр25-26 ( Русский язык, 11 к)
1 группа – выписать из упражнения словосочетания, а 2 группа - те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.
Ребята, великий русский писатель А.П.Чехов писал : «Знаки препинания – ноты при чтении» и с этими слова нужно согласиться. Ведь они несут большую смысловую нагрузку. Неправильно поставленный знак препинания может изменить смысл предложения.
4 .Определите границы предложений. Правильно расставьте знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания. Назовите грамматическую основу первых предложений текста.
1. Мы строим суверенный Казахстан строительство нового государства означает его вхождение в мировое сообщество курс развития страны зависит от его президента и народа
2. Президент Республики Казахстан поддерживает научную и творческую интеллигенцию будущее нашей страны в руках молодого поколения казахстанцев молодежь страны должна быть образованной целеустремленной активной
5.Составить синквейн к словам к выделенным в тексте словам.
6. Угадаем литературное произведение по словосочетаниям.
А.С.Пушкин «К Чаадаеву» - Тихой славы, нас обман, минуты вольности, свободою горим
« Я помню чудное мгновенье» - Мимолетное виденье, чистой красоты, милые черты
М.Ю.Лермонтов «Парус» - Парус одинокий, в стране далекой, луч солнца
«Смерть поэта»- Невольник чести, душа Поэта, его убийца
V.Рефлексия
Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
Что нового мы узнали сегодня?
Что вызвало затруднения?
Над чем еще надо поработать?
Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. Названия команд «Умейки», «Знайки» не случайны, поэтому напишите каждый что вы благодаря сегодняшнему занятию умеете и знаете.
VI.Оценивание
VII.Домашнее задание.
Подготовьте сообщение и слайд об Астане. Подготовка к ЭСПО- 2017.
Упр.52 стр.28. (письменно)
1. Синтаксис изучает словосочетания, предложения и текст.
2. Пунктуация изучает систему знаков препинания и правила их постановки
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого, связанных по смыслу и грамматически
4.Словосочетанием не может быть… грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей
5 .Способы связи слов в словосочетании… согласование, управление, примыкание.
6. Грамматическая основа предложения… это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое.
7.Десять знаков препинания …. это точка, запятая, тире…
8.Простыми называются предложения, которые имеют одну грамматическую основу.
9. Предложение, в котором две или более основ, называются … сложными
10. Предложение … это основная единица синтаксиса. При помощи предложения выражается законченная мысль.
1. Подберите синонимы к словам: друг , учитель
2. Определите род данных существительных окно, ветер, земля
3. Проспрягайте данный глагол писать
4.В каких числительных Ь знак пишется в середине
5. Что относится к служебным частям речи
6. Что относится к служебным частям речи
7. Просклоняйте местоимение Я
1. Подберите синонимы к словам: друг , учитель
2. Определите род данных существительных окно, ветер, земля
3. Проспрягайте данный глагол писать
4.В каких числительных Ь знак пишется в середине
5. Что относится к служебным частям речи
6. Что относится к служебным частям речи
7. Просклоняйте местоимение Я
1. Подберите синонимы к словам: друг , учитель
2. Определите род данных существительных окно, ветер, земля
3. Проспрягайте данный глагол писать
4.В каких числительных Ь знак пишется в середине
5. Что относится к служебным частям речи
6. Что относится к служебным частям речи
7. Просклоняйте местоимение Я
1. Подберите синонимы к словам: друг , учитель
2. Определите род данных существительных окно, ветер, земля
3. Проспрягайте данный глагол писать
4.В каких числительных Ь знак пишется в середине
5. Что относится к служебным частям речи
6. Что относится к служебным частям речи
7. Просклоняйте местоимение Я
3.Определите границы предложений. Правильно расставьте знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.
Мы строим суверенный Казахстан строительство нового государства означает его вхождение в мировое сообщество курс развития страны зависит от его президента и народа
3.Определите границы предложений. Правильно расставьте знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.
Мы строим суверенный Казахстан строительство нового государства означает его вхождение в мировое сообщество курс развития страны зависит от его президента и народа
3.Определите границы предложений. Правильно расставьте знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.
Президент Республики Казахстан поддерживает
научную и творческую интеллигенцию будущее
нашей страны в руках молодого поколения
казахстанцев молодежь страны должна быть
образованной целеустремленной активной
3.Определите границы предложений. Правильно расставьте знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания.
Президент Республики Казахстан поддерживает
научную и творческую интеллигенцию будущее
нашей страны в руках молодого поколения
казахстанцев молодежь страны должна быть
образованной целеустремленной активной
Тихой славы, нас обман, минуты вольности, свободою горим
2. Мимолетное виденье, чистой красоты, милые черты
Тихой славы, нас обман, минуты вольности, свободою горим
2. Мимолетное виденье, чистой красоты, милые черты
Тихой славы, нас обман, минуты вольности, свободою горим
2. Мимолетное виденье, чистой красоты, милые черты
Парус одинокий, в стране далекой, луч солнца
Невольник чести, душа Поэта, его убийца
Парус одинокий, в стране далекой, луч солнца
Невольник чести, душа Поэта, его убийца
Парус одинокий, в стране далекой, луч солнца
2. Невольник чести, душа Поэта, его убийца
Какую информацию несут знаки препинания?
Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при помощи их происходит смысловое членение речи. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
Казнить нельзя помиловать.
Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:Известный французский писатель, драматург Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В.Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».4.Грамматическая основа предложения ….
5. Предложение это…
6. Десять знаков препинания…
7. Способы подчинительной связи в словосочетаниях
8. Простыми называются предложения, которые ...
9.Предложение, в котором две или более основ, называются ...
10. Словосочетанием не может быть…
-В умении правильно определять грамматические признаки словосочетания
Я научился определять типы словосочетаний.
Теперь я могу определять и выделять главное слово в словосочетании
У меня получилось написать синквейн к слову Казахстан
Я смог написать синквейн к слову Президент
Меня удивило, что не все слова являются словосочетаниями
Я понял, что без пунктуации письменная речь будет скучной
Я узнал, что А.П.Чехов говорил, что знаки препинания- это ноты при письме
— Чем предложение отличается от словосочетания? - Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков.
-Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
Теоретический материал.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение и текст.
Пунктуация включает систему правил постановки знаков препинания, которые помогают делить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.
Пунктуация – punctum = точка (лат.) В школе изучают 10 знаков препинания.. – точка? – вопросительный знак! – восклицательный знак…- многоточие, - запятая; - точка с запятой: - двоеточие- -тире( ) – скобки двойные (круглые)« » - кавычки двойные Словосочетание - это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
1. Способы подчинительной связи.
Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, на этой улице.
Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать задачу, писать о поездке.
Примыкание - это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу: читать вслух, говорил улыбаясь.
Запомнить !!! Не являются словосочетанием
* сочетания слов с предлогом, например, в колледже, перед домом;
*грамматическая основа предложения , например, наступила зима;
* однородные члены предложения, например, синие и красные, ручки и тетради.
3.
Я подошёл к калитке с радостным лаем: навстречу мне выбежал Барбос.
Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
Самые любимые книги перечитывайте несколько раз, и повторное чтение принесёт вам много пользы.
Учащиеся поочерёдно подходят к магнитной доске, на которой изображено солнышко. На его лучиках - разноцветные карточки с вопросами.- Синтаксис – это… - Пунктуация изучает…- Подлежащее и сказуемое составляют…- Односоставные предложения – это…- Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из…- В распространённом предложении есть…- Обращение не является…- Сложное предложение состоит из…- Сложные предложения делятся на две группы:- К союзным предложениям относятся…
Стадия «Рефлексия»1. «Плюс, минус». Ведётся кодовая запись.- Сказуемое может быть выражено прилагательным (+)На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение (+)- Односоставные предложения не могут быть распространёнными (-)- В предложении «Зимняя ночь коротка» ставится тире ( -)- Подлежащее может быть выражено сочетанием слов (+)- Простые предложения бывают союзными и бессоюзными (–)- Сложные предложения могут быть нераспространёнными (– )- Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет?кто такой?(+)
Блиц-опрос
1.Что изучается в синтаксисе? (словосочетание и предложение)
2.Какими бывают предложения по наличию грамматических основ? (простые и сложные)
3.Какие предложения мы называем простыми? (с одной грамматической основой)
4. Какие предложения мы называем сложными? (с двумя и более грамматическими основами)
5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений? (союзные и бессоюзные)
6.Какие предложения бывают по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные)
7. Какие предложения бывают по эмоциональной окраске?
(восклицательные и невосклицательные)
8. Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (распространённые и нераспространённые)
9.Чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членам, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами)
10. Особое предложение, состоящее из двух частей (предложение с прямой речью)
3. Угадаем литературное произведение по словосочетаниям.
Слайд 7
1 команда: Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей.
2 команда: Послал где-то, бежала близёхонько, вдруг остановил, говорит сладко.
3 команда: Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30 лет, новое корыто, высокий терем.
Тип урока:
К Чаадаеву А.С.Пушкин
Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит еще желанье,Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье.Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой,Как ждет любовник молодойМинуты верного свиданья.Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!
Япомню чудное мгновенье
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Парус М.Ю.Лермонтов
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит...Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой...А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
Смерть поэта
Погиб Поэт! - невольник чести -Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести,Поникнув гордой головой!..Не вынесла душа ПоэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин, как прежде... и убит!Убит!.. к чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хорИ жалкий лепет оправданья?Судьбы свершился приговор!Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?Что ж? веселитесь... он мученийПоследних вынести не мог:Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровноНавёл удар... спасенья нет:Пустое сердце бьётся ровно,В руке не дрогнул пистолет.
Бородино- Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!
- Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри - не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля...Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,Досадно было, боя ждали,Ворчали старики:"Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундирыО русские штыки?"
И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки -Французы тут как тут.
Прочитать текст, передать тезисно содержание текста.
Мы строим суверенный Казахстан. Строительство нового государства означает его вхождение в мировое сообщество в качестве самостоятельного политического института, который имеет своего главу- президента, свое правительство, парламент, армию, систему образования, свое духовное, культурное, научное и экономическое пространство, столицу, границы, денежную единицу.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев поддерживает научную и творческую интеллигенцию, постоянно следит за реформами в сфере образования.
Будущее нашей страны в руках молодого поколения казахстанцев, которые должны быть образованными, целеустремленными, инициативными, активными, способными рожать новые идеи, строить государство, вступающее в отношение с другими странами на равных.
1. Выпишите из текста три словосочетания. -1 группа
2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.- 2 группа
Казахстан
Большой, богатый, многонациональный, необъятный, интересный, суверенный, независимый, свободный, красивый, молодой, дружный,Развивается, укрепляет, сотрудничает,
Казахстан- многонациональное государство
Государство, страна,
Президент
Уважаемый, трудолюбивый,
Работает, заботится, ездит, подписывает, выступает, читает, думает, переживает,
Президент страны поддерживает молодежь.
Государство , страна, Казахстан, Особа, Гарант государства
Лист оценивания
№ ФИО студента Семант карта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12