Урок русского языка в 5 классе по теме: Обобщение по теме фонетика.
Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Автор: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МАОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области Пысина Татьяна Александровна
Класс: 5
Тип урока: урок рефлексии
Форма урока: путешествие
Цели урока:
содержательная:
повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;
повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы;
совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;
отработать произношение трудных слов;
деятельностная:
формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);
формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, карта, кластер, сигнальные карточки, маршрутные листы.
1.Организационный момент. Мотивация.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Покажи своё лицо»
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! (показывает смайлик)
- А с каким настроением, ребята, вы пришли сегодня на урок? Покажите? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов и хороших оценок.
2. Целеполагание и актуализация знаний.
Цель:
1.Повторение изученного материала.
- Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся 4 командами в увлекательное путешествие на планету «Фонетика», которую мы уже, я думаю, неплохо узнали. Кто населяет эту планету? (звуки речи).
- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?
Цель урока повторить и обобщить знания по теме «Фонетика»
Задачи: проверить уровень знаний, научиться применять знания на практике.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тема урока: Повторение изученного в разделе «Фонетика».
- Для путешествия в команде нам необходимо выбрать капитана. Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе дать больше правильных ответов. (вопросы на слайде)
Сколько звуков и букв в русском языке? (42 и 33)
В чем отличие звука от буквы?
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)
Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а - а, ы, а)
В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис)
В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша)
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)
Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)
Какой фонетический процесс произошел в слове косьба? (озвончение) А в словах бег, дуб, мороз? (оглушение).
- С капитанами определились.
Так как нам предстоит работа в командах, давайте вспомним правила работы в команде. Капитаны, зачитайте правила работы в команде. (Каждая группа зачитывает четверостишие)
1. Команда – это значит вместе,Команда – все за одного.Здесь всё по совести и чести,Здесь не обидят никого.
2. Команда нас объединяет Не испугаемся преград,Здесь каждый свое дело знает,Работает на результат.
3.А если возникают споры,Они решаются тотчас,И никакие разговорыНе отвлекут от дела нас.
4. В своей команде нам уютноМы оказались в ней не вдруг,Когда кому-то станет трудно,Свое плечо подставит друг.
- Объявляю девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Известный писатель 19 века Николай Васильевич Гоголь восхищался красотой русского языка и говорил: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
- Сегодня за правильные ответы ваша команда будет получать драгоценные жемчужины. Я желаю вам собрать их как можно больше.
- Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (слайд)
Маршрут пройдёт по посёлку Звуки речи, речке Фонетического разбора, остановимся на привале у костра. Затем попадём в города Алфавитск и Орфоэпинск . И закончится наше путешествие на Весёлом привале в г. Орфографинске. (Слайд 2. Карта маршрута).
3.Выявление места и причины затруднения
Цель:
1.Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Итак, отправная точка нашего путешествия – посёлок Звуки речи.
- В поселке «Звуки речи» переполох. Некоторые сведения о жителях стерлись после весеннего подтопления. Помогите восстановить запись. Работаем вместе, работаем дружно и быстро. Команда, которая первой справится с заданием, представит жителям результат своей работы. (за правильность – жемчужина, за правильную защиту – жемчужина). У всех команд кластеры собрать, тут же проверить.
-Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, Запишите вашу скороговорку, постарайтесь как можно быстрее ее произнести, назовите преобладающие в них звуки..
Возможные скороговорки: (раздаются группам)
1. Карл у Клары украл кораллы. (к, р, л)
2. От топота копыт пыль по полю летит. (т, п)
3. Архип осип, Осип охрип.(р, с, х)
4. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. (щ)
(за каждую четко произнесенную скороговорку – жемчужина)
- Подчеркните грамматическую основу в скороговорке. Дайте характеристику предложению. (команда дополняет ответ друг друга, за верную характеристику – жемчужина)
4.Творческая практическая деятельность
Цель: Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.
-Ребята, жители посёлка Звуки речи заставили вас изрядно потрудиться . Вы, наверно, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет на привале у костра. Но путь к нему ведёт через быструю речку Фонетического разбора. Попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждёт. (фонетический разбор) Что это за разбор?
Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой команде самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу». Слова для разбора: яма, лодка, мель. (Работают 3 человека у доски, за верный разбор приносят команде жемчужину)
-Спасибо нашим «пловцам». - А в это время команды должны решить фонетические задачи, приготовленные жителями поселка «Звуки речи». Каждому достается свой конверт. Будьте внимательны, вместе решите сложные задачки. Решение запишите в тетрадь.
1.К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных слова «медведица».
Решение: Лофкайа (2)+снк (3) – ц(1) = 4
2. К количеству твердых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество звонких согласных слова «сдача». Из полученного числа вычтите количество гласных звуков в слове «кабинет».
Решение: обозначила (б,з,н,л) (4) + з, д (2) – (а, и, э) (3) = 3
3. Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож? (4)
4. Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск? (5)
(Решение представляет капитан команды. За каждую правильно решенную задачу – жемчужина)
5. Физкультминутка
Цель: Эмоциональная и физическая разгрузка.
- Встаньте, стоя соберите из букв, которые лежат в конверте слово, постройтесь у доски всей командой и хором произнесите его.
(алфавит, азбука, графика, буквы) - жемчужина
- Как связаны эти понятия? Составьте 2 предложения, включив в них все эти слова. Кто лучше? Кто быстрее? (жемчужина команде)
(Алфавит и азбука – расположение букв в определенном порядке. Графика изучает начертание букв).
7.Включение в систему знаний и повторение
Цель: Обобщение и систематизация знаний и применение их на практике.
- Как вы поняли мы приблизились к городу Алфавитск.
Сколько жителей в нем живет? Кто они? Жители города Алфавитск приготовили вам интересное задание.
Расположи по алфавиту. (слайд)
1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.
2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.
3 вариант: Стричь, зажечь, дочь, видишь, рожь, печь.
4 вариант: вьюга, листья, соловьи, перья, шьёт, пьеса.
Взаимопроверка по слайду.
( 1 вариант: барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка)
( 2 вариант: весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость)
(3 вариант: видишь, дочь, зажечь, печь, рожь, стричь).
(4 вариант: вьюга, листья, перья, пьеса, соловьи, шьёт)
Вопросы:
– Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)
– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)
- Какова роль Ь в словах 3 варианта? (показатель грамматической формы)
- Какова роль Ь в словах 4 варианта? (жемчужины)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: расположите буквы данные на карточках по порядку их следования в алфавите русского языка, запишите их на обратной стороне карточки и расположите полученные слова в алфавитном порядке. Одно слово приготовьтесь назвать по буквам.
ТГАНЕ – агент
ТИСА – аист
ТИБН – бинт
ЩОБР – борщ
НЕТО – енот.
-Назовите раздел науки о языке, который изучает правила произношения слов.(Орфоэпия). Как вы понимаете, мы попали в город Орфоэпинск.. А вот что приготовили нам его жители.
- Спишите слова, расставьте ударения, произнесите правильно. Исправьте речевую ошибку, допущенную в предложении. Учащиеся имеют право пользоваться орфографическим словарём. 1 гр. Хозяева, цемент, украинский, шофер. На этих соревнованиях я всех победю. 2 гр. Намерение, документ, договор, баловать. Евонное выступление мне понравилось больше. 3 гр. Звонит, красивее, ждала, занята. Текст написан очень понятливым языком. 4 гр. Свекла, повторим, столяр, средства. Я ложу тетрадку на учительский стол. - Проверка задания. Коллективное чтение хором записанных слов. За правильное выполнение задания – жемчужина.
Учитель. Можно ли обойтись без орфоэпии?
Учитель. Правильное произношение является показателем общей культуры человека.
- Также о культуре человека говорит и его правильная письменная речь. А какая наука о языке изучает правила написания слов? (орфография). Какой город нас встречает?
- Спишите слова, обозначьте орфограмму. Вставьте пропущенные буквы на листе , расскажите, каким правилом вы руководствовались.
1гр. Гла..кий, дер..кий, лё..кий, мя..кий, хру..кий. 2 гр. Вкус..ный, влас..ный, жалос..ный, радос..ный, ужас..ный. 3 гр. З..рно, н..сти, пл..чо, св..рло, х..дьба.
4 гр. Ж..знь, ч...ща, ч...довище, щ...пальце, ш...нель.Листы с выполненными заданиями представители каждой группы прикрепляют к магнитной доске, рассказывают правило, а учитель и члены остальных групп проверяют правильность выполнения задания. Итоговый тест
1. В каком слове звуков больше, чем букв:
1) братья; 2) приезд; 3) коньки; 4) есть.
2. В каком слове все согласные звуки мягкие:
1) лишь; 2) плющ; 3) лечу; 4) цель.
3. В каком слове все согласные звуки твердые:
1) живет; 2) жираф; 3) щука; 4) час.
4. В каком слове есть согласный звук [ т] :
1) подвиг; 2) отгремел; 3) учится; 4) труд
5. В каком слове есть гласный звук [ о] :
1) родные; 2) радость; 3) отказ; 4) шёлковый.
10. Подведение итогов. Задание на дом.Вот и закончилось наше путешествие. Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем, сколько драгоценных жемчужин собрала ваша команда. Соберите из подписанных жемчужин слово. Это и есть ваш результат работы на уроке. (Молодцы, Блестяще, Умницы, Изумительно, Превосходно, Прекрасно..)
Команда-победитель получает оценку 5. Особо хочется отметить следующих учеников:
11. Рефлексия
Цель: зафиксировать содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной работы
?
Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!!
Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные орфограммы и нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- На полях тетради поставьте такой знак в соответствии с тем, что вы научились делать.
Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.
? повторить п.50-61, упр.315.
!! повторить п.50-61, упр.316
!!! придумать лингвистическую сказку о звуках речи.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно
Мы сегодня разобрались.
Я сегодня понял, что
Мне было трудно... (каждый в группе высказывается)
Понравилось ли вам на уроке? Покажите смайлик, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок. (Учитель тоже показывает смайлик).
Всем спасибо за урок!
Улыбающееся лицо 7