Урок русского языка в 10 классе Подготовка к сочинению (ЕГЭ, часть С)


Тема урока русского языка в 10 классе:
Подготовка к сочинению (ЕГЭ, задание С)
Тип учебного занятия: урок развития речи
Форма учебного занятия: групповое исследование текстов разных стилей речи
Цель урока: обучение сочинению – рассуждению в соответствии с требованиями ЕГЭ к заданию С.
Задачи
1)Образовательные:
- расширить знания десятиклассников о жанре сочинения – рассуждения,
- активизировать познавательную деятельность обучающихся,
- продолжить работу с терминами: проблема, комментарий, аргументация, позиция автора.
2)Развивающие:
- создать условия для развития диалогической культуры,
- продолжить развитие устной и письменной речи учащихся,
- развивать кругозор учащихся.
3)Воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся,
- настроить учащихся на размышления о роли искусства в патриотическом
самовоспитании,
- установить межличностные отношения в процессе обсуждения при работе в группе.
Оборудование: компьютер, презентации, инструктивная карточка с критериями к сочинению на ЕГЭ.
Комментарии к учебному занятию: учителем разработана презентация к уроку; учащиеся разделены по группам (в количестве 5 человек), которые сидят за отдельными столами; ученицей подготовлена презентация о русских художниках 19 века.
Ход урока
I.Ориентировочно – мотивационный этап. Слайд 1.
Приветствие. Объявление темы и цели урока, его важности в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

II.Проблемно – поисковый и практический этапы урока.
1.Актуализация знаний.
Работа над терминами: проблема, комментарий, аргументация. Слайд 2.
2. Пан работы над сочинением. Слайд 3.
- определение главной проблемы, поставленной автором в тексте,
- комментарий к сформулированной проблеме,
- определение позиции автора по данной проблеме,
- аргументация согласия или несогласия с точкой зрения автора.
3.Проверка домашнего задания.
Учащиеся работали со сборником Н.А. Сениной (вариант 8), текст А. Грина.
Слайд 4.
4. Ученица Бурова Мария выступает с презентацией о русских художниках 19 века (Левитан, Поленов, Нестеров, Кустодиев), так как именно о них пойдет речь в тексте В.Конецкого. Особое внимание обращено к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
5. Исследовательская работа по тексту В. Конецкого. Слайды 5 - 6.
Проблема: Искусство… В чем его назначение? Какое произведение можно считать произведением искусства?
Позиция автора: настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменниках чувство родины». Слайд 7.
6.Практическая работа в группах. Написание сочинения – рассуждения по тексту Вл. Конецкого. Отработка умения делать переходы от одной части сочинения к другой, членить текст на абзацы.
III.Рефлексивно-оценочный этап
Учитель. Подведём итоги нашей работы. Какие тексты у вас получились? Приглашаю одного представителя от команды прочитать сочинение.
(Каждая группа представляет свою работу. Учитель выслушивает выступления, фиксируя для себя замечания, подводит итоги проделанной работы и вместе с учениками вносит поправки. В ходе коллективного обсуждения создается единый текст.)Учитель. Молодцы! За очень короткое время вам удалось создать такой яркий текст сочинения, что я поняла: никто из вас не остался равнодушным к поднятой автором проблеме о роли искусства в воспитании любви к Родине. Слайд 8.
IV.Домашнее задание. Написать сочинение по тексту В. Блинова «Мобильный телефон». Комментарий. Слайд 9.
- наивысший балл
- учитывается орфографическая, пунктуационная и языковая грамотность
- речевая и фактическая грамотность.
Слайд 10.
V.Подведение итогов урока.
Учитель. Спасибо за сотрудничество. Желаю вам творческих успехов в написании домашнего сочинения.
А теперь расскажите о своих впечатлениях, полученных на уроке.
Слайд 11
\s