Похвала на уроке и дома. Для учителей и родителей


Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.   
Ценность учительской похвалы
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке  и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребенка учиться, и учиться с удовольствием. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.
Золотые правила учительской похвалы  
Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.1.    Хвалите за старательность! Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!» А на уроке английского языка хорошей мотивацией станет похвала на английском.2.    Хвалите действия, а не личность! В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи.3.    Четко обозначайте, за что хвалите! Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. 4.    Хвалите в меру и по делу!Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно  ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.  5.    Хвалите не только «любимчиков»!В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их  успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.6.    Останавливайтесь на хорошем! Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на  уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. Кстати, не менее важно учить родителей правильно хвалить своих детей.7.    Не противопоставляйте одного ученика всему классу!Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа.  Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке химии, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников  не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!    8.    Хвалите без сравнений! Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай. 9.    Подкрепляйте похвалу!Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.10.    Запаситесь «Я-посланиями»!Более действенной является та похвала, при выражении  которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников. Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и родительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!
 
Методы стимулирования учебной деятельности школьников
12Эта тема актуальна стала особенно в настоящее время. Появились коммерческие учебные заведения, поступления в которые не вызывает затруднений при наличии денежных средств. Подростки общаются друг с другом и рассуждают, примерно, так: «Зачем учиться, если папа за все экзамены заплатит?» или «Надо ли учиться, если поступать никуда не буду, так как в семье нет денег?». На первый взгляд все, как будто, верно. Но ведь для процветания любой страны нужны грамотные, образованные люди. Вот почему, я считаю, нужно использовать все методы стимулирования учебной деятельности учащегося. И так как все начинается с начальной школы. нам надо приложить все усилия, чтобы дети учились с увлечением, с радостью, умели преодолевать трудности в учебе. Для того, чтобы учебный процесс приносил ребенку радость, надо, чтобы мы сами научились: 1. любить ребенка; 2. очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3. проживать в ребенке свое детство. Надо согласиться с тем, что ведь не каждому ребенку уютно в жизни, поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы на наших уроках чувствовал себя комфортно каждый ребенок. Разнообразные структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются формирование чувства ответственности и долга в учении. Большинство из исследователей проблемы методов стимулирования учебной деятельности приходит к выводу, что поскольку понятие метод многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом случае должен конструироваться учителем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда взаимосвязаны.
Саботаж школьных успехов вашего ребенка
Часть 1. Как всегда накануне нового учебного года школы готовы принять своих учеников, газеты и журналы пестрят советами, как подготовить вашего ребенка для успешного учебного года. Статьи полны советов родителям, как помочь своему ребенку стать следующим Эйнштейном, Моцартом или да Винчи. Кажется, нет конца этому потоку и нет никакой необходимости советовать еще что-то. Тем не менее, давайте рассмотрим другой вариант возможного поведения родителей. Давайте посмотрим, как можно сорвать предстоящий учебный год вашего ребенка, демотивировать обучение и подорвать его достижения и успехи? Существует целый ряд таких методов, используемых некоторыми родителями хоть и неумышленно, но неуклонно и, к сожалению, вполне эффективно. Кроме того, есть и несколько заметных преимуществ такого решения. Подумайте, сколько денег вы сможете сэкономить на школьных принадлежностях и форме. Нет смысла тратить на это деньги, если низкий интерес и отсутствие мотивации вашего ребенка к учебе сделает все эти предметы ненужными. В более долгосрочной перспективе вы сможете достичь более существенной экономии, если иметь в виду возможные предстоящие затраты на получение вашим ребенком высшего образования, включающие обучение в колледже, проживание, питание, учебники. Такой саботаж мотивации ребенка к обучению на ранних этапах учебного процесса может привести к сбережению от 50.000 до 400.000 долларов. Это включает стоимость четырех лет обучения в колледже, это деньги, которые могли бы пойти на личный пенсионный счет, вместо того, чтобы строить успешное будущее вашего ребенка. За мой более чем 40-летний опыт работы учителем, школьным психологом, семейным психологом, профессором колледжа, консультирования школ по всему миру, а также исследований условия обучения и развития детей я обнаружил довольно обширный список подрывных родительских стратегий, способных саботировать успехи детей в школе. По иронии судьбы, эти стратегии часто ошибочно используются родителями, а иногда даже рекомендуются учителями с целью мотивации детей к достижениям в учебе. К сожалению, имеющийся опыт и проведенные исследования убедительно показывают, что эти стратегии имеют неприятные последствия. Они приводят к снижению мотивации к обучению, снижению успеваемости, снижению в стремлении, а бывает и отказу от школьной работы. Вот Топ-пятерка наиболее распространенных стратегий "родительского саботажа". Используйте эти тактики, если вашей целью является саботаж обучения вашего ребенка и максимизация пенсионных накоплений. Топ-пятерка саботажных стратегийНа 5-м месте: Оставайтесь отстраненными и безучастными к событиям, происходящим с вашим ребенком в школеИзбегайте посещения школьных мероприятий, событий и общих собраний. Кроме того, будьте осторожны, не спрашивайте, не интересуйтесь и не обсуждайте день, проведенный вашим ребенком в школе, включая то, что они изучили или сочли интересным и приятным. Это эффективно сообщит вашему ребенку, насколько незначительна его жизнь для вас, и как незначительна школа и его обучение в целом. Также важно избежать участвовать в любых мероприятиях, интересных и познавательных событиях за пределами школы, таких как библиотеки, музеи, парки - заповедники живой природы, и т.д. Эта стратегия помогает усилить незначительность происходящего и формирует позицию "Это неважно!” у вашего ребенка в отношении его школьных успехов и устремлений. На 4-м месте:Станьте "Терминатором домашних заданий"Превратите каждый вечер в битву за домашнее задание. Стратегия "Без права на ошибку" успешно разрушает образовательную направленность вашего ребенка. Заставляйте его выучивать и делать домашние задания безупречно! Лучше всего это получается, если вы будете настаивать на выполнении заданных уроков в том месте и в то время, которое требуете вы. Особенно эффективно это делать, когда идет любимый сериал вашего ребенка, или когда его друзья увлечены каким-то интересным, здоровым занятием, игрой. Обязательно и неустанно акцентируйте внимание на успехе ребенка, сурово указывайте на ошибки, которые должны быть непременно исправлены или на задание, которое должно быть переделано. При этом настаивайте на совершенстве! Это приятно переводит обучение в плоскость борьбы за власть между родителем и ребенком. Эта борьба, в которой родитель демонстрирует свой черный пояс в боевых искусствах воспитания. Хотя ваш ребенок будет думать, что это он побеждает вас в вашем стремлении "заставить его сделать его домашнюю работу”, но вы-то будете знать, что фактически вы являетесь победителем. При помощи энергии вашего ребенка победить вас, вы фактически получите свою цель саботажа его побуждения учиться и достигать результатов и, таким образом, вы подорвете его стремления к образованию. Конечно, ирония заключается в том, что все проведенные исследования неизбежно указывают, что домашняя работа, по крайней мере в начальной школе, не имеет никакого положительного влияния на эффективность обучения. Домашняя работа в средней и старшей школе, если и имеет некоторое положительное влияние на успешность обучения, то очень незначительное, но при этом может иметь очень неблагоприятно воздействовать на успех. Кроме того, те же исследования указывают, что чем больше времени родители тратят на то, чтобы заставлять их ребенка сделать домашнюю работу лучше, тем сильнее снижение успехов ребенка в школе. На 3-ем месте по разрушительности находятся Поощрения и НаказанияСконцентрируйтесь на своем стремлении заставить ребенка работать усерднее и получать лучшие оценки, поощряя за лучшие отметки и первые места и наказывая применением ограничений и лишением игрушек, привилегий и любимых занятий всякий раз, когда результат не соответствует вашим высоким стандартам. Последовательное использование таких карательных стратегий превращает процесс обучения в войну между родителем и ребенком. Ваш ребенок вскоре поймет аксиому - "никогда не борись с тем, кто может победить вас, просто ничего не делая; он непобедим". Таким образом, чем больше вы критикуете и наказываете, тем больше ваш ребенок будет использовать пассивное сопротивление, чтобы победить ваши требования и попытки пересилить его. В этом случае дополнительным преимуществом "стратегичного родителя" является то, что наказания с каждым днем все сильнее превращают обучение в отрицательный, потенциально болезненный процесс, предлагая еще один шанс потерпеть неудачу в глазах родителя и перенести некоторую форму карательной реакции. Постепенно у детей разовьются "доспехи" защищающие от неудачи. Ваш ребенок, в конечном счете, откажется упорно учиться и достигать результатов, заявляя вместо этого: "Мне все равно! Мне не нравится школа!” Такойответ фактически означает: "В действительности я очень обеспокоен, но если вы узнаете об этом, то будете использовать это против меня и причинять мне боль”. Проведенные исследования показывают, что похвала детей (оборотная сторона наказаний) также тонко подрывает их побуждение к достижениям. Похвала предполагает оценку взрослым ребенка в таких заявлениях как: "О, ты такой умный, ты получил все "А" или 100%”, или "Я так горжусь твоей победой!” Дети улавливают подразумеваемую логику, которая означает - "Если я получаю все "А" или 100%, то я умен, поэтому, если я получаю меньше чем 100% или не все "A", то я тупой”, или - "Если я побеждаю, мой родитель гордится мной, но если я не побеждаю тогда, он будет разочарован, огорчен”. Таким образом, если успех не гарантирован, то привлекательным решением становится уход от потенциальной неудачи, отказ от стремления что-то делать вообще. На 2-ом месте:Используйте Внешние Вознаграждения для мотивации успехаВ то время как многие родители полагают что вознаграждения (иначе — подкуп) за работу в школе мотивирует детей учиться, научные исследования убедительно указывает на совсем противоположное. Внешние вознаграждения (деньги, удовольствия, особая деятельность и т.д.) за успешную учебную работу или чтения книг, на самом деле, приводит к ее уменьшению. Награда - фактор мотивации короткого промежутка времени, но в долгосрочном периоде - фактор демотивации! Действительно, исследования показали, что методы, такие как предложение приза за чтение определенного количества книг также уменьшают навыки понимания прочитанного. Дети учатся читать, чтобы получить приз, а не понять то, что они прочитали в книге. Этот подход также трансформирует детей в торгашей-переговорщиков, которые научаются торговаться в отношении все более и более лучших вознаграждений в обмен на обеспечение качества или результатов, желаемых их родителями. В конечном счете отношение ребенка к школьной работе становится таким: "Итак, вы хотите, чтобы я получил хорошие оценки, но что это будет значить для меня? ”. Как только ваши вознаграждения перестанут быть интересны, побуждение для учебной работы исчезнет. И, наконец, на 1-м месте Топ-пятерки:Внимание на Исправление ОшибокЭто - единственная, лучшая стратегия саботировать побуждение к образованию. Просто вспомните в прошлый раз, когда ваша мать или теща указали вам, что обед, который вы приготовили, был переварен/недоварен, или имел слишком мало/много соли. Вспомните свою признательность за то, что она отмечает ваши недостатки и почувствуйте тепло, заботу и привязанность, нарастающую между вами, поскольку она попыталась сделать вас лучшей женой/матерью или мужем/отцом. Такое замечание вашей ошибки просто побуждает вас захотеть пригласить ее к себе снова и приготовить еще лучший обед? Нет, тогда почему вы думаете, что та же самая стратегия способна помочь вашему ребенку? Когда дети еще очень малы, мы приветствуем и принимаем каждую попытку и каждое усилие, которое они прилагают, чтобы научиться говорить, ходить, держать чашку, пинать мяч и т.д. Такая поддержка их усилий нужна, чтобы стимулировать их естественное стремление к совершенствованию и росту без опасения критики. Теперь же, когда они начали ходить в школу, мы берем этот успешный метод, который работал так хорошо в течение прошлых 4-5 лет, и переворачиваем его вверх дном. Мы теперь сосредотачиваемся на их ошибках и недостатках. Мы настойчиво обращаем внимание на то, что они сделали плохо, не достаточно хорошо или должны улучшить. Попробуйте этот метод на своем супруге и убедитесь, как хорошо он работает! Ясно, эта стратегия почти надежна для родителей, стремящихся сорвать образование своего ребенка. Конечно, если вы оказываетесь одним из тех родителей, которые выбирают противоположный путь укрепления и развития любви к обучению, высоким стремлениям и побуждению к достижениям, вам будет лучше избежать этой Топ-Пятерки саботажных стратегий образования. Просто не жалуйтесь потом, когда вам придется оплачивать все те затраты за обучение, счета пансиона и покупку учебников или рассматривать дорогие варианты высшего образования! 
Как похвалить ребенка на уроке английского языка. 52 выражения похвал
Список фраз на английском языке для похвалы учеников
Wow — Вау, Здорово
Outstanding — Выдающийся
Good — Хорошо
I am proud of you — Я горжусь тобой
Looking good — Выглядит хорошо
That’s incredible — Это невероятно, немыслимо, потрясающе
Beautiful — Превосходно, великолепно
You are on your way — Ты на верном пути
You are darling — Ты душка, прелесть
Beautiful work — Превосходная, великолепная работа
You are fantastic — Ты замечательный
Great discovery — Отличное открытие, находка
Terrific — Прекрасно, отлично
You tried hard — Ты очень старался
You are treasure — Ты сокровище
That’s correct — Правильно
You learned it right — Ты выучил правильно
Bravo — Браво
I respect you — Я уважаю тебя
You care — Ты внимательный
You brighten my day — Ты осветил мой день
You make me laugh — Ты заставляешь меня смеяться
You are perfect — Ты замечательный, гениальный, идеальный
Excellent — Отлично, отменно, превосходно, прекрасно
Remarkable — Замечательно, поразительно
How smart — Как проницательно, сообразительно, находчиво, разумно
You are the winner — Ты победитель
How nice — Как мило, славно, хорошо, воспитанно
Super — СуперAwesome — Потрясающе, фантастически
A big hug — Поздравляю
You are sensational — Ты шикарный, роскошный, сенсационный
Creative job — Творческая работа
Super work — Замечательная работа
Great — Отлично
I knew you could do it — Я знала, ты сможешь
You make me happy — Ты делаешь меня счастливой
Magnificent — Отличный, изумительный, прекрасный
You are on target — Ты достиг цели, выполнил задание
Marvelous — Изумительный, удивительный, великолепный, превосходный
Phenomenal — Феноменально, выдающийся, исключительный, необыкновенный
You are unique — Ты уникален
Well-done — Молодец
Tremendous — Потрясающе
Fabulous — Поразительно
You’re tops — Ты отлично справился, лучше всех
Dynamite — Ты «крутышка», очень здорово
Good sport — Молодчина
You are on the mark — Ты сделал все так, как положено
What a careful work — Как аккуратно
You are a real trooper — Ты такой терпеливый/выносливый
You’ve figured it out — Ты разобрался
Надеюсь, вам тоже это пригодится, если у Вас есть дополнения – то дополняйте.