Консультация для родителей 5 вещей за которые нельзя ругать ребенка


5 вещей, за которые нельзя ругать ребенка
Все мы интуитивно чувствуем, что ребенка лучше недоругать, чем переругать, но то и дело идем на поводу у собственных эмоций. Но ведь есть ситуации, когда любая критика бывает не только напрасной, но и губительной для родительского авторитета.

«Мааам! Меня папа отругал!» – «За что, сынок?» – «Не знаю…» – знакомая ситуация, не правда ли? Наблюдая такую картину со стороны, мы обычно не сомневаемся в неправоте взрослого. Ведь если ребенок не понял, в чем провинился, значит, родитель выбрал неправильную воспитательную тактику. Но стоит нам самим оказаться на папином месте, мы почему-то делаем диаметрально противоположные выводы. «Ему хоть кол на голове теши!», «Как об стенку горох!», «Сколько можно говорить одно и то же?!» – повторяем мы эти фразы, как мантры, пытаясь убаюкать собственную совесть.
Между тем психологи настаивают, что прежде чем приступить к нотациям, наказаниям и прочим «действенным» методам воспитания, родители должны задуматься над вопросом: создали ли они для ребенка понятную и однозначную систему правил и действительно ли он намеренно нарушил одно из них? Только в этом случае родительский гнев может быть оправдан, а в остальных… мамам и папам стоит ругать себя за отсутствие педагогической концепции.
Ругать нельзя, помиловать
Понятно, что дети очень изобретательны в своих проделках, а многие из них – настоящие виртуозы по игре на родительских нервах. Тем не менее, даже не обладающим железной выдержкой родителям важно помнить, что существуют ситуации, в которых ребенка ругать нельзя.
Ситуация №1
Если ребенок совершил поступок нечаянно – что-то разбил или пролил, упал в лужу, порвал новые брюки и так далее.
Почему. Учить детей аккуратности и умению сосредоточиться на совершаемых действиях необходимо, но ругать их за рассеянность – абсолютно бесполезно. Они этого просто не поймут. Зато могут начать обманывать, скрывать последствия нечаянно совершенных поступков, боясь родительского гнева, но при этом не станут внимательнее относиться к вещам, которые не имеют для них большого значения. Ругать детей за подобные проступки – это сотрясать воздух, приучать их к «фонящему» шуму родительского недовольства, постепенно отдаляться от них из-за своих невыполнимых требований, терять с ними контакт.
HYPERLINK "https://deti.mail.ru/forum/dosug/obo_vsjom_na_svete/vy_ne_rugaete_detej/?page=8" \l "rid102962"
Что делать. Детские представления о ценностях в жизни сильно отличаются от взрослых, и это замечательно. Не надо забывать, что наши дети только познают мир. Понять, что каждый поступок, даже нечаянно совершенный, имеет последствия, они смогут, лишь убедившись в этом на практике. Двухлетний карапуз вполне может вытереть тряпкой разлитый кефир (пусть плохо, не в этом суть), четырехлетний – постирать испачканную одежду. Порванные штаны можно попросить ребенка зашить самостоятельно или, если он уже в сознательном возрасте и того требует ситуация, объяснить ему, что покупка новых брюк на ближайшее время не запланирована, а раз так – придется походить с заплаткой. При этом самое важное – выполнить грозное обещание, временно забыв о собственных эстетических потребностях. Ведь сами того не замечая, мы внушаем детям небрежное отношение к вещам, когда легко и непринужденно делаем покупки, порой ненужные.
Ситуация №2
Когда ребенок старается, но все равно не справляется с делом, эмоциями или ситуацией
Почему. Если ребенок не ленится и не халтурит, а просто не может сосредоточиться, или ему не хватает опыта, сноровки, знаний, но при этом он хочет сделать дело хорошо, ругать его за неудачи – большая ошибка. Представьте себя на новом месте работы и нервного начальника, стоящего у вас за спиной, придирающегося к каждой мелочи, требующего мгновенного и стопроцентного результата. Надо ли говорить, что подружиться с таким начальником вы вряд ли захотите? Да и домой, скорее всего, будете лететь со скоростью ветра. Вот и дети обижаются на нас, перестают верить в свои силы, а то и зарабатывают неврозы, если мы ведем себя, как нервные начальники.

Что делать. Не забывать, что все мы чему-то учимся в течение жизни, и все ошибаемся. В такие моменты нам бывает нужна поддержка близких, а не конструктивная критика с их стороны. Ребенка можно поддержать советом, терпеливым разбором ошибок и поиском новых решений, а, может быть, всего лишь добрым словом. Вместо «Ты пишешь, как курица левой лапой!» или «Думай головой!» всегда можно сказать «Посмотри, как у тебя здесь красиво получилось, старайся теперь все буквы так писать» и «Ты умный мальчик, ты обязательно решишь задачу, если внимательно прочитаешь условие», ведь вера в себя – это половина успеха в любом деле.
Ситуация №3
Если ребенок нарушает правила, которые мы и сами не очень-то соблюдаем.
Почему. Если существуют правила, то они распространяются на всех. И хотя у родителей прав априори больше, в воспитании детей очень важна последовательность. Если ребенку нельзя есть в комнате, то почему мама ест бутерброд в гостиной, сидя перед телевизором? И почему папа так страшно ругается, когда его «подрезают» на дороге, если говорить плохие слова нехорошо? С точки зрения ребенка ответ может быть только один: мама с папой сами не знают, что хорошо, а что плохо, а значит, прислушиваться к их словам необязательно.
Что делать. Дисциплинировать себя, прежде чем требовать соблюдения дисциплины от ребенка.
Ситуация №4
Если внешность, характер или поведение ребенка не соответствует нашим ожиданиям.
Почему. Если ребенок родился похожим на бывшего мужа или на нелюбимую свекровь, если он не пошел по стопам дедушки-пианиста и не блещет способностями к языкам, странно вменять ему это в вину. Не менее странно требовать от малыша, чтобы он не веселился, не бегал и не шумел, когда у нас плохое настроение. Каждый человек, даже самый маленький, нуждается в том, чтобы уважали его индивидуальность и его право быть собой, иначе он может решить, что его не очень-то любят.

Что делать. Разобраться с собственными чувствами и не пытаться переложить ответственность за них на ребенка. Не ждать, что он станет заглядывать вам в глаза, спрашивая разрешения быть бодрым и жизнерадостным. Не ждать от него успехов в области, к которой он не имеет склонности. Присматриваться к способностям ребенка, предоставлять ему возможности пробовать себя в разных амплуа, найти ту стезю, где он сможет проявить себя наиболее ярко.
Ситуация №5
Если ребенок совершил проступок из лучших побуждений
Почему. Если ребенок по велению сердца подарил приятелю дорогую игрушку, от души угостил друзей вареньем из «неприкосновенного запаса» или погладил мамин кружевной пеньюар, превратив его в жалкую дырявую тряпочку, не надо обрушивать на него шквал отрицательных эмоций. Добрые движения души важно не вспугнуть, не «задавить» еще в детском возрасте взрослым прагматизмом.
Что делать. Аккуратно и бережно объяснять ребенку, как поступать в тех или иных ситуациях, обязательно хваля его за добрые намерения и подчеркивая их первостепенность. Поверьте, беречь вещи он научится обязательно, когда станет сам на них зарабатывать, а вот учиться доброте иногда бывает поздно.